Дело 5-40/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении.
« 08 » мая 2020 г. с. Троицкое
Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Якин А.А., рассмотрев поступивший в суд материал об административном правонарушении в отношении Новикова Дмитрия Владимировича, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Должностным лицом ОМВД России по Нанайскому району, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, Новиков Д.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КРФоАП.
Из установочной части протокола об административном правонарушении от 01 мая 2020 года следует, что в указанное число, в 11 часов 20 минут, Новиков, находился в общественном месте, около дома <адрес> не в целях, предусмотренных п.п.4.2, 4.2.1 ПП Х/К от 26.03.2020 № 97-пр «О мероприятиях по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции на территории ХК (с изм. от 30 апреля 2020 года № 182пр) для проведения досуга, чем нарушил требования п. 1 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или ЧС, утвержденных ПП РФ от 02.04.2020 № 417, п. 4 ПП Х/К от 26.03.2020 (с изм. от 30 апреля 2020 года № 182пр) в период режима повышенной готовности, введенного на территории Х/К ПП Х/К от 13.02.2020 № 120-рп О введении режима повышенной готовности Находился в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил общественный порядок и общественную безопасность.
Ознакомившись с содержанием протокола, судья пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КРФоАП в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу закона, в протоколе об административном правонарушении фиксируется объективная сторона состава административного правонарушения, совершенного лицом, в отношении которого возбуждено дело.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Диспозиция указанной нормы права является бланкетной, то есть предусматривает административную ответственность за нарушение норм права, зафиксированных в иных нормативно-правовых актах.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Постановление Правительства Хабаровского края от 26.03.2020 № 97-пр «О мероприятиях по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции на территории Хабаровского края (с изм. от 30 апреля 2020 года № 182пр).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указанные выше правила должны быть зафиксированы в установочной части протокола так, как они указаны в первоисточниках, без каких либо сокращений их названия.
Новикову Д.В. вменено то, что тот нарушил требования п. 1 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или ЧС, утвержденных ПП РФ от 02.04.2020 № 417, п. 4 ПП Х/К от 26.03.2020 (с изм. от 30 апреля 2020 года № 182пр) в период режима повышенной готовности, введенного на территории Х/К ПП Х/К от 13.02.2020 № 120-рп О введении режима повышенной готовности.
В настоящем случае допущено неверное воспроизведение нормативно-правовых актов, нормы которых, по мнению должностного лица ОМВД, нарушил Новиков.
Пунктом 1 «Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, предусмотрено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Сведений о неисполнении Новиковым Д.В. решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в протоколе не содержится.
Пункт 4.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.03.2020 № 97-пр «О мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края», в период с 01 по 11 мая 2020 г. предусматривает запрет для граждан покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев.
Пунктом 4.2.1 Постановления определено, что передвижение граждан и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки, осуществляется исключительно в случаях, установленных подпунктом 4.2 настоящего пункта, и при наличии документа, удостоверяющего личность, а также при следовании к своим садовым и огородным участкам, в случае доставки на дом продуктов питания (лекарственных препаратов) близким родственникам, ухода на дому за лежачими, тяжелобольными близкими родственниками, смерти (гибели) близких людей и иных случаях крайней необходимости.
Из протокола следует, что Новиков в состоянии алкогольного опьянения находился в общественном месте - возле дома № 30 ул. Центральной с. Маяк для проведения досуга.
Первое обстоятельство не имеет значения для квалификации действий физического лица по ч.1 ст. 20.6.1 КРФоАП, поскольку вышеприведенные нормы права не содержат запрета на употребление гражданами алкогольной продукции в период режима повышенной готовности, а кроме того, из представленных материалов следует, что 01 мая 2020 года Новиков Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КРФоАП, в период времени и в месте, тождественным тем, что указаны в настоящем протоколе об административном правонарушении.
Сведений о месте проживания или месте пребывания Новикова Д.В. в описательной части деяния не содержится.
Ссылки на то, что действия Новикова Д.В. являются исключением из случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также нет.
Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 1.5 КРФоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Формы вины в виде умысла или неосторожности зафиксированы в ст. 2.2 КРФоАП и в случае привлечения Новикова Д.В. к административной ответственности, форма вины должна быть отражена в протоколе об административном правонарушении, при изложении обстоятельств деяния.
Указанные обстоятельства, по мнению судьи, являются существенными недостатками и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями на 9 февраля 2012 г.), существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями п.4 ст. 29.4 КРФоАП, в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, судьей может быть решен вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 29.4 КРФоАП, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Вернуть участковому уполномоченному полиции ОМВД России по Нанайскому району Казакову К.А. протокол об административном правонарушении в отношении Новикова Дмитрия Владимировича, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КРФоАП, и прилагаемые к протоколу материалы, для устранения существенных недостатков, препятствующих рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
Судья: А.А. Якин