Дело № 2-3/96/2015
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2015 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2015 года г. Гаджиево
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Барабановой Т.К.,
при секретаре Бирулиной Ю.Л.;
с участием
помощника прокурора Железняк Н.Л.,
представителя ответчика Шемякина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в порядке надзора проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в результате которой установлено, что ООО «Каскад», осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в г. Гаджиево Мурманской области. При выборе в установленном жилищным законодательством порядке управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом, управляющая организация становится контрагентом в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией, поскольку наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания услуг населению коммунальной услуги на ней лежит обязанность обеспечить приобретение у ресурсоснабжающей организации соответствующего ресурса и оказывать коммунальные услуги с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе электроснабжения, в порядке, установленном действующим законодательством. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства, договорные отношения между управляющей организацией ООО «Каскад» и поставщиком электрической энергии отсутствуют. Мер по заключению договора электроснабжения управляющей организацией не принято. Поскольку отсутствие договора электроснабжения свидетельствует о нарушении требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Каскад» прокуратурой внесено представление об их устранении и необходимости принятия мер для устранения причин и условий им способствовавших. О результатах рассмотрения представления, конкретных мерах, принятый с целью устранения допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, в письменной форме прокурору в установленный срок не сообщено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Каскад» Амбарнова А.А. по ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Данное постановление направлено на рассмотрение Мировому судье судебного участка № 2 Александровского судебного района Мурманской области. Вместе с тем, обязанность ООО «Каскад» по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией по оказанию услуг электроснабжения жилого фонда до настоящего времени не исполнена. Просит суд признать бездействие ООО «Каскад» по незаключению с ресурсоснабжающей организацией договора снабжения электрической энергией жилого фонда не законным и обязать ООО «Каскад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на оказание услуг по снабжению электрической энергией многоквартирных жилых домов г. Гаджиево.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просит суд признать бездействие ООО «Каскад» по незаключению с ресурсоснабжающей организацией договора снабжения электрической энергией жилого фонда не законным и обязать ООО «Каскад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на оказание услуг по снабжению электрической энергией многоквартирных жилых домов г. Гаджиево.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Шемякин Д.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, мотивировав это тем, что коммунальная услуга по энергоснабжению оказывается гражданам г. Гаджиево непосредственно энергоснабжающей организацией – ОАО «МРСК Северо-Запад» в полном объеме, между нанимателями г. Гаджиево и ОАО «МРСК Северо-Запад» фактически сложились договорные отношения на основании конклюдентных действий.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании ч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 утверждены «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», пунктами 4 и 5 которых предусмотрено, что управляющая организация, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, в соответствии с договором управления многоквартирным домом, возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее – заявка (оферта)) в следующие сроки: исполнитель в лице управляющей организации – не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Как установлено судом, предметом деятельности ООО «Каскад» является, в том числе, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда (л.д. 25-36).
Между Управлением муниципальной собственностью администрации Закрытого административно-территориального образования Александровск и ООО «Каскад» на основании результатов открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления многоквартирными домами и с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, сохранности, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в Многоквартирном жилом доме, а также предоставление пользователями помещений (нанимателям и членам их семей, проживающим в муниципальных помещениях на основании договором найма, арендаторам, пользующимся нежилыми помещения на основании договоров аренды, а также иным законным пользователям муниципальных помещений) коммунальных услуг, ДД.ММ.ГГГГ заключены договора № управления многоквартирными домами (далее – Договора). В соответствии с данными Договорами Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества Многоквартирных домов ЗАТО Александровск г. Гаджиев по адресам, в соответствии с приложением № (далее – Многоквартирным дом), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и членам их семей, а также арендаторам и иным законным пользователям муниципальных жилых (нежилых) помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления Многоквартирными домами деятельность (л.д. 37-75).
Согласно пунктам 3.1.3 Договоров управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги нанимателям и членам их семей, арендатора и иным законным пользователям помещений в Многоквартирном доме в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление. При этом, на основании п. 3.1.14 Договоров на управляющую организацию возложена обязанность от своего имени и за свой счет заключить с организациями коммунального комплекса договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков, обеспечивающие представление коммунальных услуг нанимателям, арендаторам и иным законным пользователям помещений в объемах и с качеством, предусмотренными Договорами.
Таким образом, ООО «Каскад» обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе электроснабжения.
Согласно объяснений директора ООО «Каскад» Амбарнова А.А. договор с ресурсоснабжающей организацией по электроснабжению о приобретении коммунальных ресурсов ООО «Каскад» не заключался, предложение (оферта) о заключении договора не направлялось (л.д. 15-17).
Направленное Мурманским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах представление об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каскад» не исполнено (л.д. 10-14, 18-19).
В связи с тем, что ООО «Каскад» в установленный срок о результатах рассмотрения представления, конкретных мерах, принятых с целью уравнения допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, в письменной форме прокурору не сообщено, ДД.ММ.ГГГГ И.о. Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в отношении директора ООО «Каскад» Амбарнова А.А. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (л.д. 20-24).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным бездействие ООО «Каскад» по незаключению с ресурсоснабжающей организацией договора снабжения электрической энергией жилого фонда и обязании ООО «Каскад» заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на оказание услуг по снабжению электрической энергией многоквартирных жилых домов г. Гаджиево подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что коммунальная услуга по энергоснабжению оказывается гражданам г. Гаджиево непосредственно энергоснабжающей организацией – ОАО «МРСК Северо-Запад» в полном объеме, между нанимателями г. Гаджиево и ОАО «МРСК Северо-Запад» фактически сложились договорные отношения на основании конклюдентных действий, в связи с чем права нанимателей жилых помещений г. Гаджиево не нарушаются суд находит несостоятельными, поскольку на основании ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ внесение платы собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Доказательств наличия такого решения собственника помещений в многоквартирных домах г. Гаджиево Мурманской области ООО «Каскад» суду не представлено.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, суд устанавливает срок заявленный истцом - до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку находит его разумным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах неимущественного характера заявлены к ООО «Каскад» в интересах неопределенного круга физических лиц, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме (...).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Каскад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на оказание услуг по снабжению электрической энергией многоквартирных жилых домов г. Гаджиево Мурманской области.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Каскад» в доход местного бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск государственную пошлину размере (...).
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Гаджиево в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова