Дело № 2-253/2021
73RS0004-01-2020-008143-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2021 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Высоцкой А.В.,
с участием прокурора Дуниной Е.В.,
при секретаре Аббазовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартовой Зинаиды Николаевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», ГУЗ «Городская поликлиника №6» о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда, причиненного вследствие неоказания (ненадлежащего) оказания медицинской помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Мартовая З.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 6» о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда, причиненного вследствие неоказания (ненадлежащего) оказания медицинской помощи, указав в обоснование иска следующее.
16.10.2020 находясь в квартире по адресу: <адрес>, у нее резко ухудшилось состояние здоровья, поднялась температура тела, в связи с чем, была вызвана бригада скорой медицинской помощи, сотрудниками которой был произведен осмотр, а именно – ей измерили температуру тела, провели диагностику легких с помощью стетоскопа, после чего пояснили, что с легкими все нормально, а по поводу повышенной температуры тела ей посоветовали обратиться к участковому врачу.
19.10.2020 в понедельник, в вечернее время на вызов прибыл участковый врач, который провел диагностику ее легких с помощью стетоскопа, измерил температуру ее тела, назначил лечение и пояснил, что к ней прибудут другие медицинские сотрудники, которые возьмут у нее мазок на анализ на COVID-19.
21.10.2020 у нее по месту нахождения в указанной выше квартире был отобран мазок на COVID-19.
22.10.2020 состояние ее здоровья не улучшалось, температура тела была по-прежнему высокой, в связи с чем, был осуществлен телефонный звонок в ГУЗ «Городская поликлиника № 6» с целью вызова врача на дом, на что был дан ответ, что вызывать врача следует завтра, поскольку врач сегодня выезд на дом не осуществляет, так как работает во вторую смену.
23.10.2020 из ГУЗ «Городская поликлиника № 6» вновь был вызван врач, а также осуществлен вызов скорой медицинской помощи, поскольку состояние ее здоровья стало ухудшаться, ей стало тяжело дышать. Однако из станции скорой медицинской помощи им пояснили, что вызов бригады скорой медицинской помощи осуществлен не будет, поскольку на адрес вызван участковый врач из ГУЗ «Городская поликлиника № 6», однако врач на вызов не прибыл.
24.10.2020 вновь была вызвана скорая медицинская помощь по факту повышения давления, сотрудники скорой медицинской помощи, прибывшие на вызов, сделали ей укол, провели диагностику ее легких, посоветовали вызвать участкового врача.
27.10.2020 стало известно, что у нее <данные изъяты>, вечером к ней прибыли сотрудники скорой медицинской помощи, которые измерили уровень содержания кислорода в ее крови, провели диагностику легких с помощью стетоскопа, поставили диагноз – <данные изъяты>, продиктовали лечение. Впоследствии ей звонил участковый врач, интересовался, как проходит лечение.
Полагает, что надлежащей медицинской помощи ей оказано не было, в связи с неправомерным отказом в оказании необходимой медицинской помощи ей был причинен моральный вред, она испытала сильнейшую боль из-за болезни и сильнейший стресс, вызванный страхом.
Просила взыскать в свою пользу с Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 6» в солидарном порядке компенсацию морального вреда, причиненного вследствие неоказания (ненадлежащего) оказания медицинской помощи в размере 100 000 руб.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУЗ «Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи» (далее по тексту - ГУЗ УОКССМП).
Истец Мартовая З.Н., ее представитель Канаева Д.В., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам иска. Мартовая З.Н. дополнительно пояснила, что медицинские сотрудники, которые прибывали на дом по ее вызовам, оказывали ей недостаточно внимания, невнимательно ее выслушивали, производили ее осмотр не в полном объеме, ограничившись прослушиванием грудной клетки стетоскопом, осмотром зева, измерением температуры тела и артериального давления. Лечения ей не назначали, выяснив, чем она лечится, подтверждали правильность данного лечения. Некачественно оказанной медицинской помощью ответчиками ей причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях по поводу своего здоровья, которые продолжаются до настоящего времени.
Представители ответчика ГУЗ «Городская поликлиника № 6» Угарова А.А., Смирнова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Представитель ответчика ГУЗ УОКССМП Тарасова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в материалы дела.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, суду представлен письменный отзыв.
Третьи лица Корчагина Н.В., Арифуллина А.Р., Узакова Т.Г., Хабарова П.А., - в судебном заседании исковые требования Мартовой З.Н. полагали необоснованными.
Третьи лица – Карасева Л.А., Джафарли И.Д., Батраева Р.А., Шишкина О.Н., Чамеева И.В., Олезов Н.В., - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания указанные третьи лица извещены.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ гражданам гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. 3, 4, 7 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пп. 3, 9 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В п. 21 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями: 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 3 ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что Мартовая З.Н. осуществила вызов скорой медицинской помощи 16.10.2020, что подтверждается картой вызова №, на месте осмотра истица жаловалась на кашель, температуру до 39?С, полагала себя больной с 12.10.2020, указала, что самостоятельно принимает ибуклин, витамины С и D. Контакт с больным COVID-19 отрицает. В карте указано, что общее состояние Мартовой З.Н. удовлетворительное. Дыхание везикулярное, хрипов нет, АД 140 и 80 мм рт.ст., пульс 90 ударов в минуту, Т 37,1 °С, ЧСС - 90 ударов в минуту. ЧД – 20 в минуту. Пульсоксиметрия (SрО2) - 99 %. Выставлен диагноз: Острая респираторная вирусная инфекция. Подозрение на новую коронавирусную инфекцию.
На момент вызова истицей скорой медицинской помощи (16.10.2020) действовали временные методические рекомендации - профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные заместителем Министра здравоохранения РФ (версия 8 (03.09.2020)).
Согласно указанным рекомендациям, мероприятия по недопущению распространения COVID-19 в медицинских организациях проводятся в соответствии с приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н «О временном порядке организации работы медицинских организациях в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Соответственно, ГУЗ УОКССМП в своей деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции обязано руководствоваться данным приказом Минздрава России от 19.03.2020 №198н.
Согласно пп.1 п.9.4. вышеназванных рекомендаций, госпитализация в медицинские организации и их структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом COVID - 2019 или с подозрением на COVID - 2019, подлежат пациенты с установленным диагнозом COVID - 2019 или с подозрением на COVID - 19, находящиеся в состоянии средней тяжести, в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.
Согласно пп.4 п.9.4. данных рекомендаций, пациенты в состоянии средней тяжести подлежат госпитализации в структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID - 2019, исходя из наличия двух из следующих критериев: пульсоксиметрия (SpO2) < 95%; t =/>38°С; ЧДД >22; наличие признаков пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
В соответствии с картой вызова, у пациентки Мартовой З.Н. в момент осмотра пульсоксиметрия составляла 99%, частота дыхательных движений - 20 ударов в минуту, температура тела - 37°С, указанные показатели не выходили за пределы вышеуказанных критериев, при которых показана госпитализация.
Как следует из отзыва ГУЗ УОКССМП, вызовы, поступившие в ГУЗ УОКССМП 23.10.2020, 24.10.2020, исходя из жалоб пациента, были переадресованы фельдшером по приему и передаче вызовов в отделение неотложной помощи ГУЗ «Городская поликлиника №6». Передача вызовов в медицинскую организацию, оказывающую НМП, регламентировано Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», а также Распоряжением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 22.11.2016г. №3597-р «О реализации на территории Ульяновской области Приказа Минздрава РФ от 20.06.2013 №388н).
Также материалами дела подтверждается, что Мартовая З.Н. 19.10.2020 обратились в ГУЗ «Городская поликлиника №6» для вызова врача на дом.
Согласно выписке из медицинской карты истицы, первичный прием на дому 19.10.2020 осуществлен врачом терапевтом участковым Узаковой Т.Г. На момент осмотра состояние истицы было удовлетворительным, температура тела 38.1, Сат- 97-98%. Поставлен диагноз: «<данные изъяты>». Было назначено лечение: Витамин С, Витамин Д3, магний В6, азитромицин, линекс, капли грипферон, полоскание горла, от боли рассасывать фарингосепт, спрей гексорал, супрастин, жаропонижающие лекарственные препараты. Назначен анализ на Ковид19 (+65).
21.10.2020 на дому выездной бригадой у Мартовой З.Н. был взят мазок на коронавирус.
22.10.2020 Мартовой З.Н был вызван врач на дом повторно, на осмотр прибыла врач Батраева Р.А., что подтверждается выпиской из медицинской карты, ею был произведен осмотр истицы, поставлен диагноз - «<данные изъяты>», назначено лечение.
Мартовая З.Н. была осмотрена врачом Хабаровой П.А.
пришел <данные изъяты> у истицы.
С 26.10.2020 по 02.11.2020 Мартовая З.Н. наблюдалась врачом Арифуллиной А.Р. по телефону, выяснявшей информацию о самочувствии истицы, контролировавшей ее лечение, что истицей не оспаривалось.
30.10.2020 и 02.11.2020 у истицы взяты повторные мазки на новую коронавирусную инфекцию, результаты - отрицательные.
19.11.2020 Мартовая З.Н. была приглашена на прием врача-участкового Корчагиной Н.В. Так, согласно выписке из медицинской карты истицы, активных жалоб на состояние здоровья на приеме ею не заявлялось. Врачом был произведен осмотр истицы, назначены обследования (анализы, флюорография).
Общие правила компенсации морального вреда установлены статьей 151 Гражданского кодекса РФ. Так, согласно положениям данной нормы, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных норм, компенсация морального вреда является формой гражданско-правовой ответственности, взыскание компенсации морального вреда возможно при наличии совокупности общих условий деликтной ответственности: причинение вреда, наличие вины и противоправности действий (бездействия), причинно-следственной связи между наступившими последствиями и действиями (бездействием) виновного лица.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность привлечения лица к гражданско-правовой ответственности.
Мартовая З.Н. в обоснование исковых требований о взыскании компенсации морального вреда ссылается на неоказание (ненадлежащее) оказание ей медицинской помощи ответчиками.
Между тем, в ходе рассмотрения дела доводы истицы о том, что ответчиками ей не была оказана медицинская помощь, либо была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества, не нашли своего подтверждения.
Напротив, представленными доказательствами объективно подтверждается, что медицинская помощь была предоставлена Мартовой З.И. в соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках организации работы медицинских организациях в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19».
Доказательств того, что ответчиками была оказана Мартовой З.Н. несвоевременная медицинская помощь (диагностика), назначено неправильное лечение (диагностика), что негативно повлияло на достижение запланированного результата, повлекло за собой причинение вреда, и, соответственно – физические и нравственные страдания, истицей суду не представлено.
Доводы истицы о том, что ее осмотр осуществлялся медицинскими сотрудниками не в полном объеме, без должного внимания, являются ее субъективным мнением, не влияющим на существо спора.
Доводы Мартовой З.Н. о том, что ей не назначалось лечение, опровергаются материалами дела.
Нравственные страдания Мартовой З.Н., пережитые ею из-за перенесенного заболевания <данные изъяты>, не могут быть поставлены в вину ответчикам ГУЗ «Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», ГУЗ «Городская поликлиника №6», оказавшим медицинскую помощь истице своевременно и в полном объеме.
Доказательств нарушения прав и законных интересов истицы ответчиком Министерством здравоохранения Ульяновской области истицей суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для взыскания в пользу Мартовой З.Н. с ответчиков компенсации морального вреда в связи с отсутствием в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств причинения истице нравственных или физических страданий действиями ответчиков, посягающими на принадлежащие ей нематериальные блага, в то время как в силу ст. 56 ГПК РФ такая обязанность лежит на ней. В этой связи в удовлетворении иска Мартовой З.Н. надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 94, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №6» ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░