Дело № 2-322/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 22 апреля 2020 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Галлямовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>3 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии от 27.12.2019 года, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения № от 27.12.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы с 23.10.1989 года по 01.07.1992 года (2 года 8 месяцев 9 дней) в должности воспитателя детского комбината завода «Полиграфических машин» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.12.2019 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 06.12.2019 года она обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 ч 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет.
Для подтверждения оснований назначения пенсии досрочно ею были представлены в пенсионный орган следующие документы: заявление от 06.12.2019 г., трудовая книжка, 2 архивные справки, уточняющие характер работы от 30.08.2019 г. и 06.12.2019 г., архивная справка о заработной плате от 13.05.2019 г., справки ЦЗН от 17.05.2019 г., выписка из индивидуального лицевого счета.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Губахе № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно указанного решения из стажа исключен период работы в должности воспитателя в детском комбинате завода «Полиграфических машин» с 23.10.1989 г. по 01.07.1992 г. поскольку детские комбинаты не были поименованы Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения».
С указанным решением она не согласна.
Решением ответчика от 27.12.2019 г. в ее специальный стаж было зачтено всего 22 года 9 месяцев 21 день. Период работы с 23.10.1989 г. по 01.07.1992 г., то есть 2 года 8 месяцев 9 дней в качестве воспитателя детского комбината завода «Полиграфических машин» не был включен в специальный стаж, поскольку, по мнению пенсионного органа, в тот период действовало Постановление СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения», в котором не были поименованы детские комбинаты. Однако необходимо было учесть то, что Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лиц; осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного списка предусмотрена должность «воспитатель», п. 1.8 «Наименование учреждений» - «Дошкольные образовательные учреждения» поименованы: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли сад (сад-ясли); детские ясли.
В тот период действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» № 175018, утвержденный Госкомстатом СССР Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 г. (утративший силу 01.01.2003 г.), содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разделом 92400 3 «Отрасли народного хозяйства» указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Она осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждении для детей - детском саду, именуемом детский комбинат.
Подтверждением того факта, что указанный детский комбинат завода являлся детским дошкольным образовательным учреждением ясли-садом, являются следующие документы: приказ по заводу «Полиграфических машин» от 01.07.1992 г. за № 96-к, постановление администрации города Гремячинска от 14.07.1992 г. за № 127, письмо администрации города Гремячинска от 26.04.2010 г. № 312-Т., приказ зав.Гороно за № 10 от 18.02.1992 года.
Постановление администрации города Гремячинска от 07.02.1992 г. № 6 содержит оба наименования: «детский комбинат» и «детсад № 8». Этот факт свидетельствует о том, что в период ее работы использовались два наименования одного и того же учреждения, расположенного по одному и тому же адресу: <адрес>.
Ее специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган (06.12.2019 г.) составил 25 лет 8 месяцев = 22 г. 9 мес. 21 д. (учтенный УПФ РФ) + 2 г. 8 мес. 9 д. (исключенный период работы в детском комбинате), и он превышает необходимый 25-летний страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на 8 месяцев.
В связи с чем, решение пенсионного органа от 27.12.2019 г. об отказе в назначении досрочной пенсии является необоснованным и незаконным.
В судебное заседание истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело без участия представителя, направили возражения, из которых следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен на основании следующего.
06.12.2019 года в Управление обратилась <ФИО>3 для досрочного назначения пенсии с учетом стажа педагогической деятельности по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которым, пенсия назначается при наличии 25 лет стража педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений и в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Списки и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее Список № 781).
Списки исчерпывающие, расширенному толкованию не подлежат. В связи с применением норм Конституционного суда от 29.01.2004 №2 П могут применяться и ранее действовавшие Списки должностей и учреждений, т.е. Списки от 06.09.1991 № 463, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР (далее Список № 463) и Списки от 22.09.1999 № 1067, утвержденные Постановлением Правительства РФ (далее - Список № 1067), а также постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
При исчислении периодов работы, дающей право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11.07.2002 № 516. Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665.
В соответствии с Законом № 400-ФЗ страховой стаж после регистрации лица в системе государственного пенсионного страхования принимается к зачету по данным индивидуального (персонифицированного) учета при условии уплаты взносов в ПФР.
После анализа представленных документов и в соответствии с указанными нормативными документами: - специальный страховой стаж, принимаемый к зачету, составил 22 года 9 месяцев 21 день, что не дает права для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
В специальный страховой стаж не включен период работы в должности воспитателя в детском комбинате завода полиграфических машин: 23.10.1989-01.07.1992 (02-08-09).
В специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, включаются периоды работы в соответствиями со Списком должностей и учреждений. В списках № 781, 1067, 463 в разделе Наименование учреждений детские комбинаты отсутствуют. Право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
На основании вышеизложенного комиссия решила в назначении пенсии по п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ <ФИО>3 отказать в виду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей. <ФИО>3 разъяснено, что согласно п. 20 ст. 21 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данное решение может быть обжаловано в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю и (или) в суде в сроки установленные ст. 256 ГПК РФ.
Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», согласно которому предусмотрено повышение сроков назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста. Согласно части 1.1 указанной статьи закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на установление пенсии по соответствующим основаниям в 2019 году, назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а соответственно в 2020 году назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. С учетом положений части 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, но не более чем за 6 месяцев до наступления таких сроков.
На основании изложенного, ответчик просил отказать <ФИО>3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения содержались и в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 1.1 ст.30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствие с ч.2 ст.30 данного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что 06.12.2019 года <ФИО>3 обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губаха Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением от 27.12.2019 года за № <ФИО>3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 23.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, мотивируя тем, что специальный стаж <ФИО>3 на день обращения составляет 22 года 9 месяцев 21 день, при этом в специальный стаж не были включены, в том числе период работы истицы с 23.10.1989 года по 01.07.1992 года, а всего 2 года 8 месяцев 9 дней, в должности воспитателя в детском комбинате завода «Полиграфических машин» г. Гремячинска.
Из трудовой книжки следует, что с 23.10.1989 года истица была принята на должность воспитателя детского комбината завода «Полиграфических машин» г. Гремячинска и уволена 01.07.1992 года на основании п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного списка предусмотрена должность «воспитатель», пунктом 1.8 наименование учреждений - Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
В спорный период действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» № 175018, утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01 января 1976 года (утративший силу с 01 января 2003 года), содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Разделом 92400 3 «Отрасли народного хозяйства» указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода ее работы в должности воспитателя в детском комбинате завода «Полиграфических машин» с 23.10.1989 года по 01.07.1992 года, а всего 2 года 8 месяцев 9 дней, являются в силу закона обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом включения названного периода в специальный стаж, последний на дату обращения истца к ответчику – 06.12.2019 года составил 25 лет 6 месяцев.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 г. срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Принимая во внимание, что в совокупности с продолжительностью специального стажа, определенного ответчиком и засчитанного судом спорного периода, общая продолжительность специального стажа истицы на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии - 06.12.2019 года составила 25 лет 6 месяцев, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.12.2019 года, и признать незаконным решение ответчика от 27.12.2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования <ФИО>3 удовлетворить в полном объеме.
Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губаха Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж <ФИО>3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы с 23.10.1989 года по 01.07.1992 года (2 года 8 месяцев 9 дней) в должности воспитателя в детском комбинате завода «Полиграфических машин».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губаха Пермского края (межрайонное) назначить <ФИО>3 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированной части решения.
Мотивированное решение составлено 24.04.2020 года.
Судья (подпись) Волкова Е.Л.
Копия верна, судья -