Решение по делу № 2-267/2020 (2-2998/2019;) ~ М-2998/2019 от 20.11.2019

Дело № 2-267/2020

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    24 января 2020 года                                                             город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Жукова А.С., представителей ответчика – Атаманюк А.В., Масенковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Водоканал», третьи лица – Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к ответчику, просит обязать ГУПС «Водоканал» привести техническое состояние глубоководного выпуска КОС в районе Севастопольской зоны ЮБК южнее бухты Ласпи в соответствие с нормами экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: провести реконструкцию глубоководного водовыпуска, установив точку сброса на расстоянии не менее 300 метров от уреза воды и устранить нарушение целостности стенки трубопровода в виде трещины размером 30 см х 4 см на расстоянии 102 м от уреза воды на глубине 17,2 метров в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования обоснованы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами ФГКУ «СО ГУ МЧС России, по городу Севастополю», ФГБУ «Черазтехмордирекция» и Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю проведена проверка исполнения ГУПС «Водоканал» требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства при сбросе сточных вод в акваторию Черного моря в районе Севастопольской зоны ЮБК южнее бухты Ласпи.

Водолазным обследованием эксплуатируемого ГУПС «Водоканал» глубоководного выпуска установлено, что участок обследуемого трубопровода представляет собой пластиковую трубу длиной 127 метров от уреза воды диаметром 500 мм. В некоторых местах установлен подъем части трубы от грунта, максимальная высота над грунтом - 0,5 м. Обследованием установлено нарушение целостности стенки трубопровода в виде трещины размером 30 см х 4 см на расстоянии 102 м от уреза воды на глубине 17,2 метров. Во время выполнения обследования наблюдалась фильтрация из поврежденного участка.

Специалистами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу совместно с ЭАЛ ФГБУ «Черазтехмордирекция» выполнен отбор проб морской воды у уреза воды в районе расположения глубоководного выпуска, по результатам лабораторного исследования которых установлено превышение концентрации загрязняющих веществ – АПАВ в 5,3 раза, что подтверждается протоколом испытаний от 16.09.2019.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокурором 16.09.2019 в ГУПС «Водоканал» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. Однако мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона и приведение глубоководного выпуска в нормативное состояние, ответчиком не принято, в связи с чем прокурор обратился в суд с данным иском.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика иск не признали, ссылаясь на то, что на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Водоканал» глубоководный сбросной коллектор не закреплен и на баланс не передавался, договорные отношения с ООО НПФ «Реле», который строил этот трубопровод, не имеется, также пояснили, что в эксплуатацию коллектор не вводился.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ГУП города Севастополя «Водоканал» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод (код КВЭД 37.00), что следует из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 03.06.2019 №00-21.01.00.003-14-РСБХ-С-2019-00157/00 (далее - Решение), выданного Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя, с канализационных очистных сооружений №7 «Ласпи» (далее КОС №7) ГУПС «Водоканал» осуществляется сброс очищенных сточных вод в акваторию Черного моря в районе Севастопольской зоны ЮБК.

Разделом 2.3 Решения установлены условия использования водного объекта. Так, согласно пп.1, 2 разд. 2.3 Решения ГУПС «Водоканал» разрешено осуществлять сброс сточных, в том числе дренажных, вод в Черное море при условии отсутствия вреда окружающей среде и содержания сооружения для сброса сточных вод в исправном состоянии.

В соответствии с пп.7 разд. 2.3 Решения сброс очищенных сточных вод осуществляется по глубоководному выпуску диаметром 500 мм протяженностью 250 м и глубиной заложения 22,8 м в акваторию Черного моря южнее бухты Ласпи.

В ходе проведения проверки исполнения ГУПС «Водоканал» требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства при сбросе сточных вод в акваторию Черного моря в районе Севастопольской зоны ЮБК южнее бухты Ласпи Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой было выявлено нарушение целостности стенки трубопровода в виде трещины размером 30 см х 4 см на расстоянии 102 м от уреза воды на глубине 17,2 метров, следствием чего явилось превышение концентрации загрязняющих веществ – АПАВ в 5,3 раза.

Данные факты подтверждаются актом от 05.09.2019 №05/09 о выполненных объемах водолазных работ по обследованию подводного участка линии водовыпуска и протоколом испытаний отбора проб морской воды от 16.09.2019 №1124.

Также проверкой было установлено, что трубопровод представляет собой пластиковую трубу длиной 127 метров от уреза воды диаметром 500 мм, в то время как СанПиН 2.1.5.2582-10 установлены требования к длине глубоководных выпусков, которые для очистных сооружений производительностью до 5000 м3/сутки составляют 300 м (акт от 05.09.2019 №05/09).

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Как указано в ч. 2 ст. 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

В силу статьи 18 указанного закона государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия (часть 2).

Из пояснений представителей ответчика и материалов дела усматривается, что работы по выносу существующего сбросного глубоководного коллектора с КОС №7 «Ласпи» в акваторию Черного моря были выполнены ООО НПФ «Реле» согласно ТУ №12/8-763 от 12.02.2010 г., выданным ГУПС «Водоканал», в эксплуатацию коллектор не вводился, акт разграничения балансовой принадлежности указанного коллектора между ГУПС «Водоканал» и ООО НПФ «Реле» отсутствует. Фактически сбросной глубоководный коллектор был построен ООО НПФ «Реле», а эксплуатирует его ГУПС «Водоканал».

Из материалов дела следует и не оспаривается представителем истца, что глубоководный водовыпуск в районе бухты Ласпи в собственности города Севастополя не находится, на праве хозяйственного ведения за ГУПС «Водоканал» не закреплен и на баланс ГУПС «Водоканал» не передавался, также указанный глубоководный спуск не находится в собственности ООО НПФ «Реле».

Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что эксплуатация вышеуказанного глубоководного выпуска производится в нарушение требований федерального законодательства, что создает угрозу загрязнения водного объекта, создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан, распространения заболеваний, ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинении вреда в будущем.

Вместе с тем, по смыслу действующего законодательства реализация права на судебную защиту, в том числе предполагает и исполнение принятого судом решения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Между тем, имущество - глубоководный водовыпуск в районе бухты Ласпи, реконструкцию которого просит произвести прокурор (устранить трещину и удлинить трубопровод по нормативов, предусмотренных СанПиН 2.1.5.2582-10, со 127 до 300 метров), в установленном законом порядке в собственности либо на ином ограниченном вещном праве, аренде, проч. ни у юридических, ни у физических лиц в настоящее время не находится, Порядок передачи в собственность г. Севастополя инженерных, технических сетей, находящихся в собственности физических, юридических лиц не разработан, бесхозяйным имущество в установленном законом порядке не признано. При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ГУПС «Водоканал» обязанности провести реконструкцию глубоководного выпуска, требующую материальных затрат целевого назначения, не имеется.

Довод представителя истца относительного того, что такая обязанность может быть возложена на ответчика в силу фактического использования, эксплуатации им данного имущества, является несостоятельным, поскольку представителем истца не указано, каким нормативно-правовым актом это предусмотрено.

Принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а в иске отказано, судебные расходы не распределяются.

Руководствуясь статьями 196,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Водоканал», третьи лица – Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 31.01.2020 г.

Судья –

2-267/2020 (2-2998/2019;) ~ М-2998/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Водоканал"
Другие
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее