Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Приволжье 3 мая 2012 года
Приволжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Садретдинова Ф.Н.,
при секретаре судебного заседания Неко Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Приволжском районном суде объединенное гражданское дело № по заявлению Савичевой ФИО10 к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации и обязании администрацию принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,по заявлению ФИО2 к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации и обязании администрацию принять ненормативный правовой акт о предоставлении в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Савичева Л.А. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 600 кв.м. под огородничество, расположенного по адресу: <адрес>, в районе бани, обязать администрацию устранить допущенное препятствование к осуществлению прав, обязать принять ненормативный правовой акт о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к главе муниципального района <адрес> с письменным заявлением о выделении земельного участка площадью 600 кв. м. под огородничество, расположенный по адресу: <адрес> в районе бани на склоне оврага - в ряду других огородов. Заместителем главы муниципального района Приволжский ФИО4 ей был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ., которым отказано в удовлетворении заявления. В ответе сообщается, что в связи с разработкой правил землепользования и застройки <адрес> муниципального района Приволжский запрашиваемый земельный участок для огородничества по названному адресу выделению не подлежит, так как категория данных земель относится к зонам коммунальных и складских объектов; и в соответствии со ст. 85 п. 7 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Считает действия и решение администрации муниципального района Приволжский незаконными, не соответствующие требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Правила землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> органами местного самоуправления до настоящего времени не принимались. Зонирование территорий <адрес> к разрабатываемым Правилам не проводилось, отсутствуют градостроительные регламенты.
Запрашиваемый истицей земельный участок расположен небольшой территорией в границах овражистой местности, неугодной для возведения производственных строений, где уже имеются огороды и личные подсобные хозяйства (погреба, сараи) других жителей райцентра. Данный аргумент подтверждается справкой и существующим планом-схемой местности, выданной ДД.ММ.ГГГГ. администрацией сельского поселения Приволжье. Использование на спорной местности земельного участка для огорода или личного подсобного хозяйства будет являться наиболее эффективным видом ее использования в плане сохранения окружающей среды и в частности предотвращения развития негативных процессов оврага.
Считает, что, администрация муниципального района <адрес> превысила свои полномочия. Отказывая в удовлетворении заявления о выделении земельного участка, сослалась на не имеющий юридической силы нормативный правовой акт. Одновременно мотивы привела противоречащие требованиям п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, поскольку запрашиваемый земельный участок по категории земель может относиться к иным территориальным зонам. Каких-либо юридических запретов на приобретение запрашиваемого ею земельного участка или ограничений оборотоспособности его не имеется.
ФИО2 обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 500 кв.м. под личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: <адрес>, в районе бани, обязать администрацию устранить допущенное препятствование к осуществлению прав, обязать принять ненормативный правовой акт о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что она через доверенного лица Савичева А.С.ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к главе муниципального района <адрес> с письменным заявлением о выделении земельного участка площадью 600 кв. м. под огородничество, расположенный по адресу: <адрес> в районе бани на склоне оврага - в ряду других огородов. Заместителем главы муниципального района Приволжский ФИО4 ей был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ., которым отказано в удовлетворении заявления. В ответе сообщается, что в связи с разработкой правил землепользования и застройки <адрес> муниципального района Приволжский запрашиваемый земельный участок для огородничества по названному адресу выделению не подлежит, так как категория данных земель относится к зонам коммунальных и складских объектов; и в соответствии со ст. 85 п. 7 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Считает действия и решение администрации муниципального района Приволжский незаконными, не соответствующие требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Правила землепользования и застройки <адрес> муниципального района <адрес> органами местного самоуправления не принимались.. Зонирование территорий <адрес> к разрабатываемым Правилам не проводилось, отсутствуют градостроительные регламенты, они еще в проекте не обнародовалось, и не проходили процедуры публичных слушаний.
Запрашиваемый заявительницей земельный участок расположен небольшой территорией в границах овражистой местности, неугодной для возведения производственных строений, где уже имеются огороды и личные подсобные хозяйства (погреба, сараи) других жителей райцентра. Данный аргумент подтверждается справкой и существующим планом-схемой местности, выданной ДД.ММ.ГГГГ. администрацией сельского поселения Приволжье. Использование на спорной местности земельного участка для огорода или личного подсобного хозяйства будет являться наиболее эффективным видом ее использования в плане сохранения окружающей среды и в частности предотвращения развития негативных процессов оврага.
Считает, что, администрация муниципального района <адрес> превысила свои полномочия. Отказывая в удовлетворении заявления о выделении земельного участка, сослалась на не имеющий юридической силы нормативный правовой акт. Одновременно мотивы привела противоречащие требованиям п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, поскольку запрашиваемый земельный участок по категории земель может относиться к иным территориальным зонам. Каких-либо юридических запретов на приобретение запрашиваемого ею земельного участка или ограничений оборотоспособности его не имеется.
В судебном заседании Савичева Л.А. и представитель ФИО2 - ФИО5, выступающий по доверенности, требования поддержали полностью, по вышеизложенным основаниям. Просят суд признать незаконными решения администрации об отказе в предоставлении земельных участков, и обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав, обязать принять решение о предоставлении в собственность указанных земельных участков.
Представители ответчика администрации муниципального района <адрес> ФИО6, ФИО7, выступающие по доверенности, в судебном заседании пояснили, что с заявлением не согласны, считают решение об отказ в предоставлении земельных участков в указанном месте, правомерным, основанный на действующем законодательстве. Согласно проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Приволжье муниципального района <адрес>, выполненном в 2011 году на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок находится в производственной зоне, а именно в зоне коммунальных и складских объектов(КС). Зона КС выделена для обеспечения правовых условий формирования площадок для размещения объектов коммунального хозяйства на территориях, прилегающих к жилой застройке и складов V класса опасности, с санитарно-защитной зоной до 50м. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков в зоне коммунальных и складских объектов не предусматривают использование земельных участков под огородничество или под личное подсобное хозяйство, так как такие земельные участки предназначены для выращивания сельхозпродукции.
Доводы заявителей о долгосрочном использовании земельного участка
под огородничество считают несостоятельными, так как документов, подтверждающих, предоставление земельного участка заявителю не предоставлено.
Представитель сельского поселения <адрес> Приволжский – ФИО8, выступающая по доверенности, пояснила, что испрашиваемые земельные участки согласно действующего генерального плана (1этап) сельского поселения Приволжье муниципального района <адрес> расположены в зоне селитебных территорий и согласно карты функциональных зон поселения сельского поселения к зонам сельскохозяйственного использования (личного подсобного хозяйства). Решения о переводе данных земельных участков в производственную зону нет.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявление Савичевой Л.А. и ФИО2 о признании незаконными решения администрации об отказе в предоставлении земельных участков, обязании администрации устранить допущенное нарушение прав, и обязать принятьненормативный правовой акт о предоставлении в собственность указанных земельных участков подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Заявителями трех месячный срок обращения с заявлением в суд, предусмотренный ч.1 ст. 256 ГПК РФ, не нарушен.
Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина и(или) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно,ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Следовательно, на основании ЗК РФ, а такжест..35Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), решения Собрания представителей сельского поселения Приволжье муниципального района Приволжский № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий по реализации вопросов местного значения в 2012 году», соглашения № от 30..12.2011 г. о передачи администрации СП Приволжье муниципального района Приволжскийотдельных полномочийадминистрации муниципального района Приволжский, к полномочиямадминистрации муниципального района <адрес> относится принятие решения вопросов о выделении земельных участков гражданам.
В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 ЗК РФ;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в п.4 ст.27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч.2 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия ( бездействие).
Суду, администрацией муниципального района Приволжский не предоставлено, документов, подтверждающихотнесение данных земельных участковк землям, изъятым из оборота или расположения их в зонах, которые выделены органом местного самоуправления, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование. В материалах дела имеется инвентаризация земель населенных пунктов Приволжской волостной администрации <адрес> 1999 года, согласно которой указанные земельные участки относятся к землям сельского поселения Приволжье.
Суд критически относится кпредоставленному Администрацией муниципального района Приволжский проекту Правил землепользования и застройки сельского поселения Приволжье муниципального района Приволжский (л.д.__), на основании которого, заявителям было отказано в предоставлении земельных участков, т.к. они согласно проекта расположены в зоне коммунальных и складских объектов, поскольку сельской администрацией Приволжье предоставлен генеральный план (л.д.__) сельского поселения Приволжье муниципального района <адрес>, согласно которого указанные земельные участки расположены в зоне селитебные территории (жилые дома и хозяйственные постройки, приусадебные участки) с картой функциональных зон поселения (л.д.__), которые используются в настоящее время.
Предоставленный план с картой, утвержден постановлением от декабря 1999 года №. Предоставленный же проект Правилземлепользования и застройки сельского поселения Приволжье муниципального района Приволжский сведений о согласовании или утверждении не содержат.
Орган местного самоуправления вправе принять решение о предоставлении соответствующего земельного участка, относящегося к землям поселений, свободного от прав третьих лиц по результатам зонирования территории.
При отсутствии в поселении зонирования территорий, следует применять норму ЗК РФ, регулирующую порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Такой порядок регламентирован ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой свободными земельными участками органы местного самоуправления должны распоряжаться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан не допускается, если иное не установлено законом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, чтоадминистрацией в предоставлении земельных участков Савичевой Л.А. и ФИО2 отказано незаконно, поскольку нарушает их права.
В то же время принцип разделения властных полномочий закреплен в Конституции РФ, суд не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа или лица. Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции…
Следовательно, требования заявителей Савичевой Л.А. и ФИО2 обязать принятьненормативный правовой акт о предоставлении в собственность указанных земельных участков подлежат оставлению без рассмотрения.
Учитывая вышеизложенное, суд находит необходимым заявление о признании отказа в предоставлении земельных участков заявителям незаконным, заявление в части обязать администрацию муниципального района <адрес> принятьненормативный правовой акт о предоставлении в собственность Савичевой Л.А. и ФИО2 указанных земельных участков, оставить без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Савичевой ФИО11изаявление ФИО2, удовлетворить частично.
Признать действия администрации муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка Савичевой ФИО12 для огородничества иФИО2 для личного подсобного хозяйства, незаконными.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
ЗаявленияСавичевой Л.А. и ФИО2 в частиобязать администрацию муниципального района <адрес> принятьненормативный правовой акт о предоставлении в собственность указанных земельных участков оставить без рассмотрения.
Направить копию решение суда руководителюадминистрации муниципального района <адрес>для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководителюадминистрации муниципального района <адрес>сообщить об исполнении решения суда в суд, Савичевой Л.А. иФИО2, не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Самарский областной суд через Приволжский районный суд.
Судья Садретдинов Ф.Н.