УИД: 51RS0003-01-2020-000196-81
Дело № 12-57/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
13 февраля 2020 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Чернецова О.Н., рассмотрев жалобу Николаевой О.С. на постановление административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска от 24.12.2019 № 1399 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска от 24.12.2019 № 1399 по делу об административном правонарушении Николаева О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде предупреждения. Правонарушение выразилось в том, что 02.12.2019 в 16 часов 50 минут Николаева О.С., являясь владельцем автотранспортного средства марки «Газель», государственный регистрационный знак №, в нарушение пункта 10.3.4.5. Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712, допустила стоянку автомобиля на территории вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями, в районе дома 95 по улице Александра Невского в городе Мурманске.
Не согласившись с указанным постановлением, Николаева О.С. подала жалобу, в обоснование которой указала, что в ее действиях отсутствует событие правонарушения, т.к. принадлежащий ей автомобиль 02.12.2019 был припаркован на территории вне пределов автомобильных дорог, не занятой зелеными насаждениями, на песчано-грунтовой площадке, покрытой снежным покровом. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании Николаева О.С. и ее защитник Николаев О.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на жалобу, в котором с доводами жалобы не согласился в полном объеме, полагал, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы дела об административном правонарушении №, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьями 1.1, 1.3.1, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение норм, установленных актами органов этих субъектов.
Административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории Мурманской области, устанавливает Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 (далее – Правила благоустройства), установлены общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территории муниципального образования город Мурманск для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Целью Правил благоустройства является контроль за тем, чтобы эксплуатация объектов благоустройства территорий города соответствовала требованиям по охране здоровья человека, охраны исторической и природной среды.
Пунктом 10.3.4.5 указанных Правил благоустройства установлен запрет на движение и размещение транспортных средств на территориях вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями, в том числе на газонах, территориях рекреационного назначения, парках, скверах.
Приведенная норма регулирует отношения в области благоустройства города, и установленный в ней запрет направлен на сохранение озеленения территории города.
Согласно пункту 2.22 Правил благоустройства, зеленые насаждения представляют собой - деревья, кустарники, цветы и травянистую растительность естественного и искусственного происхождения, включая произрастающие на малозастроенной территории жилого, общественного делового, коммунального и производственного назначения.
В силу статьи 1 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 № 45-787, город Мурманск - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа
В статье 2 названного Федерального закона определено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения
Таким образом, вопросы, связанные с благоустройством территории городского округа, относятся к компетенции органов местного самоуправления города Мурманска.
Установлено, что постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 24.12.2019 Николаева О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Из протокола об административном правонарушении от 17.12.2019 года №943 следует, что 02.12.2019 в 16 часов 50 минут в ходе осмотра территории в районе дома № 95 по улице Александра Невского в городе Мурманске установлено, что владелец автомобиля «Газель», государственный регистрационный знак №, допустил парковку своего автомобиля на территории вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями, в нарушение пункта 10.3.4.5 Правил благоустройства.
Указанные действия Николаевой О.С. квалифицированы по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
В качестве доказательства вины Николаевой О.С. в совершении административного правонарушения административным органом приняты: сообщение от 03.12.2019 о выявленном нарушении, карточка учета транспортного средства, фототаблица, обращение ФИО1, план земельного участка.
Из сообщения заместителя начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления Ленинского административного округа ФИО2 от 03.12.2019 следует, что 02.12.2019 02.12.2019 в 16.50 в ходе осмотра территории в районе дома № 95 по улице Александра Невского в городе Мурманске установлено, что владелец автомобиля «Газель», государственный регистрационный знак №, допустил парковку своего автомобиля на территории вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями, в нарушение пункта 10.3.4.5 Правил благоустройства.
Карточкой учета транспортного средства подтверждается, что собственником автомобиля «Газель», государственный регистрационный знак №, начиная с 25.02.2012 по настоящее время, является Николаева О.С., проживающая по адресу: <адрес>.
Из имеющейся в материалах фототаблицы невозможно достоверно установить место парковки автомобиля «Газель», государственный регистрационный знак №, в связи с чем данное доказательство нельзя признать допустимым.
Вместе с тем, в материалах имеется план земельного участка с указанием границ расположенного на нем многоквартирного дома № 95 по улице Александра Невского в городе Мурманске, а также дворовой территории с прилегающими участками озеленения и имеющихся во дворе пешеходных зон придомовой территории, из которых достоверно следует, что место, в котором был припаркован автомобиль Николаевой О.С., не является элементом улично-дорожной сети и оно не предназначено для организации стоянки автомобилей.
Факт парковки автомобиля в месте, указанном на плане земельного участка, Николаевой О.С. в ходе рассмотрения дела подтвержден и не оспаривался. Представленные в деле доказательства в своей совокупности содержат достаточно сведений о событии, указанном в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении административного органа.
На основании статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд находит представленные доказательства допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения факта совершения Николаевой О.С. административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 ЗМО № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях».
Объектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», является нахождение автомобиля, принадлежащего Николаевой О.С., на территории вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями, которым в результате размещения на них транспортных средств причиняется вред.
С точки зрения конструкции состава данного административного правонарушения не имеет значения, был причинен вред зеленым насаждениям или нет, составообразующим является именно само деяние и место его совершения - размещение транспортного средства на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями. Размещение транспортного средства на зеленых насаждениях как элементах объекта благоустройства - независимо от того, причиняется ли зеленым насаждениям непосредственный вред, - является нарушением санитарного и эстетического состояния территории города, негативно сказывается на безопасности и комфортности условий проживания граждан, а также затрудняет содержание и облагораживание объектов благоустройства.
Соответственно, объективную сторону состава административного правонарушения образует остановка или стоянка транспортных средств на территории вне пределов автомобильных дорог, занятых зелеными насаждениями.
На основании изложенного, доводы жалобы в части отсутствия события административного правонарушения суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно абзацу второму пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Николаева О.С. извещалась административной комиссией о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении по адресу ее регистрации по месту жительства: <адрес>.
Представленными документами подтверждено, что 09.12.2019 в адрес Николаевой О.С. направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которым Николаева О.С. вызывалась к 10 часам 15 минутам 17.12.2019 в административную комиссию для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении.
Указанное извещение получено Николаевой О.С. 25.12.2019, протокол об административном правонарушении составлен 17.12.2019 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Определением председателя административной комиссии Ленинского административного округа г. Мурманска от 17.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Николаевой О.С. назначено на 16 часов 20 минут 24.12.2019.
Определение направлено в адрес Николаевой О.С. 18.12.2019, вручено адресату 26.12.2019.
Таким образом, ни на дату составления протокола об административном правонарушении, ни на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении Николаевой О.С., сведениями о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу, административный орган не располагал.
Дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией Ленинского административного округа г. Мурманска 24.12.2019, Николаева О.С. привлечена к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия Николаевой О.С. в отсутствие сведений о том, что она извещена о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права Николаевой О.С.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Ленинского административного округа г. Мурманска от 24.12.2019 № 1399, вынесенное в отношении Николаевой О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», подлежит отмене.
Пунктом 3 статьи 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Ленинском районном суде г.Мурманска жалобы Николаевой О.С. срок давности привлечения ее к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска от 24.12.2019 № 1399 по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Н. Чернецова