Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7426/2016 ~ М-6866/2016 от 08.08.2016

Дело № 2а-7426/31-2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой С.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Иванова С.В. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с размещением объекта торговли товарами первой необходимости взамен сносимого жилого дома, но получила отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Жм), в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска (далее – Правила), не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. Административный истец просит признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома с размещением объекта торговли товарами первой необходимости взамен сносимого жилого дома <адрес>, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома с размещением объекта торговли товарами первой необходимости взамен сносимого жилого дома <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ были приняты уточненные требования о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома с размещением объекта торговли товарами первой необходимости взамен сносимого жилого дома <адрес>, истец настаивает на проверке законности решения об отказе лишь по доводам несоответствия заявленного вида разрешенного использования объекта строительства Правилам землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца по устной доверенности Столярова О.И. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Палий А.П., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства и жилого дома, расположенного на нем. Право собственности истца на указанные выше объекты недвижимости зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в подтверждение чего истцу выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с размещением объекта торговли товарами первой необходимости взамен сносимого жилого дома, имеющего значительную степень износа.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала в выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома, мотивировав отказ тем, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Жм), в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска (далее – Правила), не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», , ДД.ММ.ГГГГ.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне многоэтажной жилой застройки (Жм). Согласно п. 2-3 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Статьей 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты зоны застройки многоэтажными жилыми домами. Указанный регламент не предусматривает возможность использования земельного участка истца по назначению для индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.

Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.

Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом разрешенного использования земельных участков. В случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка фактически сложившемуся землепользованию заинтересованное лицо вправе инициировать внесение изменений в Правила либо оспорить их в необходимой части в судебном порядке.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.

Отказывая в выдаче градостроительного плана истцу Администрация Петрозаводского городского округа указала, на то, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Жм), в которой согласно Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска (далее – Правила), не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.

Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащем истцу участке, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказа в выдаче градостроительного плана не законным и подлежащими частичному удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав истца суд обязывает ответчика подготовить, утвердить и выдать Ивановой С.В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером в соответствии с действующим в отношении этого земельного участка градостроительным регламентом. Правовых оснований для понуждения ответчика к выдаче градостроительного плана без учета разрешенного использования земельного участка суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. 600 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 06.09.2016 ░░░░

2а-7426/2016 ~ М-6866/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация административного искового заявления
08.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2016Судебное заседание
01.09.2016Судебное заседание
06.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2016Дело оформлено
02.12.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее