Дело № 2-124/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.г.т. Новоспасское 26 марта 2015 года
Ульяновской области
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Балукова А.Н.
при секретаре Галицковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования (МО) Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Отделу судебных приставов по Новоспасскому району УФССП по Ульяновской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование, указав, что 20.10.2014 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Новоспасскому району Лукьяновой Т.А. возбуждено исполнительное производство № о взыскании с администрации МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района в пользу УФССП по Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну треть.
Администрацией МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района принимались меры к исполнению требований исполнительного документа, но в связи с тяжёлым финансовым положением, отсутствием средств в бюджете поселения, требования решения Новоспасского районного суда от 17.01.2014 года привести зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения-скважины № 1568 – в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» были исполнены не в срок.
Оплата исполнительского сбора будет осуществляться за счёт средств бюджета поселения, что неблагоприятно скажется на решении вопросов местного значения. Администрация поселения находится в тяжелом финансовом положении, на 25.02.2015 года просроченная кредиторская задолженность сельского поселения составляет 864418,43 руб.. Кроме того, решениями Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2014, 15.10.2014, 16.01.2015 с администрации были взысканы в пользу УПФ РФ в Новоспасском районе страховые взносы и пени в общей сумме 290985 руб.. Также, с казённого учреждения культуры МО Коптевское сельское поселение (МКУК Коптевский КДЦ) взыскиваются в пользу УПФ РФ в Новоспасском районе страховые взносы и пени в общей сумме 178391,69 руб.
Представители истца – администрации МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области Круглов В.И., Бирюкова М.А. в суде исковые требования полностью поддержали, сославшись в основном на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сокол С.П., судебный пристав-исполнитель ОСП по Новоспасскому району УФССП по Ульяновской области Лукьянова Т.И. в суде исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, из-за отсутствия к этому законных оснований.
Выслушав пояснения лиц, участвующим в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу норм ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации; суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на ? от установленного размера; при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 17.01.2014 года, вступившим в законную силу, суд обязал администрацию МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области привести зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно, территорию 1 пояса зоны санитарной охраны скважины (№ 1568) в с. Коптевка Новоспасского района оградить, очистить от сушняка, бурьяна, высокоствольных деревьев.
В целях принудительного исполнения судебного решения от 17.01.2014 года, судом был выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по Новоспасскому району УФССП по Ульяновской области Лукьяновой Т.А. (дата) было возбуждено исполнительное производство №, администрации МО Коптевское сельское поселение был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новоспасскому району УФССП по Ульяновской области Лукьяновой Т.А. от 15.07.2014 года с должника – администрации МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района, за неисполнение исполнительного документа, был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Из акта совершения исполнительных действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Новоспасскому району Лукьяновой Т.А. от 15.07.2014 года следует, что требования исполнительного документа администрацией МО Коптевское сельское поселение исполнены частично: зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения очищена от сушняка, бурьяна, высокоствольных деревьев, но не ограждена.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новоспасскому району Лукьяновой Т.А. от 15.07.2014 года администрации МО Коптевское сельское поселение был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15.09.2014 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новоспасскому району Лукьяновой Т.А. от 13.10.2014 года исполнительное производство № было окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Новоспасскому району Лукьяновой Т.А. от 20.10.2014 года было возбуждено исполнительное производство № 16194/14/73027-ИП о взыскании с администрации МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района исполнительского сбора в размере 50000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 15.07.2014 года.
Как указал Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1-3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ недопустимо.
Исследовав обстоятельства дела, учитывая обращение истца в суд по делу с отсрочкой исполнения решения суда, проверив доводы истца о наличии оснований для уменьшения взысканного исполнительского сбора, принимая во внимание доводы истца о его трудном материальном, финансовом положении, исследовав представленные истцом в подтверждение данным доводам документы, суд, с учётом имущественного положения должника, всех обстоятельств по делу, приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть до 37500 руб., согласно расчету: 50000 руб. – (50000 руб. х 25%) = 37500 руб.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации муниципального образования (МО) Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования (МО) Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Новоспасскому району УФССП по Ульяновской области Лукьяновой Т.А. от 15.07.2014 года до 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 30.03.2015 года.
Судья: А.Н. Балуков