РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2013 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Мамкеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5014/2013 по иску К.Т.И. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о возложении обязанности подготовить и направить проект дополнительного соглашения к договору аренды лестного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец К.Т.И. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о возложении обязанности на ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить подписанный со стороны министерства в адрес К.Т.И. проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка № от *** в части продления срока действия договора до ***.
Истец К.Т.И. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом (л.д. 91).
Представитель истца К.Т.И. - Р.Ж.А., действующая на основании доверенности (л.д. 62), в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив суду, что К.Т.И. обратилась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о продлении срока действия договора аренды лесного участка № от ***. Ответом от *** Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало ей в продлении срока действия договора аренды. Истец полагает, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязано заключить с ней дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды лесного участка, поскольку право аренды было приобретено истцом на основании протокола о результатах лесного конкурса от ***, проходившего во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от *** № «О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда». Лесной участок был предоставлен истцу для культурно-оздоровительных целей сроком на 10 лет в соответствии с результатами проведённого лесного конкурса. На основании протокола о результатах лесного конкурса с истцом был заключен договор аренды участка лесного фонда и произведена его передача по акту приёма-передачи, первоначальный договор аренды участка лесного фонда прошёл государственную регистрацию. При этом в данном договоре содержится указание на предоставление участка для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом 1997 года. Итоги конкурса не оспаривались и конкурс по передаче в аренду участка лесного фонда, а также акты государственных органов недействительными не признавались в установленном законом порядке. Истцом в Департамент лесного хозяйства Самарской области были предоставлены соответствующее заявление о переоформлении и все необходимые документы. На основании предоставленных документов заключенный ранее договор был переоформлен. Таким образом, договор аренды лесного участка № от *** не является актом нового предоставления лесного участка, а является лишь юридическим действием по приведению первоначального договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса РФ. Договор аренды лесного участка № от *** также прошёл государственную регистрацию в установленном законом порядке, лесной участок прошёл государственный кадастровый учёт и является сформированным объектом гражданских правоотношений. При осуществлении кадастрового учёта лесного участка была осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок в составе земель лесного фонда в соответствии с Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утверждёнными приказом Федеральной регистрационной службы от *** №. Таким образом, в настоящее время спорный лесной участок является сформированным объектом гражданских правоотношений, на который зарегистрировано право федеральной собственности. На указанном лесном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцу на праве собственности. Таким образом, для использования своего недвижимого имущества истцу необходимо использовать спорный лесной участок. Получателем доходов за использование спорного лесного участка является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Ссылка министерства на невозможность продления срока действия договора аренды лесного участка в соответствии с пунктами 1, 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 года №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды» является необоснованной. Истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на спорном лесном участке: насосная, нежилые здания: трансформаторная подстанция, котельная, два склада, три спальных корпуса, летняя кухня, административный корпус, столовая. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2009г. №10520/09 указал, что в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, находящиеся на праве собственности граждан или юридических лиц, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную ч.1 ст.74 Лесного кодекса РФ. П.3 ст.72 Лесного кодекса РФ определено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. Таким образом, предельный срок действия аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности составляет 49 лет, истец имеет право на пролонгацию указанного договора на срок с *** на 49 лет, то есть по ***. При таких обстоятельствах истец полагает, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения с истцом дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды лесного участка. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области П.Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 66), в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв на иск (л.д. 67-71), дала пояснения аналогичные изложенным в отзыве. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Самарской области, привлечённого судом к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 93), отзыв на иск не предоставлен.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Вопросы предоставления в аренду участков лесного фонда и проведения лесных конкурсов ранее были урегулированы статьями 34, 35 Лесного кодекса РФ 1997 года, а также Законом Самарской области от 18.05.1999 года №17-ГД «О лесах Самарской области».
Согласно ст.12 Закона Самарской области от 18.05.1999 года №17-ГД «О лесах Самарской области», действовавшего в 2003 году, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или Правительства Самарской области в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведённой в отношении документации, обосновывающей планируемую на таких участках лесного фонда деятельность.
В соответствии со ст.14 указанного Закона проведение лесных конкурсов в отношении участков лесного фонда организуется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или Правительством Самарской области. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Право аренды на лесной участок было приобретено истцом на основании протокола о результатах лесного конкурса от ***, проходившего во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 04.01.2003 года №2-р «О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда».
В соответствии с п.5. ст.448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Из материалов дела установлено, что *** между ГУ «Самарский лесхоз» Главного управления МПР по Самарской области в лице директора П.Г.В., действующего на основании ст.31 Лесного кодекса РФ и Положения (Арендодатель) и К.Т.И. (Арендатор) был заключен договор № аренды участка лесного фонда, согласно которому истцу предоставлен участок лесного фонда за плату на срок 10 лет для его использования в целях осуществления культурно-оздоровительных целей по адресу: <адрес> на пл. 3,1844 га, кадастровый номер №, свидетельство о государственной регистрации права от *** серии № (п.1.1.) (л.д. 27-31).
Согласно п.1.3. договора участок лесного фонда, передаваемый арендатору арендодателем, по истечении срока аренды в собственность арендатора не переходит. Выкуп и субаренда арендованного участка лесного фонда запрещаются.
Согласно п.4.2. договора в случае добросовестного исполнения обязательств по настоящему договору по истечении срока договора аренды арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии с п.4.3. договора арендатор, в частности, обязан сдать участок лесного фонда арендодателю после завершения срока аренды в состоянии не худшем, чем принятым от арендодателя по акту приёма-передачи участка лесного фонда.
Согласно п.8.2. договора договор прекращается по истечении срока договора аренды…
Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации арендатором и действует в течение 10 лет.
Передача участка лесного фонда указанного в договоре аренды была произведена по акту приёма-передачи (л.д. 32).
Договор аренды прошёл государственную регистрацию *** (л.д. 33 оборот).
Согласно ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до ***. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утверждённому приказом Министерства природных ресурсов Российской федерации от 04.10.2007 года №258, заявление о переоформлении подаётся в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
Согласно Положению о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 года №9, таким уполномоченным органом является департамент лесного хозяйства Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 года №34 департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован путём его присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, переименованному в настоящее время в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
*** Департамент лесного хозяйства Самарской области в лице заместителя руководителя департамента М.А.А., действующего на основании Положения и К.Т.И., на основании решения комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от ***, заключили договор № аренды лесного участка площадью 3,1844 га для осуществления рекреационной деятельности, имеющего местоположение: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда (л.д. 19-26).
Согласно п.20. срок действия договора устанавливается с *** по *** (л.д. 21).
В соответствии с п.28. договора арендатор, надлежащим образом исполнивший настоящий договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок (л.д. 22).
Согласно п.29. к настоящему договору применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и настоящим договором.
Договор аренды № от *** прошёл государственную регистрацию *** (л.д. 26 оборот).
В соответствии с ч.2 ст.3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно ч.3 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу ст.621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
По смыслу указанной нормы арендатор земельного участка, чье преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды нарушено, имеет право в судебном порядке требовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды.
Между тем, таких требований истцом не заявлено, а из материалов дела не следует, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области передала спорный участок в аренду другому лицу.
Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок (ст.610).
Истцом в лице представителя по доверенности Р.Ж.А. подано заявление в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о продлении договора аренды № от *** (л.д. 13).
Письмом от *** № Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало в продлении договора аренды и направило обратный акт приёма-передачи лесного участка министерству от К.Т.И. (л.д. 16-17, 18).
Отказывая арендатору в заключении договора аренды, арендодатель действовал как сторона договора, реализуя свои гражданские права, а не властно-распорядительные полномочия, что не нарушает права арендатора, учитывая, что наличие на спорном участке принадлежащих истцу объектов недвижимости является основанием для обращения с заявлением о предоставлении прав на земельный участок в порядке ст.36 ЗК РФ, но не возлагает на ответчика обязанность продолжить арендные отношения в рамках договора и не порождает автоматически арендные отношения между сторонами.
Возложение же на ответчика обязанности подготовить проект дополнительного соглашения с целью заключить с К.Т.И. по сути новый договор аренды противоречит положениям ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом материалы дела не свидетельствуют о добровольном принятии на себя ответчиком соответствующего обязательства, а действующее законодательство такой обязанности на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не возлагает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований К.Т.И. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о возложении обязанности подготовить и направить проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка № от *** в части продления действия договора до *** отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.
Председательствующий: Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательном виде изготовлено 24.10.203 года.