Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2018 ~ М-27/2018 от 07.02.2018

Дело № 2-52/2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Большой Улуй

Красноярский край 03 апреля 2018 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца помощника прокурора Большеулуйского района ФИО4,

представителя ответчика главы муниципального образования Новоникольский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новоникольского сельсовета о возложении обязанности обустроить пешеходные дорожки и остановочный пункт

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоникольского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о возложении обязанности обустроить пешеходные дорожки и остановочный пункт. Требования мотивированы тем, прокуратурой Большеулуйского района проведена контрольная проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией Новоникольского сельсовета Большеулуйского района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.

В нарушение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», Национального Стандарта Российской Федерации -ГОСТ Р 52766-2007 (далее - ГОСТ Р 52766-2007), утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, в районе посадки-высадки пассажиров в районе остановки «МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, д. Новоникольск, ул. Советская, д.65, отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), а также оборудованный в соответствии с требованиями Национального стандарта остановочный пункт. В связи с нарушениями требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения 18.09.2017 прокурором района в адрес главы Новоникольского сельсовета Большеулуйского района внесено представление с требованием обустройства пешеходных дорожек (тротуаров), а также оборудованного остановочного пункта для ожидания несовершеннолетними, обучающимися в учебном учреждении, автобуса на остановке в районе МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа». Из ответа главы Новоникольского сельсовета Большеулуйского района о результатах рассмотрения представления от 16.10.2017 года, из ответа главы Новоникольского сельсовета Большеулуйского района от 31.01.2018 следует, что в период с 16.10.2017 до настоящего времени должностными лицами Новоникольского сельсовета Большеулуйского района каких-либо действенных мер по устранению выявленных нарушений не принято. Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении должностными лицами Новоникольского сельсовета Большеулуйского района требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и нарушении законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут привести к тяжелым последствиям, в том числе причинению вреда здоровью несовершеннолетним. Просит суд обязать администрацию Новоникольского сельсовета Большеулуйского района произвести обустройство пешеходных дорожек (тротуаров), а также установку оборудованного остановочного пункта для ожидания несовершеннолетними, обучающимися в учебном учреждении, автобуса на остановке в районе МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Большеулуйский район, д. Новоникольск, ул. Советская, 65.

В судебном заседании помощник прокурора, по изложенным в иске основаниям, уточняя исковые требования, просил возложить на администрацию Новоникольского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края обязанность обустроить пешеходные дорожки с двух сторон улицы Советской в д.Новоникольск, и обязать ответчика в районе остановки школьного автобуса по адресу: д.Новоникольск, ул.Советская, д.65, установить оборудованный остановочный пункт для ожидания несовершеннолетними, обучающимися в учебном учреждении, автобуса.

Представитель ответчика глава муниципального образования и администрации Новоникольского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края ФИО5 относительно иска возражал. Не оспаривая того факта, что улица Советская в д.Новоникольск относится к категории автомобильных дорог 3-ей категории, в соответствии с требованиями Национального Стандарта Российской Федерации -ГОСТ Р 52766-2007 подлежит оборудованию тротуарами (пешеходными дорожками) по обеим сторонам улицы в связи с двухсторонней застройкой, утверждает что у администрации Новоникольского сельсовета отсутствует реальная финансовая возможность исполнить данное требование к содержанию дороги. Кроме того, полагает, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности обустроить в районе школы остановочный пункт, поскольку доставка обучающихся к школе и обратно осуществляется таким образом, что ученики не ожидают автобус на улице. Школьный автобус подвозит учащихся непосредственно к входу на территорию школы, в сопровождении педагога они заходят в помещение, по окончании обучения в таком же порядке в сопровождении педагога из школы выходят и садятся в школьный автобус.

Выслушав истца, ответчика, заслушав свидетелей и исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог; под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" в совокупности с положениями ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплен такой вопрос местного значения, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-200 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Данные требования распространяются с 1 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Указанный Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий согласно ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

В соответствии с пунктом 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

В соответствии с пунктом 5.3.3.1 остановочный пункт на участках дороги в пределах населенного пункта должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Судом установлено, что администрация Новоникольского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, от имени органа местного самоуправления она решает вопросы местного значения, в том числе обязана осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования Новоникольский сельсовет. Через населенный пункт д.Новоникольск по улице Советская проходит автомобильная дорога третьей категории, однако тротуары или пешеходные дорожки отсутствуют, в месте посадки-высадки учеников в школьный автобус возле МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа» отсутствует остановочный пункт.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются

- представлением прокурора Большеулуйского района Красноярского края от 18.09.2017 года в адрес главы Новоникольского сельсовета ФИО5, в котором указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что в районе посадки-высадки пассажиров в районе МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа», расположенной по адресу: д.Новоникольск, ул.Советская, д.65, отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), а также отсутствует оборудованный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт, прокурор требует принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (л.д.7-9);

- актом приемки организации, осуществляющей образовательную деятельность, к началу 2017-2018 года от 09 августа 2017 года, согласно которому комиссией с участием, в том числе государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МВД России «Большеулуйское» ФИО6, установлено, что выявлены нарушения, влияющие на организацию учебного процесса и безопасность дорожного движения, отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары), разворотный круг для автобуса, остановочный пункт с расписанием (л.д.10-20);

- ответами в адрес прокурора Большеулуйского района на его представление от главы Новоникольского сельсовета ФИО10 от 16.10.2017 года (л.д.20), от 31.01.2018 года (л.д.24), в которых последний не оспаривает отсутствие в муниципальном образовании пешеходных дорожек (тротуаров), автопавильона для ожидания детьми школьного автобуса, сообщает о том, что планируется выполнение указанных мероприятий в 2018 года, подготовлены сметы;

- ходатайством главы Новоникольского сельсовета в адрес главы Большеулуйского района о выделении дополнительного финансирования на обустройство пешеходных дорожек, автопавильона и разворотного кольца у МКОУ «Новоникольская СОШ» в д.Новоникольск (л.д.25);

- фототаблицами, представленными в суд истцом, из которых следует, что автодорога по ул.Советская в д.Новоникольск имеет твердое асфальто-бетонное покрытие, вдоль дороги, имеющей двухстороннюю застройку, отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки при наличии возможности их обустройства.

Установленные судом обстоятельства подтвердил в судебном заседании и представитель ответчика глава Новоникольского сельсовета ФИО5, он не оспаривал тех фактов, что дорога по ул.Советская в д.Новоникольск относится к автомобильным дорогам 3-ей категории, что администрация Новоникольского сельсовета выступает исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, утверждает, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для выполнения требований прокурора, а установка павильона для ожидания автобуса не обусловлена необходимостью, поскольку школьники не ожидают автобус на улице, их посадка в автобус осуществляется организованно непосредственно из помещения школы, также осуществляется посадка в автобус после окончания занятий.

Исследованные судом доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что требование истца в части обустройства пешеходных дорожек, предъявленные прокурором Большеулуйского района к администрации Новоникольского сельсовета Большеулуйского района является законным, впервые было предъявлено ответчику в форме представления от 18 сентября 2017 года. До настоящего времени это требование остается неисполненным.

Неисполнение административным ответчиком требований в сфере безопасности дорожного движения в части устройства пешеходных дорожек вдоль автодороги местного значения 3-ей категории по ул.Советская, на которой расположена школа, создает угрозу жизни и здоровью жителей с. Новоникольск, в том числе детей, обучающихся в учебном заведении, которые вынуждены передвигаться по обочинам автодороги.

Непринятие мер по устранению допущенных недостатков, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности и нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Иск в части возложения на ответчика обязанности обустроить пешеходные дорожки подлежит удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности обустроить остановочный пункт в районе школы в д.Новоникольск.

В настоящем судебном заседании из пояснений свидетеля директора МКОУ «Новоникольская ООШ» ФИО7 судом установлено, что посредством двух автобусов, находящихся на балансе школы, осуществляется подвоз 10 учащихся, обучающихся в МКОУ «Новоникольская ООШ». В утреннее время педагог, ответственный за сопровождение детей, собирает детей в автобус в населенных пунктах, затем детей доставляют в д.Новоникольск, автобус съезжает с автомобильной дороги, подъезжает к входу на территорию школы, останавливается в непосредственной близости от калитки, дети в сопровождении педагога выходят из автобуса и проходят в здание школы. Учебный процесс всех учащихся организован таким образом, что занятия у всех заканчиваются к моменту посадки в автобус. Педагог, ответственный за сопровождение детей, собирает детей в школе, выводит их к автобусу и осуществляет их посадку в автобус, ожидающий их у калитки при входе на территорию школы. Перевозка посторонних лиц на автобусе не производится. Дети автобус на улице не ожидают, по автомобильной дороге при посадке и высадке не перемещаются. Остановка школьного автобуса возле школы находится вне автомобильной дороги и является конечной.

Показания свидетеля подтверждаются представленными суду приказом МКОУ «Новоникольская ООШ» № 03-02-3 от 09.01.2018 года «Об организации подвоза учащихся» с приложениями к нему в виде Правил поведения учащихся при пользовании автобусом, Списка учащихся, подвозимых к МКОУ «Новоникольская ООШ», Инструкцией ответственного по сопровождению детей при перевозке автобусом, Инструкции по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, Инструкции ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, Графика движения школьного автобуса.

Таким образом, остановка школьного автобуса, осуществляющего перевозку только лиц, обучающихся в МКОУ «Новоникольская СОШ» в строгом соответствии со списком, остановка которого производится вне дорожного полотна, непосредственно перед входом на территорию школы, не является остановочным пунктом общественного пассажирского транспорта, предназначенным для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств, которые в силу п.5.3.3.1 ГОСР Р 52766-2007 оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Кроме того, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, которым утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в пунктах 5.3.3.2 – 5.3.3.10 закрепляет критерии размещения остановочных пунктов с учетом пропускной способности дорог, их вида, места расположения, уровня загрузки, как на самих дорогах, так и в заездных "карманах".

Истцом не представлена в суд техническая и разрешительная документация, предусмотренная государственными стандартами, и подтверждающая обоснованность требования о размещении остановочного пункта в месте посадки высадки школьников возле здания МКОУ «Новоникольская СОШ» в д.Новоникольск.

При недоказанности обстоятельств, на которые ссылается прокурор, иск о возложении обязанности оборудовать остановочный пункт на остановке школьного автобуса возле здания МКОУ «Новоникольская ООШ» по ул.Советская, д.65 удовлетворению не подлежит.

Истец и ответчик в силу ст.333.36 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобождены, судебные расходы следует принять на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить частично.

Администрации Новоникольского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края обустроить тротуары (пешеходные дорожки) вдоль автодороги на улице Советская д.Новоникольск Большеулуйского района Красноярского края с обеих сторон улицы.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято 06 апреля 2018 года.

Судья:

2-52/2018 ~ М-27/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Большеулуйского района
Ответчики
администрация Новоникольского сельсовета
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Судья
Бардышева Елена Ивановна
Дело на странице суда
uluy--krk.sudrf.ru
07.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2018Передача материалов судье
09.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Подготовка дела (собеседование)
19.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2018Судебное заседание
03.04.2018Судебное заседание
06.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2018Дело оформлено
10.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее