Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-488/2019 ~ М-419/2019 от 27.08.2019

Дело №2-1-488/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Пасынковой О.В.

при секретаре Никиткиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кирове Калужской области

                                         07 октября 2019 г.

дело по иску Министерства Обороны Российской Федерации к Тарасову А.А., Тарасовой Л.И. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л :

27 августа 2019 года истец Министерство Обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ответчикам Тарасову А.А., Тарасовой Л.И., в котором указало, что из документов, поступивших из ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ следует, что Тарасов А.А., Тарасова Л.И. незаконно удерживают жилое помещение по адресу: <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации и было закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» и, согласно передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, передано с правом оперативного управления ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ. Спорное жилое помещение было предоставлено Тарасову А.А. на основании договора найма служебного жилого помещения в доме государственного жилищного фонда от 13.04.2006. В договоре усматривается, что спорное жилое помещение предоставлено ответчикам в бессрочное владение и пользование, что указывает на нарушение типовой формы договора найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного помещения заключается в письменной форме в соответствии с типовым договором найма, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Служебное жилое помещение не могло быть предоставлено в бессрочное владение и пользование, поскольку в соответствии с законодательством служебное жилье предоставляется исключительно на период трудовых или служебных отношений. Согласно письму командира войсковой части от 21.05.2019 Тарасов А.А. не является военнослужащим и гражданским персоналом данной части. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 17.05.2019 Тарасову А.А. направлено требование об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения в десятидневный срок. Ответчиком в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено- требование об освобождении квартиры. Актом установления фактического проживания в специализированном жилом фонде установлено, что ответчики проживают в спорном жилом помещении, жилое помещение не сдано в установленном порядке, лицевой счет не закрыт. Истец просил суд устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Тарасову А.А., Тарасовой Л.И. указанным жилым помещением; выселить Тарасова А.А., Тарасову Л.И. из данного служебного помещения и снять Тарасова А.А., Тарасову Л.И. из вышеуказанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (л.д. 3-6).

В судебное заседание представитель Министерства Обороны РФ не явился, о дне слушания дела извещен.

В судебном заседании ответчики Тарасов А.А., Тарасова Л.И. исковые требования не признали, просила в их удовлетворении отказать, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях на иск и дополнениях к возражениям (л.д.43-45, 87).

Определением судьи от 30 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «Главное управление жилищным фондом» ( л.д.1-2).

Представители третьих лиц: ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ООО «Главное управление жилищным фондом» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя истца, представителей третьих лиц.

В судебное заседание военный прокурор Калужского гарнизона не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещен. В заявлении, адресованном суду, военный прокурор Калужского гарнизона просил дело рассмотреть без участия работников военной прокуратуры, указав, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 109).

Суд на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие военного прокурора Калужского гарнизона.

Суд, выслушав ответчиков Тарасова А.А., Тарасову Л.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

В силу пункта 3 части 2 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что жилое помещение - квартира в доме <адрес> является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ, что подтверждается Приказом директора департамента имущественных отношений МО РФ от 24 августа 2017г. , Перечнем недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «ЦТУИО»МО РФ, сведениями отраженными истцом в иске, данными в вводной части договора найма служебного жилого помещения , в котором наймодателем жилого помещения выступает Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКЭУ «Калужская квартирно-эксплуатационная часть района» (л.д. 3-6, 12, 16-17).

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Из пунктов 1,7 пп.71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 года №1082 следует, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения, и оно осуществляет определенные полномочия, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Таким образом, Министерство обороны РФ может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности в рамках своей компетенции.

    Согласно выписке из домовой книги следует, что в жилом помещении – квартире дома <адрес> ответчики Тарасов А.А., Тарасова Л.И. были зарегистрированы с 30.05.2006 года (л.д.10).

В судебном заседании установлено, что 13 апреля 2006 года был заключен договор найма служебного жилого помещения в доме государственного жилищного фонда между Министерством обороны РФ в лице начальника Калужской КЭЧ, действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, именуемым как «Наймодатель» и Тарасовым А.А., именуемым в дальнейшем как «Наниматель» (л.д. 12-15).

В пункте 1 договора указано, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-х комнатной квартиры общей площадью—кв.метров, в том числе жилой 27 кв.метров по адресу <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Тарасов А.А.- наниматель, Тарасова Л.И.- жена.

Пункт 11 договора содержит условия расторжения договора в судебном порядке. Кроме того в пункте 12 договора указано, что настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (л.д. 15).

Доводы ответчиков в обоснование непризнания иска, изложенные ими в письменных возражениях на иск и повторенные в судебном заседании основаны на том, что предоставленное им в 2006 году жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, а не условиях договора служебного найма. При этом ответчики ссылаются на текст договора, в котором указано, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение (л.д. 12, 13).

Однако данный довод суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Как установлено судом на момент заключения договора, поименованного как «договор служебного жилого помещения в доме государственного жилищного фонда» - 13.04.2006, ответчик Тарасов А.А., выступающий стороной договора в качестве Нанимателя, состоял в трудовых отношениях с войсковой частью , расположенной в <адрес> (л.д. 51).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752-р» <адрес> являлся закрытым военным городком в период с июля 2000 года до исключения его из указанного перечня на основании вышеуказанного распоряжения от 19.08.2011 года.

То есть на момент предоставления спорной квартиры Тарасову А.А., состоящему в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации (13.04.2006) военный городок <адрес> являлся закрытым военным городком, что само по себе свидетельствует о невозможности передачи жилого помещения, расположенного в указанном военном городке, работнику, состоящему в трудовых отношениях, на условиях договора социального найма.

Кроме того, согласно частям 1,2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъектах Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

То есть, предоставление жилого помещения гражданам на условиях заключения договора социального найма в период после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005г.) и действующего на момент заключения договора с Тарасовым А.А., из жилищного фонда Российской Федерации, возможно только в случае отнесения этих граждан к категориям, круг которых определен в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации и признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Служебные жилые помещения статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Таким образом, суд считает, что предоставленное в 2006 году ответчикам Тарасовым жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось служебным жилым помещением, и было предоставлено в целях обеспечения гражданского персонала войсковой части служебным жильем.

То обстоятельство, что в договоре найма служебного жилого помещения в домах государственного жилищного фонда от 13.04.2006 указано, что квартира предоставляется в бессрочное владение и пользование, не является основанием для иного вывода суда о статусе жилого помещения, поскольку в любом случае, в силу положений ч.3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании ответчики Тарасов А.А., Тарасова Л.И. не являются в настоящее время военнослужащими или гражданским персоналом войсковой части в <адрес>, что подтверждается справкой войсковой части, справкой ООО «ГУЖФ» от 04.09.2019, сведениями, отраженными в трудовых книжках ответчиков (л.д. 8, 34, 51-56).

    Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

В возражениях на иск ответчики указали, что согласно ч.2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Действительно в силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №488-ФЗ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пенсионеры по старости.

Судом установлено, что ответчики Тарасов А.А., Тарасова Л.И. являются пенсионерами по старости (л.д. 49, 50).

В ходе судебного разбирательства судом было предложено ответчикам Тарасовым обратиться в администрацию по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся (л.д. 70).

В судебном заседании 07.10.2019 ответчик Тарасова Л.И. пояснила, что по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в администрацию она не обращалась, т.к. полагает, что квартира им предоставлена на условиях договора социального найма.

Согласно выписке из ЕГРН от 30.09.2019 Тарасова Л.И. являлась собственником жилого помещения площадью 49,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в период с 28.02.3013 по 19.09.2019 (л.д. 108).

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что ответчики Тарасов А.А., Тарасова Л.И. не могут быть отнесены к категориям лиц, перечисленных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения ввиду несоблюдения условия о состоянии на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В силу статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о наличии оснований для вынесения решения о прекращении права ответчиков Тарасовой Л.И., Тарасова А.А. пользования служебным жилым помещением - квартирой дома <адрес>, и выселении их из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, со снятием с регистрационного учета из жилого помещения.

При вынесении решения суд с учетом требований статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из обстоятельств дела и принимая во внимание возраст ответчиков, находит необходимым отсрочить исполнение решения суда до 01 июня 2020г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Прекратить право Тарасова А.А., Тарасовой Л.И. пользования служебным жилым помещением – квартирой в доме <адрес>.

Выселить Тарасова А.А., Тарасову Л.И. из квартиры дома <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Настоящее решение является основанием для снятия Тарасова А.А., Тарасовой Л.И. с регистрационного учета из квартиры в доме <адрес>.

Отсрочить исполнение решения суда до 01 июня 2020г.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                 О.В. Пасынкова

Решение суда в окончательной форме принято 14 октября 2019 г.

2-488/2019 ~ М-419/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стребков Д.А.
Министерство обороны РФ
Ответчики
Тарасов Анатолий Александрович
Тарасова Лидия Ивановна
Другие
ООО "ГУЖФ"
ФГКУ "Центральное ТУИО"
ФГКУ "ЗРУЖО
Суд
Кировский районный суд Калужской области
Судья
Пасынкова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kirovsky--klg.sudrf.ru
27.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2019Судебное заседание
07.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
03.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее