РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2019 г. г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Васильченко А.В.,
при секретаре Середа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области к Резниченко Анатолию Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к Резниченко А.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу и пени, в обоснование указав, что в соответствии со ст. 19, п. 1 ст. 23 НК РФ Резниченко А.Е. является налогоплательщиком имущественных налогов и согласно ст. 45 НК РФ обязан ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки. По состоянию на дату выписки заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу за 2014-2016 годы, по налогу на имущество за 2014-2016 годы, по транспортному налогу за 2014-2016 годы, согласно налоговому уведомлению № от 20 сентября 2017 года. Расчет (перерасчет) налога: «Налоговый период», «Налоговая ставка», «Количество месяцев», за которые производится расчет, перерасчет к году, указаны в налоговом уведомлении.Инспекцией произведен расчет налога на имущество в следующей последовательности: налоговая база (кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость) умножена на ставку налога, разделена на количество месяцев в году и умножена на количество месяцев владения. Инспекцией произведен расчет земельного налога в следующей последовательности: налоговая база (кадастровая стоимость) умножена на ставку налога, разделена на количество месяцев в году и умножена на количество месяцев владения. Инспекцией произведен расчет транспортного налога в следующей последовательности: ставка налога, в зависимости от вида транспортного налога (в соответствии со ст.2 Закона №142-ОЗ от 18.11.2002) умножена на количество лошадиных сил (согласно данных техпаспорта по данным ГИБДД) разделена на количество месяцев в году (12) и умножена на количество месяцев владения. Инспекцией в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени. Начисление пеней Инспекцией произведено в следующем порядке: сумма неуплаченного налога умножена на ставку рефинансирования, установленную Центральным Банком РФ и умножили на количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов (дни исчисляются с установленного срока уплаты по дату направления требования). Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пеней явилось основанием для направления Инспекцией в адрес Резниченко А.Е. в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени № от 12.12.2017 года, в котором налогоплательщику предлагается добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до 13.02.2018 года. В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления требование ответчиком не исполнено, задолженность по налогу и пени на имущество физических лиц составила 97161,54 руб. На основании изложенного, руководствуясь Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области просит суд взыскать с Резниченко А.Е., №, <адрес>, место рождения: <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, задолженность: по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы 44826 руб., пени 123,28 руб., всего 44949,28 руб.; по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы 6971 руб., пени 19,18 руб., всего 6990,18 руб.; транспортный налог за 2014, 2015, 2016 годы 45116 руб., пени 124,07 руб., всего 45240,07 руб. Одновременно Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области обратилась с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на принятие административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам в отношении Резниченко А.Е., которое адресовано в Завитинский районный судебный участок.
Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области, административный ответчик Резниченко А.Е., явка которых в силу закона не является обязательной и не признана судом обязательной, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. При данных обстоятельствах, суд, на основании ст. 150 КАС РФ, определил продолжить судебное заседание при данной явке.
При этом в представленном в адрес суда 07.11.2019 письменном заявлении административный ответчик Резниченко А.Е. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Огласив административное исковое заявление, заявление административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
На основании ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно правовой позиции изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из представленных материалов следует, что налогоплательщику Резниченко А.Е. МИФНС № 2 по Амурской области было выставлено налогового уведомления № от 20.09.2017 о необходимости уплаты в срок не позднее 01.12.2017 транспортного налога в сумме 45116,00 руб., земельного налога в сумме 44826,00 руб. и налога на имущество в сумме 6971,00 руб., всего к уплате 96913,00 руб.
Кроме того, МИФНС № 2 по Амурской области было выставлено налогового требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.12.2017, транспортный налог в сумме 45116,00 руб., земельный налог в сумме 44826,00 руб., налог на имущество в сумме 6971,00 руб., всего к уплате 96913,00 руб., а также пени в сумме 266,53 руб., срок уплаты по которому был установлен до 13.02.2018.
Судом установлено, что не исполнив налоговое требование № МИФНС № 2 по Амурской области, в установленный законом шестимесячный срок, обратилась к мировому судье Амурской области по Завитинскому районному судебному участку с заявлением о вынесении судебного приказа. 18 мая 2018 года мировым судьей Амурской области по Завитинскому районному судебному участку был вынесен судебный приказ о взыскании с Резниченко А.Е. в пользу МИФНС № 2 по Амурской области всего задолженности на общую сумму 97161,54 руб. Определением мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку от 8 июня 2018 года указанный судебный приказ о взыскании с Резниченко А.Е. в пользу МИФНС № 2 по Амурской области задолженности на общую сумму 97161,54 руб., по заявлению Резниченко А.Е. от 06.06.2018, был отменен, МИФНС № 2 по Амурской области было разъяснено, что требования могут быть предъявлены в порядке искового производства. Данное определение мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку направлено в адрес МИФНС № 2 по Амурской области 8 июня 2018 года за исх. №4381/2а-905/2018.
Таким образом, МИФНС № 2 по Амурской области необходимо было обратиться в Завитинский районный суд Амурской области не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьёй Амурской области по Завитинскому районному судебному участку определения об отмене судебного приказа, то есть до 8 декабря 2018 года.
Между тем, МИФНС № 2 по Амурской области обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам к Резниченко А.Е. 11 октября 2019 года, то есть за пределами шести месяцев со дня вынесения мировым судьёй Амурской области по Завитинскому районному судебному участку определения от 8 июня 2018 года об отмене судебного приказа о взыскании с Резниченко А.Е. в пользу МИФНС № 2 по Амурской области задолженности на общую сумму 97161,54 руб.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о пропуске МИФНС России № 2 по Амурской области установленного действующим законодательством срока на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Из ходатайства МИФНС № 2 по Амурской области, адресованного в Завитинский районный судебный участок следует, что МИФНС № 2 по Амурской области, на основании ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный срок и принять административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам в отношении Резниченко А.Е.
На основании чч. 1, 2 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Вместе с тем в обоснование указанного ходатайства какие-либо доводы об уважительности причин пропуска на десять месяцев срока для обращения в суд административным истцом не указаны, доказательств уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявление административным истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного административным истцом МИФНС России № 2 по Амурской области ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства МИФНС № 2 по Амурской области о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам с Резниченко А.Е.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, учитывая, что МИФНС России № 2 по Амурской области попущен установленный действующим законодательством срок на обращение в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам с Резниченко А.Е., в восстановлении которого судом отказано, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России по Амурской области о взыскании с Резниченко А.Е., задолженности: по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы 44826 руб., пени 123,28 руб., всего 44949,28 руб.; по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы 6971 руб., пени 19,18 руб., всего 6990,18 руб.; транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы 45116 руб., пени 124,07 руб., всего 45240,07 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской области в удовлетворении административного иска к Резниченко Анатолию Евгеньевичу о взыскании с него задолженности: по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы 44826 руб., пени 123,28 руб., всего 44949,28 руб.; по налогу на имущество за 2014, 2015, 2016 годы 6971 руб., пени 19,18 руб., всего 6990,18 руб.; транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы 45116 руб., пени 124,07 руб., всего 45240,07 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Васильченко
Решение суда в окончательной форме принято 11.11.2019.