Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» декабря 2012 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Матета А.И.,
при секретаре судебного заседания Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелехиной В. П. к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мелехина В.П. обратилась в суд с иском Правительству Московской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных исковых требований истец Мелехина В.П. ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В ДД.ММ.ГГГГ года она - Мелехина В.П. обратилась к Главе сельского поселения Степановское с заявлением о включении её земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района с приложением пакета необходимых документов с целью последующей их передачи в Правительство Московской области для принятия решения. Однако, до настоящего времени решение о включении её земельного участка в границы населенного пункта в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2011 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации) так и не принято. В ДД.ММ.ГГГГ года ею - Мелехиной В.П. был также получен ответ от Главы сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что её земельный участок располагается в зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта, планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>», следовательно, перевод земельного участка в границы д. <адрес> не представляется возможным. Однако, ею - Мелехиной В.П. в ДД.ММ.ГГГГ года было подано заявление Главе сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области о том, что против наличия шумового воздействия от автомобильного транспорта планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог она - Мелехина В.П. не возражает. Также из ответа Главы Степановской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проектом схемы территориального планирования Ногинского
муниципального района, находящегося в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку. Однако, указанные ссылки Главы Степановской администрации также не могут являться основанием к отказу Правительством Московской области включить её - Мелехиной В.П. земельный участок в границы населенного пункта, поскольку предусмотренный Градостроительным кодексом РФ порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования, в том числе и проекта схемы территориального планирования, отнюдь не исключает внесение в такие документы поправок, изменений, согласований. А в силу ст.4.1. ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» допускается возможность изменения границ населенного пункта путем включения в данные границы земельных участков до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений. Кроме того, как указывает Глава администрации сельского поселения Степановское, указанный проект схемы территориального планирования находится в стадии согласования, то есть до настоящего времени не утвержден в установленном законом порядке. Все указанные выше доводы незаконности действий Правительства МО согласуются с позициями Верховного суда (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) и позицией Московского областного суда (Определение МОС от ДД.ММ.ГГГГ дело №). Она - Мелехина В.П. считает, что бездействие Правительства Московской области, выразившееся в непринятии решения о включении её земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново, является незаконным и необоснованным, нарушающим её права по следующим основаниям. В соответствии с пп. 1,2,3,4,5 п.1, п. 13,18,19,20,21,22 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до ДД.ММ.ГГГГ может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района; заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа. Из указанных правовых норм следует, что закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта. Таким образом, основания, изложенные в письмах Министерства имущественных отношений МО и Главы сельского поселения Степановское, не могут, в силу закона, являться основаниями для не принятия решения о включении её - Мелехиной В.П. земельного участка в границы соответствующего населенного пункта. Она - Мелехина В.П. считает, что нарушение исполнительным органом государственной власти ст.4.1. Закона о введение в действие Градостроительного кодекса РФ, выразившееся в непринятии решения о включении моего земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново нарушает её права собственника на возможность использования её земельного участка в соответствии с разрешенными законом видами использования.
Истец Мелехина В.П. просила суд признать незаконным бездействие Правительства Московской области, выразившиеся в непринятии решения о включении земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.в границы населенного пункта д. <адрес>; а также обязать Правительство Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта деревни <адрес> земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Мелехина В.П. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, её интересы по доверенности представляла Плотникова В.В.
Представитель истца Мелехиной В.П. - Плотникова В.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Московской области – Долгова О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск Мелехиной В.П. не признала, в обоснование своих возражений ссылалась на то, что Мелехина В.П. обратилась в суд с заявлением к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия Правительства Московской области, выразившегося в непринятии решения о включении земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в границы населенного пункта д. <адрес>, и об обязании Правительства Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта деревни <адрес> указанного земельного участка. Правительство Московской области считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Требование заявителя о признании незаконным бездействия Правительства Московской области, выразившегося в непринятии решения о включении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704017:91, расположенного по адресу <адрес>, в границы населенного пункта д. <адрес> не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ). В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель из одной категории в другую. В силу части 3 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 № 191- ФЗ, законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования с учетом требований настоящего Федерального закона. Статьей 4 Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-03 «О генеральном плане развития Московской области» установлены приоритетные пространственные преобразования в Московской области, одним из которых является реконструкция и новое строительство федеральных, областных и местных автомобильных дорог, включая Центральную кольцевую автомобильную дорогу, развязок автомобильных дорог на разных уровнях, автодорожных обходов крупных городов, пересечений на разных уровнях федеральных и областных автомобильных дорог и центральных улиц в городах с железными дорогами, развитие речных портов, аэропортов и терминальных комплексов. Законом Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» установлено, что правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких участков в границы населенных пунктов или исключения из границ населенных пунктов, принимает Правительство Московской области (статья 3 Закона Московской области). При этом в силу Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, подготовка предложений Правительству Московской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков является полномочием Министерства имущественных отношений Московской области. Правительством Московской области соответствующее решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается в порядке, установленном распоряжением Губернатора Московской области от 12.05.2009 № 209-РГ «О порядке согласования проектов постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов». В соответствии с данным распоряжением, проекты постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов подлежат направлению для согласования в различные органы исполнительной государственной власти Московской области специальной компетенции (должностным лицам), в том числе начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. На основании части 6.2 статьи 5 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимается Правительством Московской области с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных районов. В целях получения данного мнения уполномоченный орган Московской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, направляет информацию о заявлении в органы местного самоуправления муниципального района. При этом учет мнения органа местного самоуправления муниципальных районов не является дополнительным согласованием. Запрета на получение органом исполнительной власти субъекта у органов местного самоуправления муниципальных районов подобного мнения в федеральном законе не содержится. По информации, представленной Министерством имущественных отношений Московской области, ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области были представлены документы в Правительство Московской области по включению в границы д. <адрес> для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, собственником которого является Мелехина В.П. На основании представленных документов Минмособлимуществом подготовлен и направлен на согласование в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области проект постановления Правительства Московской области о включении в границы д. <адрес> земельного участка, принадлежащего Мелехиной В.П. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области», является центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим деятельность в сфере архитектуры и ряда направлений градостроительной деятельности. В силу пунктов 12.8, 12.15 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, данный орган осуществляет регистрацию и хранение материалов Генерального плана развития Московской области (куда включаются карты, схемы, в том числе территориального планирования транспортного обслуживания Московской области), согласовывает и готовит заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую. Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, №,№, №, № по вопросу согласования проекта постановления Правительства Московской области о включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П. в границы д. <адрес> сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области под размещение индивидуального жилищного строительства было сообщено следующее. Схема территориального планирования Ногинского муниципального района и Генеральный план сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района в настоящее время не утверждены. Земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>». Схемой территориального планирования Ногинского муниципального района, находящейся в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку (земли сельскохозяйственного назначения). Поскольку в заключении администрации сельского поселения Степановское о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта отсутствует обоснование возможности размещения рассматриваемых земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории, Главным управлением было предложено органам местного самоуправления доработать материалы заключения по возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. Степаново под цели индивидуального жилищного строительства с учетом мероприятий по территориальному планированию развития Московской области. Также было предложено учесть мнение Главы Ногинского муниципального района фио1 о необходимости обеспечения планируемой застройки объектами инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры. На этом основании Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области не был согласован проект постановления Правительства Московской области о включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П. в границы д. <адрес> под размещение индивидуального жилищного строительства. Кроме того, Министерством было получено мнение Ногинского муниципального района о нецелесообразности включения земельного участка в границы д. <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). Документы в отношении земельного участка Министерством имущественных отношений Московской области были возвращены в сельское поселение Степановское для уточнения возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. <адрес> и изменения вида его разрешенного использования с учетом заключения Главархитектуры Московской области и позиции органа местного самоуправления Ногинского муниципального района Московской области. Повторно документы по вопросу включения земельного участка, принадлежащего Мелехиной В.П. в Правительство Московской области, также как и в Министерство имущественных отношений Московской области не поступали. Для признания судом действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходима совокупность двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя. Действующее законодательство не устанавливает перечень других оснований для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти. Заявителем не указано ни одной нормы материального права, нарушенной именно Правительством Московской области. Также необходимо отметить тот факт, что Правительство Московской области каких-либо незаконных действий (бездействия) в отношении заявителя не совершало. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Правительства Московской области. Требование заявителя об обязании Правительства Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта деревни <адрес> земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, не подлежит удовлетворению в силу следующего. В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти, определять содержание принимаемых ими решений. Задача суда состоит не в том, чтобы вмешиваться в деятельность органа государственной власти или подменять его, а в том, чтобы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина, если они имели место быть. Вопрос целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта выходит за рамки полномочий суда. Учитывая отрицательное заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области отсутствуют основания для принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования. Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из принципов земельного законодательства установлен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества. Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации требует использовать земли по установленному для них целевому назначению и разрешенному использованию. В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов градостроительной деятельности является ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, осуществление строительства в строгом соответствии с документами территориального планирования. Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, органы государственной власти Московской области не вправе были не принимать во внимание наличие факта нахождения земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории - зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>». На основании изложенного Правительство Московской области считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Мелехиной В.П. о признании незаконным бездействия Правительства Московской области, выразившегося в непринятии решения о включении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в границы населенного пункта д. <адрес> и обязании Правительства Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта деревни <адрес> указанного земельного участка.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Сельское поселение Степановское Московской области» - Пшенишняк Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Мелехиной В.П., в обоснование своих возражений ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ Мелехина В.П. обратилась к Главе сельского поселения Стёпановское с заявлением о включении в состав населенного пункта деревни <адрес> земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащего ей на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» подготовлено Заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта. ДД.ММ.ГГГГ Губернатору Московской области направлено письмо о рассмотрении вопроса о возможности включения в границу д. <адрес> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П. На данное письмо получен ответ Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы сельского поселения Стёпановское от Мелехиной В.П. поступило уточненное заявление. ДД.ММ.ГГГГ подготовлено Заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и ДД.ММ.ГГГГ Губернатору Московской области повторно были направлены необходимые документы. Письмом Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № были возвращены все документы, а также сообщено, что проект постановления направлен для согласования в Главархитектуру Московской области. По заключению Главархитектуры МО рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования. Кроме того проектом схемы территориального планирования Ногинского муниципального района, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку. Также имеется мнение Главы Ногинского муниципального района о нецелесообразности включения земельных участков в границы деревни Степаново. ДД.ММ.ГГГГ все документы возвращены заявителю. Для признания судом действий (бездействий) органа государственной власти необходима совокупность двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя. В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Заявление Мелехиной В.П. было рассмотрено как Главой сельского поселения Стёпановское, так и Министерством имущественных отношений Московской области, что подтверждается перепиской. Кроме того, права и свободы Мелехиной В.П. никоим образом не нарушены. Она не лишена права использовать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и повторно обратиться к Главе сельского поселения Стёпановское с заявлением о включении земельного участка в черту населенного пункта, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Правительства Московской области. В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия). Задача суда состоит не в том, чтобы вмешиваться в деятельность органа государственной власти, а в том, чтобы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина, если они имели место быть. Вопрос целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта выходит за рамки полномочий суда.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело по существу в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело по существу в его отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации Ногинского муниципального района Московской области – Гальцова О.Е., действующая по доверенности, против удовлетворения иска Мелехиной В.П. возражала, в обоснование возражений представила письменные возражения (л.д. 154 - 159), доводы которых, по сути, аналогичны доводов представителя ответчика – Правительства Московской области и представителя третьего лица - Администрации муниципального образования «Сельское поселение Степановское Московской области».
Выслушав объяснения представителя истца Мелехиной В.П. – Плотниковой В.В., представителя ответчика Правительства Московской области – Долговой О.В., представителя третьего лица администрации муниципального образования «Сельское поселение Степановское Московской области» - Пшенишняк Е.В., представителя третьего лица Администрации Н. муниципального района Московской области- Гальцовой О.Е., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Судом установлено, что на основании Постановления главы администрации Ногинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков под ЛПХ акционерам ПСХ «Фрязево»» Мелехиной В.П. был предоставлен земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается копией архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ из Постановления главы администрации Ногинского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117).
Право собственности Мелехиной В.П. на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Московской области в установленном законом порядке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ Глава Степановской территориальной администрации Ногинского района обратился к Главе Ногинского района Московской области с просьбой о включении в границы населенного пункта - деревни <адрес> земельного участка, прилегающего к этой деревне, площадью <данные изъяты> га, в который входит земельный участок истца, на данное обращение Глава Ногинского района фио1 ответил резолюцией «Не возражаю», что подтверждается копией письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
Из копии письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Глава Степановской территориальной администрации обратился к Заместителю Главы Ногинского района, Начальнику Управления сельского хозяйства фио2 с просьбой решить положительно вопрос о включении в границы населенного пункта деревни Степаново прилегающий к этой деревне земельный участок площадью <данные изъяты> га. На данное обращение также был дан ответ резолюцией «Не возражаю» (л.д.39).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными органами был утвержден Акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка с заключением о возможности отвода обследованного земельного участка площадью <данные изъяты> га под личные подсобные хозяйства с правом строительства, что подтверждается копией акта комиссии по выбору (обследованию) земельного участка (л.д.33-34).
Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118), Главное управление архитектуры и градостроительства в лице ГУП НИиПИ ДД.ММ.ГГГГ сообщило Руководителю представительства МосНИиПИ землеустройства в Ногинском районе, Руководителю ОАО «Машиностроительный завод» и Начальнику Главархитектуры, что не возражает против отвода испрашиваемого участка под личные подсобные хозяйства с выделением в проекте участка под индивидуальное жилищное строительство с полным инженерным и транспортным обеспечением.
Из копии письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36) усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ году Главный архитектор Ногинского района в своем письме директору ПСХ «Фрязево» сообщил, что Управление архитектуры и градостроительства Ногинского района не имеет принципиальных замечаний к планировочному решению территории.
Из копии письма №-исх.1440 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Глава Ногинского района фио1 в своем письме ДД.ММ.ГГГГ просил Губернатора Московской области дать соответствующее поручение на перевод земельных участков из категории земель сельхозназначения в категорию земель поселений для оформления и передачи их в собственность граждан.
Согласно выписки из протокола заседания Координационного совета по имущественным отношениям в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), ДД.ММ.ГГГГ Правительство Московской области рекомендовало главе Ногинского района осуществить действия по разработке черты д. <адрес> с учетом включения земельного участка площадью <данные изъяты> га, принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» на праве собственности в границы поселения.
Позднее, ДД.ММ.ГГГГ истец Мелехина В.П. обратилась к Главе муниципального образования «Сельское поселение Степановское Московской области» фио3 с заявлением о включении её земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, в границы населенного пункта д. <адрес> сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района с приложением пакета документов, с целью последующей их передачи в Правительство Московской области для принятия решения.
Как ссылается истец Мелехина В.П., нарушением её прав является не принятие Правительством Московской области в установленный законом срок решения о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта дер. <адрес>.
Вместе с тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы сельского поселения Стёпановское от Мелехиной В.П. поступило уточненное заявление.
ДД.ММ.ГГГГ подготовлено Заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта (л.д.153).
ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального образования «Сельское поселение Степановское» фио3 в адрес Правительства Московской области Губернатору Московской области фио4 было направлено письмо о рассмотрении вопроса о возможности включения в границу д. <адрес> земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П., что подтверждается копией письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145).
Из копии письма Министерства имущественных отношений Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147) усматривается, что были возвращены все документы, а также сообщено, что проект постановления направлен для согласования в Главархитектуру Московской области.
Также судом установлено, что по заключению Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области (л.д.59), рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования. Кроме того проектом схемы территориального планирования Ногинского муниципального района, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку.
Кроме того, в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60), Глава Ногинского муниципального района Московской области высказал свое мнение о нецелесообразности включения земельных участков в границы деревни Степаново.
В связи с чем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Глава муниципального образования «Сельское поселение Степановское» фио3 возвратил в адрес Мелехиной В.П. все документы и разъяснил, что в связи с письмом Министерства имущественных отношений Московской области, Главным управлением Архитектуры Московской области, проект постановления Правительства Московской области о включении её земельного участка в границы населенного пункта д. <адрес> не согласован, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования - зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>». Проектом схемы территориального планирования Ногинского муниципального района, находящегося в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку, соответственно, перевод принадлежащего Мелехиной В.П. земельного участка в границы деревни Степаново не представляется возможным, что подтверждается копией письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146).
До настоящего времени Мелехина В.П. с повторным заявлением не обращалась.
Довод истца Мелехиной В.П. о том, что Правительство Московской области не должно было при принятии решения о включении или не включении земельного участка в границы де<адрес> основываться на заключении о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, поскольку по её мнению это противоречит положениям действующего законодательства. Суд считает данный довод истца Мелехиной В.П. необоснованным по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» для признания судом действий (бездействий) органа государственной власти необходима совокупность двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
К бездействию, в частности, вносится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Судом установлено, что заявление Мелехиной В.П. о включении её земельного участка в границы де<адрес> изначально было рассмотрено Главой сельского поселения Степановское, затем Министерством имущественных отношений Московской области.
Кроме того, судом установлено, что на основании представленных документов, Министерством имущественных отношений подготовлен проект Постановления Правительства РФ о включении указанного земельного участка в границу населенного пункта. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим деятельность в сфере архитектуры и ряда направлений градостроительной деятельности.
В силу пунктов 12.8, 12.15 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2007 года № 858/28 «Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области», Главное управление осуществляет регистрацию и хранение материалов Генерального плана развития Московской области (куда включаются карты, схемы, в том числе территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>), согласовывает и готовит заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую.
Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу согласования проекта постановления Правительства Московской области о включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П., в границы д. <адрес> сельского поселения <адрес> под размещение индивидуального жилищного строительства было сообщено, что схема территориального планирования Ногинского муниципального района и Генеральный план сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района в настоящее время не утверждены.
Земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта, планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения «<данные изъяты>». Схемой территориального планирования Ногинского муниципального района, находящейся в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку (земли сельскохозяйственного назначения). Поскольку в заключении администрации сельского поселения Степановское о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта отсутствует обоснование возможности размещения рассматриваемого земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории, Главным управлением было предложено органам местного самоуправления доработать материалы заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. <адрес> под цели индивидуального жилищного строительства с учетом мероприятий по территориальному планированию развития Московской области.
Также было предложено учесть мнение Главы Ногинского муниципального района Московской области фио1 о необходимости обеспечения планируемой застройки объектами инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры. Документы в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелехиной В.П., Министерством имущественных отношений Московской области были возвращены в сельское поселение Степановское для уточнения возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. <адрес> и изменения вида его разрешенного использования с учетом заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и позиции органа местного самоуправления Ногинского муниципального района Московской области. Повторно документы по вопросу включения земельного участка, принадлежащего Мелехиной В.П., в границы деревни Стёпаново в Правительство Московской области, также как и в Министерство имущественных отношений Московской области не поступали.
Таким образом, не принятие решения о включении или не включении земельного участка истца в границы де<адрес> в установленный законом срок было обусловлено необходимостью получения заключения о целесообразности либо нецелесообразности включения указанного земельного участка в границы указанного населенного пункта, а также получением иных согласований. Следовательно, судом не могут быть расценены действия Правительства Московской как бездействия, нарушающие права истца Мелехиной В.П., в связи с чем, суд считает требования истца Мелехиной В.П. о признании незаконным бездействия Правительства Московской области незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Что касается требований истца Мелехиной В.П. об обязании Правительства Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта де<адрес> земельного участка, с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, то суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия). Задача суда состоит не в том, чтобы вмешиваться в деятельность органа государственной власти, а в том, чтобы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина, если они имели место быть.
При таких обстоятельствах суд считает, что вопрос о целесообразности включения или не включения земельного участка в границы населенного пункта де<адрес> выходит за рамки полномочий суда и суд не вправе обязывать Правительство Московской области в данном случае принимать решение о включении земельного участка, принадлежащего истцу Мелехиной В.П. на праве собственности, в границы населенного пункта де<адрес>.
Таким образом, суд, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца Мелехиной В.П., в связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении иска Мелехиной В.П. к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Мелехиной В. П. к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решение судом в окончательной форме.
Судья: