Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-11239/2014 ~ М-11134/2014 от 18.12.2014

Дело № 2-11236/2014-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2014 года г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием представителей заявителя

Д.А. Крайнева, И.Ю. Жданова, действующих на основании доверенности от 15.11.2014 года

представителей заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Республике Карелия

В.В. Гусева, действующего на основании доверенности от 12.03.2014 года,

С.В. Мироновой, действующей на основании доверенности от 22.12.2014 года,

прокурора

С.Н. Бараевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения в Республике Карелия Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, побуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение в Республике Карелия Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» (далее – заявитель, Региональное отделение) обратилось в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее – Управление, заинтересованное лицо) по тем основаниям, что 19.11.2014 на 08.02.2015 назначены досрочные выборы Главы Чернопорожского сельского поселения (далее – досрочные выборы 08.02.2015).

Полагая, что Региональное отделение имеет право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015, а также указывая, что на официальном сайте Управления не опубликован список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ) и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, имеющих право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015 (далее – список партий, региональных отделений досрочных выборов 08.02.2015), просит признать:

незаконным бездействие Управления по неопубликованию списка партий, региональных отделений партий, имеющих право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015,

обязать Управление опубликовать указанный список,

включить заявителя в список партий, региональных отделений досрочных выборов 08.02.2015.

Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.12.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия Сегежского района (далее – ТИК Сегежского района, Избирательная комиссия).

Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.12.2014 года судом в порядке ст. 39 ГПК РФ приняты измененные требования, в соответствие с которыми заявитель просит:

признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в неопубликовании в установленный законом трехдневный срок в периодических печатных изданиях списка партий, региональных отделений партий, имеющих право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015;

обязать Управление опубликовать список партий в периодических печатных изданиях, региональных отделений партий, имеющих право участвовать в досрочных выборах главы 08.02.2015;

признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в невключении Регионального отделения в список партий, региональных отделений партий, имеющих право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015;

обязать Управление включить Региональное отделение в список партий, региональных отделений партий, имеющих право участвовать в досрочных выборах 08.02.2015.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. Дополнив, что полномочия по составлению списков партий на муниципальных выборах реализуются не Министерством юстиции Российской Федерации (далее – Министерство), а его региональными органами. Соответственно, Министерство не должно составлять, публиковать список избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах на муниципальном уровне, а также размещать его в средствах массовой информации, направлять в избирательную комиссию. Обращают внимание, что надлежащим заинтересованным лицом является именно Управление, что следует из анализа действующего законодательства. Дополнили, что право заявителя на участие в выборах наступило с 02.10.2014 года, т.е. с момента, когда в установленном порядке были поданы все необходимые документы в соответствующие структурные подразделения Министерства по регионам для регистрации Региональных отделений в установленном порядке в качестве некоммерческих образований.

Представители Управления просят в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что Министерством, как компетентным органом, Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» (далее – Партия прогресса) по состоянию на 19.11.2014 года, т.е. на дату публикации решения о проведении выборов, не была включена в список политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, а также общественных объединений, имеющих право в качестве избирательных объединений участвовать выборах, что исключает право Регионального отделения, как самостоятельного субъекта, на участие в выборах.

Обращают внимание, что 19.12.2014 года Управлением была получена официальная информация о публикации решения о дате выборов в Чернопорожском сельском поселении, поэтому в настоящее время на сайте Управления опубликован список партий, имеющих право на участие в данных выборах, куда заявитель не входит. Считают, что не вправе оценивать действия Министерства относительно права Партии прогресса на участие в выборах. Дополнили, что права заявителя не нарушены, поскольку не истек срок выдвижения кандидатов на участие в выборах.

Представитель ТИК Сегежского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее представил письменные пояснения по делу.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, изучив письменные материалы дела, суд приходит к нижеследующим выводам:

Частью 1 статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно части 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Поскольку заявитель полагает, что действиями Управления ограничены его права на участие в досрочных выборах 08.02.2015, настоящее заявление подлежит разрешению в порядке, предусмотренном Главой 26 ГПК РФ.

В соответствие с пунктом 25 статьи 2 Закона № 67-ФЗ избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

На основании пункта 1 статьи 3 Закона № 95-ФЗ под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При это одним из критериев, предъявляемых к политической партии согласно подпункта «а» пункта 2 этой же статьи является необходимость иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

Пункт 3 статьи 3 Закона № 95-ФЗ закрепил понятие регионального отделения политической партии, коим признается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 36 Закона № 95-ФЗ политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1). При этом политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах (пункт 2).

В соответствие с пунктом 3 статьи 32 Закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

На основании пункта 9 статьи 35 Закона № 67-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. На выборах в федеральные органы государственной власти в указанный список включаются политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 настоящего Федерального закона, и их соответствующие структурные подразделения.

В судебном заседании установлено, что Министерством 19.02.2014 года принято решение о государственной регистрации Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», которая 25.02.2014 года внесена в реестр юридических лиц. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о регистрации в качестве юридических лиц в 44 субъектах Российской Федерации региональных отделений партий, в том числе в Республике Карелия (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица Регионального отделения от 04.07.2014 года серия 10 № 001306736, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 07.07.2014 года, учетный номер 1012060045).

На момент разрешения поданного в суд заявления Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», равно как и Региональное отделение из Единого государственного реестра юридических лиц не исключена, доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.

В соответствие с пунктом 40.3 Устава Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» (далее Устав) региональное отделение партии в качестве избирательного объединения вправе принимать участие в выборах должностных лиц местного самоуправления.

Статьей 41 Устава установлено:

– общее собрание (конференция) регионального отделения вправе (по предварительному согласованию с Центральным советом Партии) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах:выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 41.2.2)

– общее собрание (конференция) местного отделения Партии вправе (по предварительному согласованию с Советом регионального отделения Партии и Центральным советом Партии) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в органы местного самоуправления (пункт 41.3)

Согласно статье 42 Устава Партии прогресса:

– кандидаты, зарегистрированные кандидаты, выдвинутые Партией, ее региональным отделением, местным отделением, могут быть отозваны или исключены из выдвинутого (в том числе заверенного (зарегистрированного) соответствующей избирательной комиссией) списка кандидатов, а списки кандидатов - отозваны в сроки и в порядке, предусмотренные федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации (пункт 42.1);

– правом принятия решения об отзыве выдвинутого Партией, ее региональным отделением, местным отделением кандидата (списка кандидатов) обладают соответственно Съезд Партии, Центральный совет Партии, конференция (общее собрание) регионального отделения (по согласованию с Центральным советом Партии), конференция (общее собрание) местного отделения (по согласованию с Центральным советом Партии и Советом регионального отделения Партии) (пункт 42.2);

– полномочия по отзыву кандидата (списка кандидатов) могут быть переданы Центральному совету Партии по решению Съезда Партии, Совету регионального отделения Партии – по решению общего собрания (конференции) регионального отделения Партии, Совету местного отделения Партии – по решению общего собрания (конференции) местного отделения Партии (пункт 42.3).

Решением Совета Чернопорожского сельского поселения № 40 от 12.11.2014 года на 08.02.2015 года назначены досрочные выборы Главы Чернопорожского сельского поселения (пункт 1), а также принято решение об опубликовании настоящего решения в газете «Доверие» и информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Сегежского муниципального района в разделе «Муниципальные образования – Чернопорожское сельское поселение». Копия данного решения поступила в территориальную избирательную комиссию 14.11.2014 года.

Названное решение было опубликовано в газете «Доверие» 19.11.2014 года, что в силу пункта 19 статьи 2 Закона № 67-ФЗ явилось основанием для начала избирательной кампании досрочных выборов 08.02.2015.

Из пояснений представителей заинтересованных лиц усматривается, что сведения об официальном опубликовании решения о досрочных выборах 08.02.2015 поступили в Управление только 17.12.2014 года.При этом до этого числа заинтересованное лицо, не обладая сведениями о дате официального опубликования решения о досрочных выборах, не имело возможности определить список партий, региональных отделений досрочных выборов 08.02.2015, поскольку последний в силу пункта 9 статьи 35 Закона № 67-ФЗ определяется именно на дату официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. В связи с чем в ходе изучения информации в официального сайта Центральной Избирательной комиссии Республики Карелия было установлено, что 19.11.2014 года было объявлено о проведении вышеназванных выборов на 08.02.2015 года.

Заинтересованным лицом 18.12.2014 года был подготовлен список партий, региональных отделений, имеющих право на участие в выборах Гавы Чернопорожского сельского поселения, назначенных на 08.02.2015, который 19.12.2014 был опубликован на официальном сайте Управления.

Копия соответствующего списка направлена в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия, Избирательную комиссию, Республиканскую общественно-политическую газету «Карелия». Публикация Списка в газете «Карелия» запланирована на 25.12.2014 года.

Заявитель, а также Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» в список партий, региональных отделений, имеющих право на участие в досрочных выборах 08.02.2015, не включены.

Из ответа Министерства, представленного на запрос Управления, усматривается, что Партия прогресса по состоянию на 19.11.2014не включена в список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений, имеющих право на участие в качестве избирательного объединения на выборах.

При этом доводы стороны заявителя относительно отсутствия необходимости со стороны Министерства принимать решение о включении в список партий и иных субъектов, имеющих право на участие в выборах, суд не принимает во внимание, поскольку они противоречат положениям, закрепленным в действующем законодательстве, а именно взаимосвязанным положениям пункта 25 статьи 25, пункта 9 статьи 35 Закона № 67-ФЗ, пункту 1 статьи 36 Закона № 95-ФЗ, пункту 30 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президенты РФ от 13.10.2004 года № 1313.

Правовой анализ вышеназванных норм законодательства позволяет суду прийти к выводу, что право любого регионального отделения на участие в выборах является производным от права политической партии на участие в выборах.

Соответственно, поскольку Партия прогресса не включена в список субъектов, имеющих право на участие в выборах, то и у Регионального отделения, не являющегося самостоятельным субъектом политической жизни, поскольку таковым в силу пункта 1 статьи 3 Закона № 95-ФЗ, является только и исключительно политическая партия, такое право не возникло, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При этом учитывается, что поскольку заявитель не имеет право принимать участие в досрочных выборах 08.02.2015, само по себе то обстоятельство, что до настоящего времени список политических партий, региональных отделений досрочных выборов 08.02.2015, не опубликован в печатном издании, права заявителя не нарушает и не создает препятствий к осуществлению наличествующих у него прав на участие в политической жизни, имея ввиду то обстоятельство, что до того как у Партии прогресса возникнет право на участие в выборах после включения в список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах, Региональное отделение не вправе принимать участие в досрочных выборах 08.02.2015.

Кроме того, судом учитывается, что из взаимосвязанных положений статьи 41 и 42 Устава (соответствующих предписаниям пунктов 1, 16, 31, 34 статьи 38 Закона № 67-ФЗ) усматривается, что именно центральные органы Партии прогресса в обязательном порядке согласовывают выдвижение кандидатов на выборах выборных должностных лиц местного самоуправления, а также имеют безусловное право на отзыв ранее выдвинутых кандидатов, что свидетельствует не только о несамостоятельности Регионального отделения в избирательном процессе, но и позволяет непосредственно Партии прогресса, не будучи допущенной к участию в досрочных выборах 08.02.2015, принимать в них участие через Региональное отделение, согласуя соответствующих кандидатов, а также принимая решение об их отзыве, то есть, по существу, контролируя ключевые полномочия заявителя в качестве избирательного объединения по выдвижению и отзыву кандидатов.

Тот факт, что заявитель включен в список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений на территории Республики Карелия, о чем указано в отзыве ТИК Сегежского района, не свидетельствует о том, что Региональное отделение вправе принимать участие в досрочных выборах 08.02.2015, поскольку указанный список не тождественен списку партий, региональных отделений досрочных выборов 08.02.2015.

Факт регистрации в качестве юридического лица, а также в качестве некоммерческой организации как Партии прогресса, так и заявителя, не свидетельствует о безусловном его праве на участие в выборах, поскольку последнее в силу взаимосвязанных положений пунктов 1, 2 (подпункт «а») и 4 статьи 3, пункта 2 статьи 37, подпункта «в» пункта 3 статьи 41 Закона № 95-ФЗ является важным юридически значимым юридическим обстоятельством для любой политической партии, но не свидетельствует о возможности осуществления единственного направления ее деятельности, связанного с участием в выборах.

При этом суд учитывает, что в рамках настоящего гражданского дела заявителем не представлены доказательства, подтверждающие незаконность действий (бездействия) Министерства, не включившего Партию прогресса в список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах по состоянию на 19.11.2014, имея ввиду, что предметом настоящего судебного разбирательства законность действий (бездействия) Министерства не является.

При этом доводы заявителя о невозможности защиты права Регионального отделения на участие в выборах на муниципальном уровне в ином порядке, основаны на неверном толковании норм права, поскольку не исключают возможности обжалования Партией прогресса действий Министерства, связанных в включением в Список субъектов, имеющих право принимать участие в выборах непосредственно Партии прогресса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199, 260-261 ГПК PФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 5 дней со дня принятия.

Судья: Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме изготовлено 24.12.2014 года.

Срок для подачи апелляционной жалобы – до 29.12.2014 года включительно.

2-11239/2014 ~ М-11134/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Региональное отделение в республике Карелия Полической партии "ПАРТИЯ ПРОГРЕССА"
Прокурор г.Петрозаводска
Другие
Крайнев Дмитрий Анатольевич
Территориальная избирательная комиссия Сегежского района РК
Козлов Алексей Андреевич
Управление Министерства юстиции по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2014Передача материалов судье
18.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2014Судебное заседание
24.12.2014Судебное заседание
24.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее