Решение по делу № 2-4998/2021 ~ М-4511/2021 от 10.08.2021

Дело № 2-4998/2021

50RS0048-01-2021-009622-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2021года                                г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе:

судьи Мироновой Ю.В.,

при секретаре Борисовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4998/2021 по иску Козикова Андрея Юрьевича, действующего за себя и несовершеннолетнего Козикова Артёма Андреевича к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    Козиков А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Московская область, г.Химки, ул.2й Северный проезд, строен 18А, кв.56, на условиях социального найма

В обоснование заявленных требований указал, что начиная с 2003 года он состоял в трудовых отношениях с ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ», в связи с трудовыми отношениями ему было предоставлено спорное жилое помещение квартира 56 общежития №3, расположенного по адресу: военный городок, п/о Чашниково Химкинского района Московской области. Начиная с момента первоначального вселения в 2007 году и по настоящее время истец продолжает проживать в квартире, предоставленной ему в связи с трудовыми отношениями. Несет бремя содержания данного жилого помещения, пользуется им открыто, добросовестно и поддерживает его в надлежащем состоянии. Совместно с ним продолжает проживать также его несовершеннолетний сын Козиков Артём Андреевич, 17.07.2007 года рождения. 02.06.2017 года зданию данного общежития №3 был присвоен адрес: Московская область, г.Химки, ул.2й Северный проезд, строение 18А. Распоряжением Администрации №61 от 16.02.2021 года квартира 56 стр. 18А по ул.2й Северный проезд, г.Химки Московской области с кадастровым номером 50:10:0030101:762 была включена в реестр муниципальной собственности г.о. Химки Московской области. При обращении в администрацию г.о.Химки Московской области для оформления с ним договора социального найма в отношении занимаемой им вышеуказанной квартиры, получил отрицательный ответ. В связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание Козиков А.Ю. не явился, извещен, направил своего представителя по доверенности Коновалову А.П., которая заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении, предъявленным в порядке ст.39 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации городского округа Химки Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Третьи лица Козикова Т.А. и Козикова В.А. в судебное заседание не явились, представив письменные заявления с просьбой рассмотрения иска в их отсутствие. Против удовлетворения исковых требований Козикова А.Ю. не возражали.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.

Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиям ст.67 ГПК РФ, выслушав представителя истца, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 г. по делу№А40-124639/11-139-1142, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2012 г. отменено, приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Химки, вблизи д. Чашниково, паспорт БТИ N 311:090-5947, литера А, Б, В, а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п. п. 40 - 42 раздела 1.3 приказа) признан недействительным; из передаточного акта от 25.05.2009 г. исключены п. п. 40 - 42 раздела 1.3 приказа, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО "Строительное управление Московского региона".

При рассмотрения вышеназванного дела Арбитражным судом были установлены следующие обстоятельства:

«Распоряжением исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 22 мая 1984 года 741-р Министерству обороны СССР для войсковой части 54080 отведен земельный участок площадью 14 га за счет территории аэропорта Шереметьево-1 под строительство зданий и сооружений казарменного, служебного, культурно-бытового, учебного, хозяйственно-складского и гаражного назначения.

По данному адресу были построены и введены в эксплуатацию четыре четырехэтажных здания, предназначенные и используемые для временного проживания военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала ближайших воинских формирований.

Как следует из письма начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны Российской Федерации от 08 октября 1992 года, воинскую часть 54080 предлагалось расформировать с сохранением военного городка в п/о Чашниково и последующим переоборудованием его зданий под общежития и жилые дома для офицеров и прапорщиков.

В 1993-1994 годах реконструкция казарм под общежития, была закончена, что подтверждается утвержденными актами рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения.

На основании протокола от 27.08.1998 года, составленного совместной комиссией, в лице заместителя главы Химкинского района, председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и начальника отдела Комитета экономики района, представителей в/ч 52690, 906 СУ, 523 УСМР, 566 и 621 УНР здания трех общежитий и учебного центра, находящихся на балансе войсковой части №55152, предложено передать в муниципальную собственность Химкинского района.

Командиром в/ч 55152 в адрес главы администрации Химкинского муниципального района Московской области 12 июля 2002 г. было направлено письмо с просьбой о приеме жилого городка в/ч 55152, состоящего из четырех общежитий, в которых проживают семьи военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность Химкинского района Московской области.

В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 12.03.2009 правообладателем 4-этажных спорных зданий, расположенных по адресу: Московская область, Химкинский район, п/о Чашниково, являлось Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" в силу распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 146-р от 28.02.2005 (основание возникновения права - Постановление Верховного Совета РФ N 30-20-1 от 27.12.1991 г.).

    На основании приказа Министра обороны РФ от 19.05.2009 N 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в который включены четыре 4-х этажных здания, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Химки, вблизи д.Чашниково, паспорт БТИ №311:090-5947, литера А, Б, В, Д (пп 40-43 раздела 1.3 Приказа).

Согласно передаточному акту от 25.05.2009 вышеперечисленные объекты недвижимого имущества переданы ОАО "Строительное управление Московского региона" (п. 40 - 43 раздела 1.3 Акта).

Установив перечисленные обстоятельства, а также то, что три четырехэтажные здания по указанному адресу, поименованные нежилыми, используются как жилые помещения в качестве общежитий, суд апелляционной инстанции вынес вышеназванное постановление, указав, что данные общежития, как объект жилищного фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества ОАО.

16 мая 2012 года на здание 311:090-5947/В, как на нежилое было зарегистрировано право собственности ОАО «Строительное управление Московского региона».

12 марта 2015 года зарегистрированное право собственности за ОАО «Строительное управление Московского региона», во исполнение Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 г. по делу№А40-124639/11-139-1142, было прекращено с одновременной регистрацией права собственности за Российской Федерацией на вышеуказанные объекты недвижимости, в том числе на дом, в котором проживает истец, как на нежилое здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №50-50/001-00/001/2014-15842/2 от 12 марта 2015 года.

Согласно приказа директора Департамента Имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации №898 от 05 мая 2015 года, три четырехэтажных здания, в число которых вошло здание (литер В) с кадастровым номером 50:10:0030101:374, площадью 4376,0 кв.м. было закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.

Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области №445 от 02.06.2017 года четырехэтажному зданию, общей площадью 4346 кв.м., кадастровый номер 50:10:0030101:374, инв №311:090-5947/В, лит.В был присвоен адрес «Российская Федерация, Московская область, г.Химки, ул.2й Северный проезд, строение 18А».

Приказом Заместителя Министра обороны РФ №1097 от 05.10.2020г. «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области», квартира 56 стр. 18А по ул.2й Северный проезд, Московской области с кадастровым номером 50:10:0030101:762 вошла в перечень передаваемого имущества.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 26.06.2021 года, правообладателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: Московская область, г.Химки, ул.2й Северный проезд, строен 18А, кв.56, с кадастровым номером 50:10:0030101:762, инв.311:090-5947/В/56, является городской округ Химки (собственность 50:10:0030101:762-50/215/2021-5 от 02.06.2021г.).

В судебном заседании установлено, что в 2007 году Козикову А.Ю. на основании договора о предоставлении помещения пригодного для проживания от 10.09.2007г., заключенного с ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ» была предоставлена квартира 15 общежития №1 по адресу: п/о Чашниково, Московской области, военный городок. Квартира была предоставлена для проживания нанимателя и его членов семьи: жены Козиковой Т.А., дочери Козиковой Виктории и сына Козикова Артёма.

Вселение производилось в связи с трудовыми отношениями истца с Министерством обороны РФ. 01.04.2003 года Козиков А.Ю. был принят электросварщиком в ГУП «566 УНР» - дочернее предприятие ГУП 906 СУ (механизации) Министерства обороны РФ.

Впоследствии, взамен ранее предоставленного жилого помещения работодателем истца, семье Козиковых была предоставлена спорная квартира 56 в общежитии №3, в которой истец продолжает проживать совместно со своим несовершеннолетним сыном Козиковым А.А. до настоящего времени.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Заместителя Министра обороны РФ №1097 от 05.10.2020г., квартира 56 в строен.18А по ул.2й Северный проезд, г.Химки Московской области с кадастровым номером 50:10:0030101:762, инв.311:090-5947/В/56 была передана в ведение органа местного самоуправления из государственной собственности. 02 июня 2021 года на данную квартиру зарегистрировано право муниципальной собственности городским округом Химки.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 7 и 14 июня 2006г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 апреля 2011 года 4-П (п.3.2 абз.2) также указал, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях соответствующим государственным или муниципальным предприятием (учреждением), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Начиная с момента первоначального предоставления квартиры семье Козиковых в 2007 году и до передачи жилого помещения в муниципальную собственность Козиков А.Ю. и его несовершеннолетний сын Козиков А.А. продолжают проживать в вышеуказанной квартире, несут бремя содержания данного жилого помещения, пользуются им открыто, добросовестно и поддерживают его в надлежащем состоянии, о чем свидетельствуют многочисленные квитанции по оплате коммунальных услуг.

В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Факт непрерывного длительного проживания истца, в том числе и на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность, в указанной квартире и оплаты коммунальных услуг, подтверждается также справкой ресурсоснабжающей организации об отсутствии задолженности по квартплате и фактическом проживании Козикова А.А.

Как следует из доводов иска, Козиков А.Ю., полагая, что с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной, обратился в администрацию г.Химки Московской области с заявлением о заключении с ним договора социального найма на уже занимаемую им квартиру 56 дома 18А по ул.2й Северный проезд г.Химки Московской области.

В своем ответе №132ТГ-6447 от 31 мая 2021 года администрация г.Химки Московской области отказала Козикову А.Ю. в заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение, указав, что жилые помещения из состава жилищного фонда социального использования предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также, что срок действия договора о предоставлении жилого помещения истек, в связи с чем не подтверждено право пользования данным жилым помещением.

В соответствии со ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В силу ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пунктов 1.2 и 1.3 Договора на предоставление помещений пригодных для проживания от 10.09.2007г. основанием для заключения данного договора и заселения являлся талон распоряжения начальника ФГУП «СУМР». Срок найма жилого помещения устанавливался с 20.09.2007г. по 20.09.2008г. При истечении указанного срока договор подлежал пролонгации автоматически, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как указал Верховный Суд РФ в п.13 Обзора судебной практики и законодательства №2 (2017), прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение не влечет за собой автоматическое прекращение договора найма служебного жилого помещения в момент увольнения сотрудника, а служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещении.

Таким образом, действие договора о предоставлении служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника.

Суд приходит к выводу, о законности проживания истца в спорном жилом помещении.

Кроме того, согласно ответа ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» №5/13947 от 18.06.2021г., документы по учету жилой площади 319 Квартирно-эксплуатационной части района (КЭЧ) на хранение в ЦА МО (г.Подольск) не поступали. В исторической справке 319 КЭЧ района (с 2006 года 319 КЭЧ – филиал ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ) за 1997-2009г. и ликвидационном акте от 17.06.2009г. сведений о местонахождении отсутствующих документов не имеется.

При этом, суд учитывает, что обстоятельства не передачи на хранение в ЦА МО (г.Подольска) владельцем жилищного фонда документов на вселение своих работников в общежитие, не могут свидетельствовать о том, что такие документы не выдавались.

По смыслу нормы ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что юридически значимым обстоятельством, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления. С момента передачи жилого помещения в ведение органов местного самоуправления у граждан, проживающих в данных жилых помещениях, возникает право пользования по договору социального найма.

Соответственно, нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям не подлежат.

Кроме того, спорная квартира не предоставляется истцу впервые и изначально не являлась муниципальной собственностью. Первоначальное вселение истца состоялось в 2007 году, то есть до перехода госпредприятия в иную форму собственности. Право пользование квартирой у Козикова А.Ю. возникло в связи с его трудовыми отношениями с организацией, являющейся наймодателем общежития более чем за двенадцать лет до передачи спорной имущества в муниципальную собственность.

В связи с этим, с Козиковым А.Ю., проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоит ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

Кроме того, заключение договора социального найма с истцом по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ и ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничением или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие регистрации по спорному адресу при фактическом проживании в данном жилом помещении не может свидетельствовать о том, что истец не приобрел право пользования спорным жилым помещением.

Оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу, что истец на законных основаниях длительное время владеет и пользуется спорным жилым помещением, надлежащим образом осуществляет обязательства по его содержанию, производит за свой счет расходы по его содержанию, пользуется им, поддерживает в надлежащем состоянии. При этом доказательств, свидетельствующих о незаконности занятия истцом спорной площади, ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Козикова Андрея Юрьевича, действующего за себя и несовершеннолетнего Козикова Артёма Андреевича, - удовлетворить.

Признать за Козиковым Андреем Юрьевичем и несовершеннолетним Козиковым Артёмом Андреевичем право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма - квартирой 56 строен.18А по ул.2й Северный проезд, г.Химки Московской области, с кадастровым номером 50:10:0030101:762.

Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с Козиковым Андреем Юрьевичем договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: Московская область, г.Химки, ул.2й Северный проезд, строен.18А, кв.56, с кадастровым номером 50:10:0030101:762, включить в качестве члена семьи нанимателя – несовершеннолетнего сына Козикова Артёма Андреевича.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 года.

Судья:                                                                                 Ю.В. Миронова

2-4998/2021 ~ М-4511/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козиков Андрей Юрьевич
Ответчики
Администрация городского округа Химки Московской области
Другие
Козикова Татьяна Аркадьевна в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Козикова Артема
Козикова Виктория
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Миронова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее