Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-2/2022 (5-310/2021;) от 11.11.2021

Дело №5-2/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Вытегра 11 января 2022 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Скресанов Д.В.,

при секретаре Дикаловой А.С.,

рассмотрев административное дело по ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в отношении Белоцерковской Н.А., <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

В отношении Белоцерковской Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ. Согласно протокола ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов Белоцерковская Н.А., находясь в общественном месте на территории, <данные изъяты> по <адрес> участвовала в массовом одновременном пребывании граждан в количестве 20 человек, не являющимся публичным мероприятием, с целью обращения к Правительству РФ с возражениями о введении QR-кодов в связи с вакцинацией от COVID-19, при этом находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания и без соблюдения социальной дистанции, чем нарушила санитарные нормы и правила.

В судебном заседании Белоцерковская Н.А. с нарушениями не согласилась, суду пояснила, что действительно участвовала в записи видеообращения вместе с другими гражданами, маску не надевала, так как на улице этого делать не обязательно. Участвующие лица стояли в шахматном порядке в полутора метрах друг от друга.

В судебном заседании защитник Сорокин Н.А. просил признать протокол об административном правонарушении и имеющиеся письменные объяснения недопустимыми доказательствами, поскольку при их составлении права лицам разъяснены не были, также пояснил, что территория, где проходило непубличное мероприятие, не является местом массового пребывания людей, поскольку не включено в соответствующий перечень, поэтому ношение маски там санитарными нормами и правилами не предусмотрено. Просил производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ОМВД России по Вытегорскому району Пелещак Е.А. пояснила, что делая вывод в акте осмотра Интернет-ресурса о дистанции между участниками от 50 до 100 см., она имела ввиду только граждан, стоящих в первом ряду. Расстояние от Белоцерковской Н.А. до ближайших людей действительно составляет около 1-1,5 м., более точно сказать невозможно. Замеров расстояний между участниками мероприятий не проводилось. Участники мероприятия расположились в сквере <данные изъяты> Часть участников стоят на дорожке, ведущей к автостанции, другая часть участников стоит на газонах, не предназначенных для этого. Посадочные площадки автостанции, где возможно массовое пребывание людей, расположены с другой стороны здания.

Суд, заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для граждан в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток за участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В определении от 24.10.2013 №1721-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что положение статьи 20.2.2 КоАП Российской Федерации, определяя через категорию "массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах" общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (пункты 1 - 6 статьи 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов Белоцерковская Н.А., находясь в общественном месте на территории, <данные изъяты> в сквере <данные изъяты> по <адрес>, действительно участвовала в массовом одновременном пребывании граждан в количестве 20 человек, не являющимся публичным мероприятием, при этом находилась без защитной маски.

Вместе с тем, для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ требуется наступление негативных последствий в виде нарушения санитарных норм и правил, либо иных последствий, перечисленных в диспозиции данной статьи.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.4 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ, нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Согласно п.2 ст.37 Федерального закона № 52-ФЗ, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

Согласно п.5 данного Положения, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации для предотвращения распространения COVID-2019 принят ряд санитарных норм и правил: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".

Так пунктом 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Согласно пункту 4.4. указанных Санитарных правил мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

В качестве доказательства несоблюдения Белоцерковской Н.А. социальной дистанции при участии в массовом одновременном пребывании граждан, не являющимся публичным мероприятием, представлен акт осмотра Интернет-ресурса, из которого следует, что сотрудник полиции Пелещак Е.А. при просмотре видеозаписи с обращением инициативной группы вытегоров установила, что дистанция между участниками составляет около 50-100 см. (л.д.9).

Данный акт не может быть принят судом в качестве достаточного и допустимого доказательства нарушения социальной дистанции со стороны Белоцерковской Н.А.

Так судом просмотрена указанная видеозапись, на которой Белоцерковская Н.А. располагается в третьем ряду крайняя справа. Из видеозаписи следует, что спереди и слева от Белоцерковской Н.А. стоят другие участники данного мероприятия, между ними и Белоцерковской Н.А. имеется значительное расстояние, по мнению суда, 1-1,5 м. Точное расстояние по видеозаписи установить невозможно ввиду отсутствия каких-либо объективных данных.

При проведении проверки уполномоченным лицом расстояние от Белоцерковской Н.А. до стоящих поблизости граждан также не установлено. Так в акте осмотра расстояние от Белоцерковской Н.А. до других граждан не указано, а имеется только общая фраза о дистанции между участниками около 50-100 см., при этом всего было 20 участников и между всеми разное расстояние. Сама Белоцерковская Н.А. при составлении протокола об административном правонарушении и суду пояснила, что расстояние до ближайших людей было от 1 до 1,5 м. При проведении проверки данные пояснения Белоцерковской Н.А. не опровергнуты, Белоцерковской Н.А. не было предложено выйти на место данного мероприятия и показать, где находилась она и где находились другие граждане, что позволило бы измерить расстояние средствами объективного контроля.

Представитель ОМВД России по Вытегорскому району Пелещак Е.А. после просмотра видеозаписи в судебном заседании подтвердила, что визуально расстояние от Белоцерковской Н.А. до других граждан составляет примерно 1-1,5 м., более точно определить невозможно.

Таким образом, достаточных и достоверных доказательств того, что Белоцерковская Н.А., участвуя в данном непубличном мероприятии, нарушила социальную дистанцию, которая должна составлять по п.6 Постановления от 30.03.2020 N 9 не менее 1 м. и по п.4.4 СП 3.1.3597-20 от 1,5 до 2 метров, судом не установлено.

Кроме того, согласно пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", лица, находящиеся на территории Российской Федерации, должны обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Таким образом, данным Постановлением, которое является специальным по отношению к санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.3597-20, установлен исчерпывающий перечень мест, где граждане должны использовать гигиеническую маску, в то время как п.4.4. СП 3.1.3597-20 содержит общие требования, в том числе и по использованию медицинских масок.

В частности гигиенические маски должны носиться в местах массового пребывания людей.

Между тем, понятия «общественное место» и «место массового пребывания людей» не являются тождественными и каждое имеет свое нормативное закрепление.

Так, согласно Информации Роспотребнадзора "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", размещенной на официальном сайте 27.10.2020, разъяснено, что Постановлением от 16.10.2020 N 31 предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. При этом следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

При этом, в соответствии с п.2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, Перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, не любое общественное место может быть признано местом массового пребывания людей, а только то, требования к которому закреплены в п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ.

Согласно информации Администрации муниципального образования «Город Вытегра» территория сквера <данные изъяты> возле здания автостанции г.Вытегры по <адрес> в перечень мест массового пребывания людей не входит. Также Администрация не смогла по запросу суда подтвердить, возможно ли размещение на данной территории одновременно 50 и более человек, как с соблюдением социальной дистанции, так и без её соблюдения.

Представитель ОМВД России по Вытегорскому району Пелещак Е.А. суду пояснила, что место массового пребывания граждан в виде посадочных площадок для пассажиров находится с другой стороны здания автостанции г.Вытегры, а участники непубличного мероприятия находятся в сквере <данные изъяты> через который ведет бетонная дорожка от Ленинградского тракта к зданию автостанции, не предназначенного для проведения массовых мероприятий.

Таким образом, каких-либо доказательств, что на территории сквера «Вишневый сад» возле здания автостанции г.Вытегры при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек, а также, что территория сквера <данные изъяты> предназначена для массового пребывания людей, суду не представлено.

Из просмотренной судом видеозаписи следует, что при записи видеообращения одновременно присутствовали 20 человек, часть стоит на бетонной дорожке, предназначенной для прохода людей, часть стоит на газонах, не предназначенных для нахождения на них людей, из данной видеозаписи невозможно сделать вывод о возможности размещения на данной территории одновременно более 50 человек, в связи с чем указанная территория не может быть признана местом массового пребывания людей.

Таким образом, участие Белоцерковской Н.А. в непубличном мероприятии без защитной маски на территории, которая не является местом массового пребывания людей, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.

При этом, согласно п.8.1. постановление Правительства Вологодской области от 16.03.2020 N 229 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Вологодской области" граждане обязаны соблюдать масочный режим (использование средств индивидуальной защиты органов дыхания), в том числе при проезде на транспорте (в том числе в такси), посещении организаций, деятельность которых не приостановлена, мест массового пребывания людей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных общественных мест, а также при нахождении на парковках и в лифтах.

Вместе с тем, данное постановление не может быть отнесено к санитарным нормам и правилам, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. Данным постановлением установлены не санитарные нормы и правила, а введен режим функционирования «Повышенная готовность» на территории Вологодской области и установлены соответствующие ограничения в связи с введением данного режима и до его окончания.

Поэтому, невыполнение ограничений, установленных постановление Правительства Вологодской области от 16.03.2020 N 229, при участии гражданина в массовом одновременном пребывании граждан в количестве 20 человек, не являющимся публичным мероприятием, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, а образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Поскольку административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ и ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, суд переквалифицирует действия Белоцерковской Н.А. с ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, поскольку это не ухудшает её положение, так как санкция ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ предусматривает назначение более мягкого наказания.

Ходатайство защитника Сорокина Н.А. о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством удовлетворению не подлежит, поскольку протокол составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ. В частности, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Белоцерковской Н.А., Белоцерковской Н.А. разъяснялись права, предусмотренные ст.ст. 24.2, 25.1, 30.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, о чем в протоколе имеется её подпись, Белоцерковская Н.А. в протоколе отразила свои объяснения по существу нарушения, копия протокола ей вручена.

Также не подлежит удовлетворению ходатайство защитника Сорокина Н.А. о признании недопустимыми доказательствами письменных объяснений Белоцерковской Н.А. и других лиц, поскольку все объяснения получены уполномоченными на то должностными лицами, всем гражданам была разъяснена ст.51 Конституции РФ, объяснения были даны добровольно, Белоцерковская Н.А. в суде подтвердила свои письменные объяснения.

Решая вопрос о наказании Белоцерковской Н.А., суд принимает во внимание, что она ранее к уголовной и административной ответственности не привлекалась, не работает, поэтому назначает ей наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Переквалифицировать действия Белоцерковской Н.А. с ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, по которой назначить ей наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Судья Д.В. Скресанов.

Мотивированное постановление составлено 11.01.2022.

5-2/2022 (5-310/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Белоцерковская Наталья Александровна
Другие
Сорокин Н.А.
Суд
Вытегорский районный суд Вологодской области
Судья
Скресанов Дмитрий Викторович
Статьи

ст.20.2.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vytegorsky--vld.sudrf.ru
11.11.2021Передача дела судье
16.11.2021Подготовка дела к рассмотрению
29.11.2021Рассмотрение дела по существу
11.01.2022Рассмотрение дела по существу
11.01.2022Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
11.01.2022Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
19.01.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
28.02.2022Обращено к исполнению
04.03.2022Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее