Дело № – 1672/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Тейково 16 октября 2014 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Блохина А.В.,
при секретаре Гастьковой С.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 и третьего лица ФИО3 по доверенностям адвоката Ивановской Центральной коллегии адвокатов ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части 21663, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Тейковский районный суд с иском к войсковой части 21663 (далее – в/ч 21663), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО Минобороны РФ) о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в котором просит: признать за ним и членами его семьи ФИО3 и ФИО4 право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес> за счёт средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Минобороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира в/ч 21663 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ДЖО Минобороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В обоснование требований указывает следующее.
Он проходил военную службу по контракту в в/ч 21663 в должности командира дивизиона. Приказом командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а приказом командира в/ч 21663 от ДД.ММ.ГГГГ № исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила 23 года 11 месяцев. Во время прохождения военной службы по контракту ему и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Командир в/ч 21663 порядок обеспечения жильём ему не разъяснил, мер по реализации его права на жильё про избранному постоянному месту жительства никаких не предпринял. Ни он, ни члены его семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживают на служебной жилой площади, в связи с чем, в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в <адрес>.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное отделение Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> – <адрес> (далее – территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжильё» по <адрес> – <адрес>) (л.д. 1-3).
Решением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к в/ч 21663, ДЖО Минобороны РФ о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства удовлетворены частично: за ФИО1 и членами его семьи: ФИО3 и ФИО4 признано право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ФИО1 и члены его семьи: ФИО3 и ФИО4 признаны нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ДЖО Минобороны РФ обязан включить ФИО1 и членов его семьи: ФИО3 и ФИО4 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; отказано ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие командира в/ч 21663 по вопросу признания ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (л.д. 74-85).
Определением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, внесенным ДД.ММ.ГГГГ Тейковским районным судом, удовлетворено заявление представителя территориального отделения ФГКУ «Западрегионжильё» по <адрес> – <адрес> и Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжильё») о пересмотре решения Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по вновь открывшимся обстоятельствам, и указанным определением отменено решение Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к в/ч 21663, ДЖО Минобороны РФ о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, с назначением судебного заседания по гражданскому делу по существу (л.д. 107-111).
Этим же определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Западрегионжильё».
Определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истца ФИО1 по доверенности адвоката ФИО5 от исковых требований в части, касающейся ФИО4, и производство по делу по иску ФИО1 к в/ч 21663, ДЖО Минобороны РФ, ФГКУ «Западрегионжильё» о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в части исковых требований, касающихся ФИО4 прекращено (л.д. 125-128).
Истец ФИО1 и третье лицо ФИО3 извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель истца ФИО1 по доверенности адвокат ФИО5, являющаяся также по доверенности представителем третьего лица ФИО3, в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указывая на их законность и наличие оснований для признания ФИО1 и его супруги ФИО3 права на обеспечение жилым помещением в собственность по избранному месту жительства в <адрес>, признание их нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства и понуждение ДЖО Минобороны РФ включить их в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, что командование в/ч 21663 не выполнило своих обязанностей по реализации предусмотренного законом права военнослужащего на обеспечение жильём по избранному месту жительства, не довело до ФИО1 порядка обеспечения истца и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Бездействием командования воинских частей было нарушено право истца и членов его семьи на получение жилого помещения по избранному месту жительства, и в настоящее время он не может реализовать данное право, что о нарушении своего права на обеспечение жилым помещением ФИО1 узнал только в 2013 году, в связи с чем не считает пропущенным срок исковой давности на обращение в суд за защитой своего права.
Представитель ответчика ФГКУ «Западрегионжильё» и территориального отделения ФГКУ «Западрегионжильё» по <адрес> – <адрес> по доверенности ФИО6 извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве, представленном в суд, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, заявляя о применении к исковым требованиям ФИО1 срока исковой давности и об отказе в удовлетворении иска в полном объёме (л.д. 118-120), а также указывая, что в период увольнения ФИО1 проходил военную службу в в/ч 21663, был уволен и исключён из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока контракта, и был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания. По ответу на запрос в Росреестр от ДД.ММ.ГГГГ через единый электронный реестр военнослужащих на предмет наличия жилых помещений на праве собственности у лиц, включённых в единый реестр военнослужащих, обнаружено, что снохе ФИО1 – ФИО7, заключившей ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО4, на момент вынесения ДД.ММ.ГГГГ Тейковским районным судом <адрес> по иску ФИО1, на праве собственности принадлежало жилое помещение в <адрес>, с датой начала регистрации (приобретением жилого помещения) - ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания регистрации (продажей жилого помещения) - ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение приобретено ФИО7 в период брака с ФИО4, который является членом семьи истца по делу ФИО1, а семейное законодательство предусматривает, что имущество, приобретённое в браке, принадлежит обоим супругам в равных долях независимо на чьё имя оно зарегистрировано и, соответственно, ФИО4 являлся собственником 1/2 доли указанного жилого помещения. Предъявляя исковые требования, ФИО1 скрыл указанную информацию, а с учётом статьи 51 Жилищного кодекса РФ ФИО1 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением согласно нормам законодательства. ФИО1 проходил военную службу в в/ч 21663, был уволен и исключён из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока контракта, а правом выбора жилого помещения в избранном месте жительства, согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», наделены определённые категории военнослужащих, а именно: для военнослужащих, заключивших первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право на жилое помещение в избранном месте жительства при наличии выслуги 10 лет и более, уволенным по оргштатным мероприятиям, по предельному возрасту либо по состоянию здоровья. У ФИО1, уволенного по окончании срока контракта с выслугой 20 лет и датой заключения первого контракта до ДД.ММ.ГГГГ право на выбор места жительства по увольнении отсутствует. Право на жилое помещение по месту службы истцом реализовано путём предоставления ему от Минобороны РФ жилого помещения для постоянного проживания по адресу: <адрес>, соответствующего учётной норме, в котором он проживает в настоящее время, в связи с чем не имеется оснований для признания ФИО1 нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном месте жительства от Минобороны РФ. Начало течения трёхлетнего срока исковой давности следует исчислять со дня, следующего за днём исключения ФИО1 из списков личного состава части, который был пропущен заявителем, а документов, подтверждающих невозможность подать исковое заявление в установленный законом срок, истцом не представлено.
Представитель ответчика в/ч 21663 извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил. При первоначальном рассмотрении дела в представленном в суд письменном возражении считает не подлежащими удовлетворению требования ФИО1 в части признания незаконным бездействия командира в/ч 21663 по вопросу признания истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, указывая, что в период военной службы ФИО1 и члены его семьи были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания, что ФИО1 во время прохождения военной службы с рапортом о ходатайстве перед органами местного самоуправления избранного им постоянного места жительства о постановке на учёт к командованию части не обращался, и требования ФИО1 о признании бездействия командира в/ч 21663 являются необоснованными, так как он знал о ближайшем его увольнении, но мер по реализации своего права не предпринял (л.д. 47).
Представитель ответчика ДЖО Минобороны РФ извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
С учётом мнения представителя истца, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Из материалов дела установлено, что истцу ФИО1 и членам его семьи: жене – ФИО3 и сыну – ФИО4 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному КЭЧ в/ч 28173 Московского военного округа, предоставлена двухкомнатная квартира, жилой площадью 27,25 кв. метров, по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Согласно представленной в материалах дела копии поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>, истец ФИО1 вместе с членами своей семьи: женой – ФИО3 и сыном – ФИО4 в указанном жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 12), и регистрация ФИО1, ФИО3 и ФИО4 в указанном жилом помещении подтверждается также справкой РЭУ № филиала «Верхневолжский» ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Из копии выписки из приказа Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» следует, что подполковник ФИО1, командир дивизиона в/ч 21663, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (л.д. 9, 62). При этом вышеприведённый приказ содержит указания: на календарную выслугу лет ФИО1 в Вооружённых Силах, которая составляет 23 года 11 месяцев, а в льготном исчислении – 26 лет 9 месяцев; на направление на учёт в объединённый военный комиссариат <адрес>; на день увольнения с военной службы – ДД.ММ.ГГГГ; на контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооружённых Сил РФ сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ; на издание данного приказа на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из приказа командира в/ч 21663 от ДД.ММ.ГГГГ № «По строевой части», гвардии подполковник ФИО1, командир 1 дивизиона, уволенный приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава части и направлен для постановки на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> (л.д. 10, 63).
Согласно письму ФГКЭУ «43 ЭТК» (в/ч 62681) от ДД.ММ.ГГГГ без номера, ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состоял на учёте нуждающихся в получении жилой площади, являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», заявление на участие в подпрограмме было подано ДД.ММ.ГГГГ, и дело передано в отдел № ДЖО Минобороны РФ <адрес> (л.д. 48).
Истец ФИО1, а также члены его семьи: жена – ФИО3 и сын – ФИО4 не являются собственником жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 16-17, 18-19, 20-21, 64, 65, 66), а также представленными в материалах дела Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» справками о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 14, 15).
Судом установлено, что истец ФИО1 ни в период военной службы, ни при увольнении в запас не признавался нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.
Анализируя объяснения представителя истца, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, а часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Из приведённой нормы указанной статьи вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Указанный Закон РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Действовавшая на момент увольнения ФИО1 приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» абзацами 1 и 2 предусматривала, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь за счёт государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
При этом абзац 3 данной статьи устанавливал, что указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Действующий в настоящее время абзац 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 298-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 405-ФЗ, предусматривает, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Кроме этого, пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на настоящий момент, предусматривает, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, которым <адрес> сосны <адрес>, как и военный городок Тейково-<адрес>, был включён в указанный Перечень закрытых военных городков.
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р, военный городок Тейково-<адрес> утратил статус закрытого военного городка.
Согласно абзацу 12 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в действующей редакции, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила), которые пунктом 6 определяют, что нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а пункт 7 Правил среди оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства выделяет: наличие жилой площади в закрытых военных городках и проживание на служебной жилой площади.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом пункт 9 Правил устанавливает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Кроме этого, указанные Правила разделом III предусматривают порядок учёта граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, который определяет, в том числе, перечень необходимых документов для разрешения вопроса о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, среди которых: рапорт военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а при увольнении - выписка из приказа об увольнении и выписка из приказа об исключении из списков личного состава части.
Вышеуказанные Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённые Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В тоже время, как положения статьи 52 Жилищного кодекса РФ о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и указанных выше Правил, дают суду основание сделать, что реализация, как военнослужащим, так и гражданином, уволенным с военной службы, права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением таким лицом определённых действий, связанных с обращением в установленном порядке с заявлением о признании нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Наряду с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, в настоящее время приняты и действуют утверждённые Постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, которые основным условием как при признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, так и при предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства военнослужащим - гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, определяют: общую продолжительность военной службы - 20 лет и более либо общую продолжительность военной службы - 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а при предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства гражданам, уволенным с военной службы, их не обеспеченность на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» уполномоченным органом Минобороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» и инструкций, определён ДЖО Минобороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны РФ, в том числе через ФГКУ «Западрегионжильё», а в ведение указанного органа переданы полномочия по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, по снятию военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях, по принятию решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, о предоставлении военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Исследованные в судебном заседании доказательства применительно к вышеуказанным нормам дают суду основания придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании за ним и членом его семьи ФИО3 права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и о понуждении ДЖО Минобороны РФ к включению истца и члена его в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства – <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При этом суд исходит из того, что первый контракт о прохождении военной службы был заключён ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы ФИО1и членам его семьи: жене – ФИО3 и сыну – ФИО4, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ от Минобороны РФ было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое не имело и не имеет статуса служебного жилого помещения.
Кроме этого, как на момент предоставления ФИО1 в сентябре 1990 года жилого помещения, так и на момент его увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу», и исключения с ДД.ММ.ГГГГ приказом командира в/ч 21663 от ДД.ММ.ГГГГ № «По строевой части» из списков личного состава в/ч 21663, жилое помещение, предоставленное истцу и членам его семьи, не находилось на территории закрытого военного городка, поскольку военный городок, на территории которого проживал и проживает истец с членами своей семьи, был включён в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, которым был утверждён указанный Перечень.
С учётом того, что распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р, военный городок Тейково-<адрес> был исключён из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, фактически в настоящее время истец и члены его семьи проживают в жилом помещении, относящемся к фонду социального использования.
Помимо этого, исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что истец ФИО1 как до увольнения с военной службы, так и при увольнении с военной службы не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, как и не обращался с соответствующими документами для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Также не представлено истцом доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ он был принят органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, и данное обстоятельство подтверждается письмом ФГКЭУ «43 ЭТК» (в/ч 62681) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
Представленные в материалах дела копии выписок из приказа Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» и из приказа командира в/ч 21663 от ДД.ММ.ГГГГ № «По строевой части» указывают на то, что истец ФИО1 был уволен с военной службы с зачислением в запас по истечение срока контракта, по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При этом содержание приказа Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» указывает на календарную выслугу лет истца в Вооружённых Силах РФ, которая составляет 23 года 11 месяцев, в льготном исчислении – 26 лет 9 месяцев, а также данный приказ и приказ командира в/ч 21663 от ДД.ММ.ГГГГ № «По строевой части» не содержат сведений о том, что ФИО1 не обеспечен жилым помещением.
Представленные истцом в обоснование исковых требований доказательства не содержат сведений об изъявлении им как в период военной службы, так и при увольнении с военной службы, желания получить жильё по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы, и куда бы был направлен пакет документов с его заявлением.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что после увольнения с военной службы в запас ФИО1 был поставлен на воинский учёт и состоит по настоящее время на воинском учёте в отделе военного комиссариата <адрес> по городу Тейково и <адрес>.
Кроме этого, суд учитывает обстоятельства того, что истец ФИО1, хотя и имеет на момент увольнения календарную выслугу лет в Вооружённых Силах РФ - 23 года 11 месяцев, однако правом для обеспечения его жильём по избранному месту жительства в ином населённом пункте он не обладает.
При этом суд исходит из положений абзаца третьего пункта 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы.
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период её прохождения не имеется, поскольку право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает только при увольнении с военной службы и только при наличии определённых условий, а именно: при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Поскольку ФИО1 на весь период военной службы подлежал обеспечению жильём для постоянного проживания по месту прохождения военной службы и у него отсутствовали основания для увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья, то оснований для обеспечения его таким жильём по избранному месту жительства в ином населённом пункте не имеется.
Обстоятельство того, что истец ФИО1 являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» с подачей заявления на участие в подпрограмме ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что ФИО1 изъявил желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в период прохождения военной службы или увольнения с неё, поскольку ни до увольнения с военной службы, ни при увольнении с военной службы ФИО1 не обращался с соответствующими документами о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, как и не обращался с соответствующими документами для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, а заявление на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» было подано им ДД.ММ.ГГГГ – через три года после увольнения с военной службы.
Суд считает также не подлежащим удовлетворению требование ФИО1 о признании незаконным бездействие командира в/ч 21663 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Глава 5 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2140, действовавшего на момент увольнения ФИО1, устанавливает, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные предложения, заявления и жалобы старшему начальнику до министра обороны РФ включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления, командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер, и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).
Аналогичные положения содержат статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1495, которые устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.
В соответствие с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…
В тоже время, установленные в судебном заседании обстоятельства указывают на то, что ФИО1 ни в период военной службы, ни при увольнении с военной службы не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию в/ч 21663 по вопросу признания его нуждающимся в получении жилого помещения, либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Доказательств того, что командованием в/ч 21663 были нарушены его права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, а также того, что со стороны командира в/ч 21663 допущено бездействие по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, истцом ФИО1 не представлено. При этом вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в обеспечении жилым помещением носит заявительный характер.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что перед увольнением с военной службы ему не доводился порядок обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также о том, что при проводившихся с ним беседах командованием войсковой части не разъяснялся порядок избрания им постоянного места жительства, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.
Данное обстоятельство подтверждает и тот факт, что увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения истец не обжаловал.
Представителем ответчика ФГКУ «Западрегионжильё» в представленном суду отзыве заявлено о применении к исковым требованиям ФИО1 трёхгодичного срока исковой давности, начало течения которого следует исчислять со дня, следующего за днём исключения истца из списков личного состава части, а доказательств уважительности пропуска срока исковой давности и подтверждающих невозможность подать исковое заявление в установленный законом срок, истцом не представлено (л.д. 118-120).
Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, а пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ определяет, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ следует, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статья 205 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжёлая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Истец ФИО1 был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 62), исключён из списков в/ч 21663 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 63), и фактически на момент исключения из списков воинской части знал о своём увольнении без разрешения на тот момент его жилищного вопроса.
С исковым заявлением о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства истец ФИО1 обратился в Тейковский районный суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5), то есть по прошествии более чем тринадцать лет с момента исключения из списков личного состава части.
При этом допустимых доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с иском о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства истцом ФИО1 суду не представлено.
Доводы представителя истца в судебном заседании о том, что о нарушении своего права на обеспечение жилым помещением ФИО1 узнал только в 2013 году, в связи с чем она не считает пропущенным срок исковой давности на обращение в суд за защитой ФИО1 своего права, суд считает несостоятельными, не основанными на исследованных материалах дела.
Кроме этого, каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока исковой давности в судебном заседании не установлено, заявлений о восстановлении пропущенного процессуального срока ни истцом ФИО9, ни его представителем в судебном заседании не заявлялось, а не знание закона не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО1 о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 199 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 21663, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Блохин А.В.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.