Дело №12-58/19

Р Е Ш Е Н И Е

с. Акъяр                              30 декабря 2019 года

Судья Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан Подынь , с участием представителя юридического лица - Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности – Кудрявцевой Ю.А., действующей на основании доверенности .12.2019г., главного специалиста – эксперта Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Бастанова В.Р.,

рассмотрев жалобу представителя юридического лица – Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ на постановление государственного инспектора, и.о. председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от 19 ноября 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением госинспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющего обязанности Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от 19.11.2019г. Администрация муниципального района Хайбуллинский район РБ (далее Администрация МР Хайбуллинский район РБ, Администрация района) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.7 КоАП РБ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Администрация МР Хайбуллинский район РБ признана виновной в нарушении порядка пользования недрами местного значения, выразившееся в не получении разрешения от собственника участка недр на добычу ОПИ, организовав перевозку и добычу ОПИ за пределы границы земельного участка собственника.

Представитель Администрации МР Хайбуллинский район РБ обратился в суд с жалобой об уменьшении суммы штрафа, указывая, что <адрес> не давала письменных и устных разрешений подрядной организации в перевозке и добычи ОПИ. Считает также, что назначенное наказание слишком суровое, поскольку допущенное нарушение носит единичный характер, совершено впервые, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

В судебном заседании представитель Администрации района Кудрявцева Ю.А. указала, что вины юридического лица по данному делу не имеется в связи с чем ходатайствует о прекращении дела об административном правонарушении. Полагает, что ответственность по данному делу лежит на должностном лице – начальнике отдела архитектуры, строительства и жизнеобеспечения ФИО4, как на лице который непосредственно утвердил проектно-сметный документацию и осуществлявший строительный контроль по муниципальному контракту, который знал, что подрядчики во исполнение муниципального контракта будут использовать и перевозить щебень с места разработки (из карьера расположенного на территории СП Маканский сельсовет). При таких обстоятельствах полагает, что в действиях Администрации района отсутствует состав административного правонарушения. Предусмотренного ч.1 ст.4.7 КоАП РБ.

Главный специалист - эксперт Сибайского ТК Министерства природопользования и экологии РБ Бастанов В.Р. полагал, что вина данного юридического лица подтверждается имеющимися доказательствами, доводы относительно вины должностного лица не являются основанием для прекращения административного дела в отношении юридического лица. Просит постановление от 19.11.2019г. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности этого лица, толкуются в его пользу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.19 закона «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

В соответствии с ч.1 ст.4.7 КоАП РБ нарушение порядка пользования недрами местного значения в случаях, в которых в соответствии с Законом РБ от 23.12.2004 года №144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» получение лицензии или технического проекта не требуется, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Согласно п.1 ч.3 ст.4 Закона РБ от 23.12.2004 года №144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» получение лицензии не требуется, в том числе собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков, осуществляющим в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров, подземных вод, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров. Указанное использование осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.

Согласно постановления госинспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющего обязанности Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от 19.11.2019г. Администрация МР Хайбуллинский район РБ организовала добычу ОПИ на участке недр, расположенном 5,5 км юго-восточнее южной окраины д. <адрес> РБ, не получив разрешения от собственника участка недр (администрации СП Маканский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ) на добычу ОПИ, организовала перевозку и добычу ОПИ за пределы границы земельного участка СП Маканский сельсовет, чем нарушила ст. 4, 6, 7 Закона РБ от 23.12.2004 «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в РБ», п.2.7, 3 Порядка использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, утвержденного Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №436п от 09.10.2015г., то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 4.7 КоАП РБ.

Из материалов дела следует, что 27.07.2019г. в дежурную часть отдела МВД России по Хайбуллинскому району РБ поступило телефонное сообщение от главы СП Маканский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ ФИО6 о том, что неизвестные лица незаконно добывают гравий в карьере без разрешения сельского поселения.

27.09.2019г. по обращению главы администрации СП Маканский сельсовет МР <адрес> РБ произведен выезд на участок недр, расположенный в 5,5 км юго-восточнее южной окраины <адрес> РБ.

Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что участок недр площадью менее 1 га вскрыт, средняя глубина составляет 5 м. На данном участке на момент осмотра находился экскаватор «Kranex» государственный регистрационный знак <данные изъяты> с помощью которого производится погрузка общераспространенных полезных ископаемых (гравий) в грузовые автомашины. Все на момент осмотра на участке находились семь грузовых автомашин с прицепами с государственными номерами Т <данные изъяты> (принадлежащая ФИО7), <данные изъяты> (принадлежавшая ФИО8), В <данные изъяты> (принадлежащая ФИО5), <данные изъяты> (принадлежащая ФИО5), <данные изъяты> (принадлежащая ФИО4), <данные изъяты> (принадлежащая ФИО3) (л.д.77-78).

Согласно справке Министерства Природопользования и экологии Республики Башкортостан от 19.09.2019г. с следует, что участок недр площадью 0,7 га расположен в 5,5 км юго-восточнее южной окраины д. Мамбетово МР Хайбуллинский район РБ не зарегистрированы месторождения общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом (л.д.26-27).

Из объяснений главы администрации СП Маканский сельсовет МР Хайбуллинский район РБ ФИО6 следует, что разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых (гравий) с данного участка недр никому не давал, добыча ОПИ ведется самовольно (л.д.75-76).

Из объяснения генерального директора ООО «ПМК Строймонтаж» ФИО2 следует, что согласно муниципального контракта от 12.08.2019г., заказчиком которого является Администрация МР Хайбуллинский район РБ, подрядчиком - ООО «ПМК Строймонтаж» в лице генерального директора ФИО2 ведется отсыпка дорог в с. Акъяр Хайбуллинского района по улицам <адрес>. Производство работ ведется на основании составленного МБУ УА и Г, и утвержденного Администрацией МР Хайбуллинский район РБ локального сметного расчета, в котором отсутствует учтенная стоимость гравия ПГС, то есть заказчик предоставил карьер для выполнения работ на безвозмездной основе. В локальном сметном расчете указана лишь расценка по перевозке гравия ПГС из карьера до места производства работ на расстоянии 10 км. (л.д.23, л.д.57)

Указанные обстоятельства также подтверждаются протоколом привлечения юридического лица к административной ответственности от 08.11.2019г. (л.д.13-16), материалами проверки ОМВД России по Хайбуллинскому району РБ в частности: рапортом оперативного дежурного ДЧ ОМВД России по Хайбуллинскому району от 29.09.2019г. (л.д.51), заявлением главы СП Маканский МР Хайбуллинский район РБ . (л.д.52), объяснением главы СП Маканский сельсовет МР Хайбуллинский район ФИО6 (л.д.53), муниципальным контрактом от 12.08.2019г. (л.д.55-56), видеозаписью.

Вина юридического лица – Администрации МР Хайбуллинский район РБ в совершении данного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении административного дела доказательств.

Таким образом, должностное лицо правомерно пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица – Администрации МР Хайбуллинский район РБ события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.7 КоАП РБ.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее. Выводы должностного лица о виновности Администрации МР Хайбуллинский район РБ в совершении данного административного правонарушения, изложенное в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в соответствии с требованиями статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом были исследованы все вопросы, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного дела.

Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с учётом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, в минимальном размере.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу заявителя, в материалах дела не имеется. Принцип невиновности, установленный ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица Администрации МР Хайбуллинский район РБ имелась возможность для соблюдения законодательства о недрах, за нарушение которого ч. 1 ст. 4.7 КоАп РБ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления от 19.11.2019г. госинспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, исполняющего обязанности Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.7 ч.1 КоАП РБ в отношении Администрации МР Хайбуллинский район РБ не нахожу.

Оснований для признания правонарушения малозначительным или признания наказания чрезмерно суровым не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области недр местного значения в Республике Башкортостан.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.

В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Кроме того, как установлено в судебном заседании назначенное наказание по настоящему правонарушению в виде штрафа в размере 500 000 руб. Администрацией МР Хайбуллинский район РБ оплачен в полном объеме.

Не может быть принят во внимание и довод представителя Администрации МР Хайбуллинский район РБ о том, что к административной ответственности должно быть привлечено должностное лицо – главный архитектор ФИО, а не юридическое лицо, поскольку в данном случае к административной ответственности привлечено юридическое лицо, вина которого подтверждается материалами дела.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2019░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 4.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-58/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация МР Хайбуллинский район
Суд
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Подынь З.Н.
Дело на сайте суда
zilairsky--bkr.sudrf.ru
29.11.2019Материалы переданы в производство судье
02.12.2019Истребованы материалы
11.12.2019Поступили истребованные материалы
30.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее