Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12533/2021 от 12.04.2021

    Судья: Дорохина И.В.                                                 Дело <данные изъяты>а-12533/2021

                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

    председательствующего Брыкова И.И.,

    судей Курлаевой И.В., Редченко Е.В.,

    при помощнике судьи Налапкине А.П.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании 14 апреля 2021 года апелляционную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года по делу по административному иску Пугачева А. Е. к Администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании повторно рассмотреть заявление.

    Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

                                       установила:

    Пугачев А.Е. обратился в суд с административным иском к Администрации Богородского городского округа Московской области о признании незаконным постановления от 25.08.2020 года № 2209 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма; возложении на Администрацию Богородского городского округа Московской области обязанности повторно рассмотреть заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

    Свои требования мотивировал тем, что является инвалидом третьей группы, страдает заболеванием, дающим право на предоставление отдельного жилого помещения, а также право на дополнительную жилую площадь; зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Московская область, г. Ногинск-9, ул. Адмирала Нахимова, <данные изъяты>. Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: мать – Пугачева Е.Н., сестра – Пугачева Е.Е., при этом Пугачева Е.Е. членом семьи административного истца не является, совместного хозяйства с ним и его матерью не ведет, фактически квартира занимается несколькими семьями. Постановлением Администрации Богородского городского округа от 12.09.2019 года № 2983 Пугачева Е.Н., Пугачев А.Е. и Пугачева Е.Е. были признаны малоимущими. С целью признания нуждающимся в предоставления жилого помещения по договору социального найма административный истец обратился в Администрацию Богородского городского округа Московской области с заявлением, приложив необходимый пакет документов, в том числе и ордер на жилое помещение, которое он занимает на условиях договора социального найма. Постановлением Администрации Богородского городского округа Московской области от 25.08.2020 года № 2209 ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещенияхсо ссылкой на то, что истцом не представлен договор найма в соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 2.1 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». По утверждении. Административного истца, оспариваемое постановление является незаконным, нарушающим его права, поскольку представленный им ордер на жилое помещение соответствует форме ордеров, подтверждает право пользования жилым помещением на условиях социального найма, жилое помещение было предоставлено для проживания до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, а в соответствии с Жилищным Кодексом РСФСР ордер являлся единственным документом, подтверждающим вселение и право пользования жилым помещением. Отсутствие у истца письменного договора найма не свидетельствует о незаконном проживании в квартире, а реализация прав истца на признание его нуждающимся не может быть поставлена в зависимость от оформления данного договора.

     Решением Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года административный иск Пугачева А.Е. удовлетворен.

    В апелляционной жалобе Администрация Богородского городского округа Московской области просит об отмене данного решения как постановленного без учета фактических обстоятельств дела, с нарушениями норм материального права.

    Лица, участвующие в деле, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились; учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

    Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

    Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

    Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В силу частей 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    При этом принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

    В силу пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

    Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Пугачев А.Е. проживает и зарегистрирован в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: Московская обл., г. Ногинск-9 ул. Адмирала Нахимова, д. 1, кв. 36, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 9,10).

    Данное жилое помещение было предоставлено по ордеру № 3530 от 05.09.1989 года отцу административного истца – Пугачеву Е.Н., в который административный истец включен в качестве члена семьи (л.д. 14).

    В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают так же – Пугачева Е.Н. (мать) и Пугачева Е.Е. (сестра).

    Административный истец является инвалидом третьей группы, страдает заболеванием, дающим право на предоставление отдельного жилого помещения, согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н, а также право на дополнительную жилую площадь, согласно Перечню заболеваний, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 30.11.2012 года № 991 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь», что подтверждается заключением врачебной комиссии ПНДО ГБУЗ МО «НЦРБ» (л.д. 15).

    Постановлением Администрации Богородского городского округа от 12.09.2019 года № 2983 Пугачева Е.Н., Пугачев А.Е. и Пугачева Е.Е. были признаны малоимущими (л.д. 11).

    Пугачева Е.Н. неоднократно обращалась с заявлениями о заключении договора социального найма в специализированные органы военного управления, однако ей было отказано, со ссылкой на то, что ордер является документом подтверждающим законность вселения и право пользования жилым помещением (л.д. 20,21,22).

     Административный истец обратился в Администрацию Богородского городского округа Московской области с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении отдельного жилого помещения по договору социального найма.

      Постановлением Администрации Богородского городского округа Московской области от 25.08.2020 года № 2209 административному истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с непредставлением договора найма, в соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 2.1 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (л.д. 12).

    Удовлетворяя исковые требования Пугачева А.Е., и признавая незаконным постановление Администрации Богородского городского округа Московской области от 25.08.2020 года № 2209 об отказе в принятии Пугачева А.Е. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что согласно положений ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения административного истца в жилое помещение, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

    Действительно, в соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 2.1 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», к заявлению прилагаются следующие документы, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия: для нанимателя жилых помещений - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином, членами семьи (договор найма, договор поднайма, договор пользования).

    Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, приведенные выше положения Закона Московской области не содержат прямого указания на предоставление именно договора, а разъясняет лишь примерный перечень документов, к числу которых можно отнести ордер на вселение в жилое помещение, а также документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

    В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР (действовавшей на момент предоставления жилого помещения) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

    Согласно требованиям действовавшего на период вселения в указанную выше квартиру жилищного законодательства составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

    Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

    Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, были предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в обжалуемом решении. Указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения, жалоба не содержит.

    В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

    Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

    Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

                                      определила:

    решение Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области – без удовлетворения.

    Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

    Председательствующий

    Судьи

33а-12533/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пугачев А.Е.
Ответчики
Администрация Богородского городского округа Московской области
Другие
Мальцева Т.С.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
14.04.2021Судебное заседание
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее