Дело №
Мировой судья Широбокова Г.В.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 января 2015 года г. Самара
Судья Ленинского районного суда г. Самары Баринова Е.И., при секретаре Шелеметьеве Р.А., с участием помощника прокурора <адрес> Шишова Е.А., защитника Дасаевой Ю.А. по доверенности Ермолаева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес> Иерусалимовой О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении управляющего филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Дасаевой Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении управляющего филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Дасаевой Ю.А.
Мировым судьей установлено, что в действиях управляющего филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Дасаевой Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, умысла на невыполнение законных требований прокурора у нее не имелось.
Не согласившись с данным постановлением, заместителем прокурора <адрес> принесен протест, в котором указано, что постановление мирового судьи о прекращении производства по делу является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя незамедлительно. Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Так, к информации ограниченного доступа относится, в том числе и банковская тайна. Ссылка мирового судьи на то, что в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в перечне лиц, кому выдаются кредитной организацией справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, несостоятельна, так как полномочия прокурора по получению информации ограниченного доступа, к которой относится и банковская тайна, установлены п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Отсутствие органов прокуратуры в перечне лиц, установленном ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не освобождает «Самарский» ОАО АКБ «Инвестициойныи торговый банк» от исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Тот факт, что готовится законопроект о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях не является основанием для несоблюдения требований п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В этой связи факт неисполнения требования прокурора имеет место.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шишов Е.А. протест поддержал по изложенным в нем основаниям.
Защитник Дасаевой Ю.А. по доверенности Ермолаева С.В. возражала против доводов протеста, просила постановление оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Учитывая, что копия постановления по делу об административном правонарушении получена прокурором ДД.ММ.ГГГГ г, а протест подан ДД.ММ.ГГГГ г., судья приходит к выводу, что процессуальный срок обжалования постановления прокурором не пропущен.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 58-ФЗ).
Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу требований пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для возбуждения в отношении Дасаевой Ю.А. дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ, послужило то, что последняя, являясь управляющим филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» не предоставила по требованию прокуратуры <адрес> информацию о движениях денежных средств по банковским счетам, открытым на ЗАО «КоммунЭнерго», то есть не выполнила требование прокурора, вытекающее из его полномочий.
Разрешая данное дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что управляющим филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Дасаевой Ю.А. правомерно отказано прокурору в предоставлении указанных сведений, в связи с чем, обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях Дасаевой Ю.А. состава административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.
Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну.
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.
Частью 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17.02.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 205-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г.) установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
При этом ФЗ № 205-ФЗ от 23.07.13 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных» приводит закрытый перечень установленных законодательством РФ случаев, при которых органы прокуратуры вправе получить доступ к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами: в случаях, предусмотренных ФЗ № 152-ФЗ от 27.07.06 г. «О персональных данных» и ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.
В пункте 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Принимая во внимание требования норм статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Закона N 395-1 и Закона N 2202-1, а также изложенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, оснований полагать о невыполнении Дасаевой Ю.А. законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, не имеется.
Соответственно, в действиях Дасаевой Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении управляющего филиалом «Самарский» ОАО АКБ «Инвестиционный торговый банк» Дасаевой Ю.А., оставить без изменения, протест заместителя прокурора <адрес> Иерусалимовой О.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в Самарский областной суд в порядке надзора.
Судья: /подпись/ Е.И. Баринова
Копия верна
Судья: