Дело № 2-335/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2017 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мошковой Л.А. к администрации Кемского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Мошкова Л.А. обратилась в суд с названными требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что 17 сентября 1976 года решением исполкома Кемского городского совета депутатов трудящихся № 109, В. был отведен земельный участок под строительство, для установки типовых металлических гаражей для индивидуального автотранспорта на улице Береговой. 20 мая 2002 года Постановлением Главы самоуправления администрации г. Кеми Республики Карелия № 278, В. предоставлен земельный участок в районе улицы Береговой площадью 30 кв.м. (в т.ч. сам гараж 24 кв.м.) с построенными гаражами в металло - деревянном исполнении в аренду на 10 лет. Дополнительно к Постановлению был заключен договор аренды земель не сельскохозяйственного назначения № 278 от 20 мая 2002 года. В связи со смертью В. ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением № 664 от 12.07.2013 г. указанный договор аренды земельных участков был прекращен.
Она – Мошкова Л.А. является супругой В. 25 июля 2013 года Постановлением администрации Кемского муниципального района № 698 вышеуказанный земельный участок был предоставлен ей для использования под индивидуальный гараж. Дополнительно к Постановлению был заключен договор аренды № 44 от 29.07.2013 г. На указанный гараж был выдан технический паспорт Республиканским государственным центром «Недвижимость», с присвоением инвентарного номера 2768.
В целях государственной регистрации права собственности на гараж, она обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлением от 17.05.2017 г. о предварительном согласовании земельного участка в аренду под сооружение для хранения транспортных средств, на что ей было отказано, в связи с тем, что на схеме земельного участка расположен объект строительства, документы на который не представлены. В связи с названным отказом, возникла необходимость в признании права собственности на гараж в судебном порядке.
Гараж не является самовольной постройкой, поскольку был возведен на земельном участке, отведенном под строительство именно данного гаража, муниципальной собственностью не является, никто на него не претендует. Тот факт, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не должен ущемлять право на возведенный гараж.
Просила включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, расположенный на улице Береговой, и признать за ней право собственности на указанный гараж инвентарный № 2768 с постановкой названного объекта на кадастровый учет.
Определением суда от 13 сентября 2017 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству для участия в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен нотариус Кемского нотариального округа Чеглакова Л.Т.
В судебном заседании истец Мошкова Л.А. заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что гараж металлический они установили с мужем в 1976 году. Позднее, в 1990 году, они на месте старого гаража построили новый – кирпичный. Аренду за земельный участок под гаражом платит с 1976 года. После смерти супруга пользуется гаражом и оформила аренду на земельный участок на себя.
Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в поступившем ответе на определение суда глава администрации Разумейчик Ю.К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имел.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Кемского нотариального округа Чеглакова Л.Т. в судебное заседание не явилась, в поступившем ответе на определение суда возражений по иску не имела и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав истца Мошкову Л.А., изучив материалы дела, а также материалы наследственного дела №, открытого после смерти В., считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I – ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Карелия Российской Федерации (запись акта о смерти №).
Решением исполкома Кемского городского Совета депутатов трудящихся № 109 от 17сентября 1976 года «Об отводе земельных участков под строительство» В. разрешена установка типового металлического гаража для индивидуального автотранспорта на отведенной ранее площадке на ул. Береговой. Постановлением Главы самоуправления администрации г. Кемь Республики Карелия № 278 от 20 мая 2002 года В. предоставлен земельный участок площадью 30 кв.м. с построенным гаражом в металло - деревянном исполнении в аренду сроком на 10 лет в районе ул. Береговой (пл. № 1). На основании названного Постановления Администрацией г. Кеми и района 23 мая 2002 года с В. был заключен договор аренды земель не сельскохозяйственного назначения – земельного участка площадью 30 кв. м в районе ул. Береговой /площадка № 1/ для строительства гаража в металло-деревянном исполнении сроком на 10 лет. Постановлением Главы администрации Кемского муниципального района № 644 от 12 июля 2013 г. аренда названного земельного участка прекращена в связи со смертью В.
Постановлением Главы администрации Кемского муниципального района № 698 от 25 июля 2013 года вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду Мошковой Л.А. 29 июля 2013 года администрацией Кемского муниципального района с Мошковой Л.А. заключен договор аренды земельного участка № 44.
В соответствии с Техническим паспортом на здание гаража, спорный гараж расположен по адресу: Кемский район, город Кемь, в районе ул. Береговой /площадка № 1/ и имеет инвентарный № 2768.
Кроме того, факт владения и пользования гаражом наследодателем также подтверждается показаниями истца Мошковой Л.А.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ)
Истец Мошкова Л.А. в соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ является наследником по закону первой очереди на имущество умершего, так как приходится супругой умершему В., что подтверждается: копией свидетельства о заключении брака между В. и Савицкой Л.А. (после заключения брака Савицкой Л.А. присвоена фамилия «Мошкова») серии ЦЮ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Истец Мошкова Л.А. является единственным наследником по закону принявшим наследство после смерти наследодателя В., что подтверждается материалами наследственного дела №.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 2, 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ч.1 ст. 58 указанного Федерального закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Учитывая приведенные нормы права, положения статей 218, 219 ГК РФ, учитывая, что 6-ти месячный срок вступления в наследство после смерти В., умершего ДД.ММ.ГГГГ истек, суд удовлетворяет иск и включает указанный выше гараж в наследственное имущество, открывшееся после смерти В., а также признает за Мошковой Л.А. право собственности на гараж, поскольку: в судебном заседании установлено и подтверждается изученными документами, а также показаниями истца, что наследодатель с момента постройки гаража в 1976 году владел и пользовался гаражом до дня своей смерти, что после смерти наследодателя истец владеет и пользуется гаражом, что земельный участок под постройку гаража был предоставлен наследодателю, а затем и истцу органами местного самоуправления, что строительство гаража было произведено с ведома и разрешения органов местного самоуправления, а также то, что регистрация права собственности на гараж и постановка его на кадастровый учет могут быть осуществлены на основании решения суда. Суд при принятии решения также учитывает, что представитель ответчика не возражал против удовлетворения заявленных требований, а истец является единственным наследником, вступившим в наследство после смерти В.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мошковой Л.А. - удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Карельской АССР: гараж, инвентарный №, общей площадью 22,7 кв. м, расположенный по адресу: в районе <адрес> /площадка №/ <адрес> Республики Карелия и признать за Мошковой Л.А. право собственности на указанный гараж.
Решение является основанием для регистрации права собственности за Мошковой Л.А. на указанный гараж в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, а также для постановки названного объекта на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья В.С. Гордевич