Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4924/2022 ~ М-4295/2022 от 11.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года                                                             город Самара

Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при участии помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Панкратова С.А.,

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4924/2022 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета Депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 6 Васильевой Елизаветы Александровны к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самара Самарской области, участковой избирательной комиссии № 3009 Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области о признании незаконными действий (бездействий), возложении обязанности,

установил:

Кандидат в депутаты Совета Депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 6 Васильева Елизавета Александровна обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самара Самарской области, участковой избирательной комиссии № 3009 Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области о признании незаконными действий (бездействий), возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 от 9 августа 2022 года она зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области избирательного округа № 6. Члены Избирательной комиссии № 3009 10.09.2022г отказались объявлять данные по числу проголосовавших избирателей за предыдущий день 09.09.2022г. Эта необходимость возникла у наблюдателей в связи с расхождением цифр при подсчете проголосовавших избирателей. Председатель комиссии Беляева Алла Евгеньевна игнорировала просьбы повторить результаты по первому дню голосования. Были совершены следующие действия (или допущено бездействие): у избирательной комиссии не сходятся цифры по числу выданных бюллетеней с числом проголосовавших. Со слов председателя комиссии, бюллетень утерян при надомном голосовании, хотя в дальнейшем было объявлено, что цифры сошлись. Утром 11.09.2022 по спискам проголосовавших накануне вновь выявлены расхождения с количеством бюллетеней. В вышестоящую избирательную комиссию жалоба на действия (бездействие) административного ответчика подавалась 11.09.2022г. Просила признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика в не предоставлении промежуточных данных о численности проголосовавших и невнимательном отношении к обращению с избирательными документами; признать действия участковой избирательной комиссии № 3009 Октябрьского района г. Самары незаконными с отстранением председателя участковой избирательной комиссии (УИК) № 3009 Беляевой А.Е. от исполнения обязанностей.

Определением суда от 11.09.2022 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Самара Самарской области и в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Октябрьского района г. Самары.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самара Самарской области – Терентьев С.А. в судебном заседании просил в требованиях административного иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.

В судебном заседании представитель административного ответчика – председатель участковой избирательной комиссии № 3009 Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области Беляева А.Е. поддержала доводы, изложенные председателем территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самары Самарской области Терентьевым С.А.

Административный истец Васильева Е.А. в судебное заседание не явилась, извещалась о дате судебного заседания лично и по телефону. До начала судебного заседания с электронной почты: <elizaveta624@gmail.com> поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Заслушав участвующих лиц, помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Панкратова С.А., полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьей 2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Главой 24 КАС РФ регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" и Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" выборы депутатов представительного органа муниципального образования (далее - выборы депутатов), а также членов выборных органов проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов, установленный настоящим Законом, применяется при подготовке и проведении выборов членов иных выборных органов с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. В случае принятия в период избирательной кампании по выборам депутатов закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов депутатов, либо в случае внесения в этот период в настоящий Закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов депутатов, указанные закон и изменения применяются к выборам депутатов, которые назначены после их вступления в силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 названного Федерального закона).

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, в том числе в пределах одного субъекта Российской Федерации, принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

Согласно Постановления ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд» в соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) по решению комиссии, организующей выборы, референдум (при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов - по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, если такое полномочие предусмотрено законом), голосование на выборах, референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

Особенности такого голосования и установления его итогов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 63.1 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральной избирательной комиссией Российской Федерации утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд (далее - Положение). Положение применяется в случае принятия решения, указанного в пункте 1 статьи 63.1 Федерального закона, на выборах, референдумах, официальное опубликование (публикация) решения о назначении которых состоялось после 31 мая 2022 года. Рекомендовано комиссиям в случае принятия решения, указанного в пункте 1 статьи 63.1 Федерального закона, воздержаться от принятия решения о проведении голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах). Установлено, что Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 декабря 2021 года № 75/637-8, не применяется на выборах, референдумах, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

Обеспечение сохранности бюллетеней и особенности подсчета голосов избирателей предусмотрено Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд».

На основании пунктов 1, 2, 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 7 ст. 19 Закон Самарской области от 10.12.2003 N 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости - и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка.

В силу подпунктов 21-24 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов; избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов; избирательная комиссия нижестоящая (нижестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов; избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

Согласно п. 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения, внутригородских районов (в городском округе с внутригородским делением) и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 6, 7, 8, 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 8.1 статьи 26 настоящего Федерального закона, или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, за исключением случаев, когда обжалуемые решения или действия (бездействие) связаны с осуществлением указанной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

На основании п. 1 ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

В силу п. 9 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

В соответствии с пунктами 1, 2, 12-17 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Согласно п. 1 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

Оформление протокола заседания избирательной комиссии предусмотрено пунктом 8.4 Постановления ЦИК России от 20.01.2016 N 321/1832-6 Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории), если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории) принимается судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии), а решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования избирательного участка, участка референдума, образованного за пределами территории Российской Федерации, принимается участковой комиссией в письменной форме. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Из материалов дела следует, что председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 Васильевой Е.А. выдано удостоверение, согласно которому она зарегистрирована 09.08.2022 г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № 6.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением,              Васильева Е.А. ссылается, на то, что решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 от 9 августа 2022 года Васильева Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области избирательного округа № 6. Члены Избирательной комиссии № 3009 10.09.2022г отказались объявлять данные по числу проголосовавших избирателей за предыдущий день 09.09.2022г. Эта необходимость возникла у наблюдателей в связи с расхождением цифр при подсчете проголосовавших избирателей. Председатель комиссии Беляева Алла Евгеньевна игнорировала просьбы повторить результаты по первому дню голосования. Были совершены следующие действия (или допущено бездействие): у избирательной комиссии не сходятся цифры по числу выданных бюллетеней с числом проголосовавших. Со слов председателя комиссии, бюллетень утерян при надомном голосовании, хотя в дальнейшем было объявлено, что цифры сошлись. Утром 11.09.2022 по спискам проголосовавших накануне вновь выявлены расхождения с количеством бюллетеней.

Из материалов дела следует, что в период с 09.09.2022 г. по 11.09.2022 г. включительно проведены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва по одномандатным избирательным округам № 2, 6, 12.

Из материалов дела следует, что 11.09.2022 г. в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области поступило заявление (жалоба) кандидата в депутаты Совета Депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 6 Васильевой Елизаветы Александровны, в которой она указывает, что 10.09.2022 г. после закрытия избирательная комиссия отказалась объявлять число проголосовавших за 09.09.2022 г. и 10.09.2022 г. 11.09.2022 г. во время открытия избирательного участка комиссией было обнаружено, что 1 бюллетень пропал. Комиссия утверждает, что один бюллетень не учли на дополнительных списках, но Васильева Е.А. полагает, что один бюллетень исчез при надомном голосовании, поскольку производила подсчет явившихся на избирательный участок, количество проголосовавших на участке и домашнем голосовании за два дня – 112 человек, а комиссия насчитала 111 человек. На все попутки сверить количесвто проголосовавших – комиссия проигнорировала.

11.09.2022 г. Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области дан ответ, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность членов участковой избирательной комиссии сообщать число проголосовавших избирателей лицам, находящимся на избирательном участке. Данная информация в установленном порядке передается в вышестоящую комиссию. Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 3009 сообщила, что при проверке количества проголосовавших избирателей 9 и 10 сентября была обнаружена ошибка: 10 сентября при подсчете количества избирателей, проголосовавших в помещении для голосования, не был учтен избиратель, проголосовавший в помещении для голосования 9 сентября, включенный дополнительно в список избирателей. Данная ошибка привела к технической ошибке при составлении акта о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета 10 сентября 2022 г. 11.09.2022 г. после обнаружения ошибки был составлен соответствующий акт, проведено заседание комиссии, на котором коллегиально принято решение об устранении данной технической ошибки в акте о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета 10.09.2022 г. Таким образом, техническая ошибка комиссии устранена. Нарушений избирательного законодательства не усматривается.

Из акта участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3009 от 11.09.2022 г. следует, что члены УИК 3009 Беляева А.Е., Мокрова Н.В., Гришина Г.В., Беляев С.В. составили настоящий акт в том, что при проверке 11.09.2022 г. количества проголосовавших избирателей за 09.09.2022 г. и 10.09.2022 г. допущена техническая ошибка. В ТИК передана информация об общем количестве избирателей 111 человек нарастающим итогом. При этом не был учтен избиратель Безуглова Вера Павловна, проживающая по адресу: пр. Ленина, д. 3, кв. 82, проголосовавшая по дополнительному списку 09.09.2022 г., т.е. количество избирателей проголосовавших за 09.09.2022 г. и 10.09.2022 г. составило 112 человек. Данная техническая ошибка привела к тому, что в акте к сейф-пакету с бюллетенями избирателей проголосовавших на участке 10.09.2022 г. указано 56 бюллетеней, а должно быть 57.

Согласно протоколу заседания от 11.09.2022 г. участковой избирательной комиссии № 3009 постановлено: 1) признать количество бюллетеней проголосовавших на участке 10.09.2022 г. в количестве 56 человек технической ошибкой; 2) внести изменения в акте с 56 человек на 57 человек.

Решением от 11.09.2022 г. участковой избирательной комиссии № 3009 постановлено: 1. Количество «56» в акте к сейф-пакету проголосовавших 10.09.2022 г. в помещении для голосования считать недействительным. 2. Изменить в акте к сейф-пакету проголосовавших 10.09.2022 г. в помещении для голосования количество «56» на «57». 3. Секретарю Мокровой Н.В. изменить в акте к сейф-пакету проголосовавших 10.09.2022 г. в помещении для голосования количество «56» на 57».

Из акта от 11.09.2022 г. о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф пакета на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва по одномандатным избирательным округам № 2, 6, 12, следует, что члены участковой комиссии № 3009 составили акт о том, что 10.09.2022 г. в 20 часов 25 минут в помещение участковой избирательной комиссии присутствующим был представлен пустой стационарный ящик для голосования № 1, который затем был опечатан и использован при проведении голосования в помещении для голосования. Исправлено количество избирателей, получивших избирательные бюллетени вместо 56 (человек) указано 57 (человек). При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № 63127357 – 57.

Протоколом от 11.09.2022 г. участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 6 избирательного участка № 3009 по адресу: г. Самара, ул. Осипенко, д. 32 «а» подведены итоги дополнительных выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва по одномандатным избирательным округам № 2, 6, 12.

Таким образом, расхождение в количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени исправлено на основании решения от 11.09.2022 г. участковой избирательной комиссии № 3009, которое было подписано всеми присутствующими членами избирательной комиссии, председателем и заместителем председателя комиссии, а также секретарем. Какие-либо замечания, несогласие с решением согласно указанному решению - отсутствуют.

Доводы административного истца голословны и опровергаются материалами дела, поскольку расхождение в количестве избирателей, получивших избирательные бюллетени, устранено, а просьба 10.09.2022 г. административного истца к председателю участковой избирательной комиссии № 3009 об объявлении (промежуточных) данных по числу проголосовавших избирателей за 09.09.2022 г. не основана на нормах действующего законодательства. Заявление (жалоба) от 11.09.2022 г. Васильевой Е.А. в адрес Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области рассмотрено по существу и был дан ответ.

Иные доводы административного истца, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, какие-либо нарушения (действия, бездействия) со стороны административных ответчиков в отношении административного истца не установлены, а значит отсутствуют основания для возложения каких-либо обязанностей на административных ответчиков.

По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.

Между тем административный истец не представил каких-либо доказательств нарушения его прав.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования кандидата в депутаты Совета Депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 6 Васильевой Елизаветы Александровны – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья                /подпись/                         Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья

Секретарь

2а-4924/2022 ~ М-4295/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Е.А.
Ответчики
УИК № 3009 Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области
Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Самары Самарской области
Другие
прокуратура Октябрьского района г. Самара
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
11.09.2022Регистрация административного искового заявления
11.09.2022Передача материалов судье
11.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Дело оформлено
22.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее