Судья Екимова Т.А. Дело № 33-9425/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Воронцовой Е.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 12 декабря 2017 года
по иску Алексеевой А.В. к Министерству социального развития Московской области о выдаче удостоверения многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е. В.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Алексеева А.В. обратилась в суд с заявлением к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения «Многодетной семьи», обязании выдать удостоверение «Многодетной семьи» и предоставить меры социальной поддержки, установленные Законом Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ней на территории Московской области. В выдаче удостоверения многодетной матери отказано, поскольку между истицей и Кононовым А.Л. брак расторгнут необходимо предоставить ответчику соглашение между родителями о месте жительства ребенка Кононова Д.А., кроме того, у второго мужа Алексеева Д.А. отсутствует регистрация по месту жительства истца и детей. Истица считает данный отказ незаконным.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства социального развития Московской области в апелляционном порядке просит его отменить, в иске отказать.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 139,140), в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося истца.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Как установлено судом, Алексеева А.В. является многодетной матерью троих детей: <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года рождения.
Истица и члены её семьи фактически проживают по адресу: <данные изъяты> Муж истицы Алексеев Д.А. постоянно зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, и временно с 18.11.2014 года по 18.11.2019 года по адресу истицы: <данные изъяты>
Истица обратилась в Подольское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи. В удовлетворении заявления истице отказано, поскольку у супруга истицы Алексеева Д.А. отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области, а также отсутствует соглашение родителей о месте жительства ребенка <данные изъяты>.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что истица с детьми, мужем проживают по адресу: <данные изъяты> и в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" имеет право на получение удостоверения «Многодетной семьи» по месту своего проживания, то есть, в г. Подольск Московской области, а также меры социальной поддержки согласно нормам указанного закона.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года, в редакции от 03.10.2017 года, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно п. 2 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года (в редакции от 03.10.2017 года) многодетная семья – это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
П. 4 ст. 21 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ 12.01.2006 года (в редакции от 03.10.2017 года) меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года №178/7, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45, и действовавшего на дату обращения истицы с заявлением (01.06.2017 года), утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что удостоверение не выдается в случаях: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Материалами дела подтверждается фактическое проживание семьи истицы в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> а именно, наличием у детей <данные изъяты> года рождения, свидетельства о регистрации по месту пребывания от 28.06.2014 года, <данные изъяты> года рождения свидетельства регистрации по месту пребывания от 27.05.2017 года по указанному адресу, решением мирового судьи судебного участка № 186 Подольского судебного района Московской области от 10.02.2016 года которым установлено, что сын истицы <данные изъяты> рождения, проживает с матерью, находится на ее иждивении (л.д. 18).
Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о том, что семья истицы: ее муж Алексеев Д.А., дети: <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> рождения, и <данные изъяты> года рождения проживают по адресу: <данные изъяты>. При этом, муж истицы Алексеев Д.А. постоянно зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, и временно с 18.11.2014 года по 18.11.2019 года по адресу истицы: <данные изъяты>
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» (в редакции от 03.04.2017 года) следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истица, являясь «многодетной матерью», проживая с членами семьи в Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на период проживания в Московской области.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи