Дело № 2а-158/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Котельниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-158/20 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска к Хайруллиной Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Хайруллиной Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование административных исковых требований указано, что Хайруллина Р.Р.имеет (имела) в собственности в ДД.ММ.ГГГГ г. земельный участок по адресу: <адрес>, за который должна была уплатить земельный налог в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления, которые не были исполнены. В связи с чем административному ответчику были начислены пени на задолженность в сумме: <данные изъяты>.
Было выставлено требование со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку по требованию административным ответчиком оплаты не произведено, сумма задолженности ответчика составляет: по земельному налогу <данные изъяты>, пени <данные изъяты>.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Административный истец просит восстановить пропущенный срок, взыскать с ответчика указанную сумму налога и пеней.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств не представили, об отложении разбирательства дела не просили. В силу ст. 150, 152, ч.2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административные дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ.
Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Хайруллина Р.Р.состоит на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, ИНН №.
Хайруллина Р.Р.имеет (имела) в собственности ДД.ММ.ГГГГ г. земельный участок по адресу: <адрес>, за который должна была уплатить земельный налог в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Частью 1 статьи 387 НК РФ установлено, что земельный налог (устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Расчет суммы земельного налога производится на основании п.п. 2.1 п. 2 Решения Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О земельном налоге на территории МО «город Ульяновск» и статьями 394, 396 НК РФ.
В силу ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и в этом случае считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, ст. 75 НК РФ не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Согласно п.п. 1,2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ.
Согласно имеющемуся в материалах дела налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Хайруллина Р.Р.должна была до ДД.ММ.ГГГГ уплатить налог.
Реестр о направлении налогового уведомления представлен.
Из представленного требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, направленного административному ответчику, следует, что срок уплаты налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Данный административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган указывает, что с заявлением о вынесении судебного приказа не обращался по причине пропуска срока.
По доводам налогового органа, большая загруженность сотрудников Инспекции является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд с административным иском.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд, не представлено.
Причины организационного и административного характера в Инспекции, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом административных исковых требований как о взыскании налога, так и пеней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска к Хайруллиной Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций –отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Сычёва