Дело № 2-739/22
73RS0003-01-2022-001291-61
М-453/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Алексеевой А.К.,
с участием истца Яранкиной Н.С.,
представителя истца Ахмадиева Р.А.,
представителя ответчика Казеева А.Н.,
прокурора Новикова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яранкиной Н.С. к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о защите трудовых прав,
установил:
Истец Яранкина Н.С. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») о защите трудовых прав.
Требования мотивирует следующим образом.
Яранкина Н.С. состоит в трудовых отношениях с АО «ФПК» в должности проводника пассажирского вагона 3 разряда с ДД.ММ.ГГГГ, В настоящее время работает в должности проводника пассажирского вагона 4 разряда. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец была отстранена от работы в соответствии с Поручением первого заместителя Генерального директора АО «ФПК» Жигунова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ №. С приказом истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ Истец Яранкина Н.С. считает незаконным вынесенный в отношении нее приказ об отстранении от работы. Указывает, что имела права отказаться от прививки вакциной от коронавирусной инфекции, так как вакцинация носит добровольный характер. Считает, что клинические испытания вакцины не завершены, потому такая вакцинация носит характер медицинского опыта, что может иметь место только с ее согласия, на что она не согласна. Указала, что в результате отстранения ее от работы была лишена возможности трудиться получать заработную плату в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем со стороны работодателя ей был причинен моральный вред, который истец оценивает в <данные изъяты>.
В связи с чем, истец Яранкина Н.С. просит признать незаконным и отменить изданный в отношении нее Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы», обязав ответчика допустить ее к работе, взыскать с ответчика акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в ее пользу средний заработок за все время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, просит взыскать с ответчика АО «ФПК» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Яранкина Н.С., ее представитель Ахмадиев Р.А., и ранее также представитель Алешина Т.Ф.. иск полностью поддержали. Истцом и представителем Ахмадиевым Р.А. были приведены вышеуказанные основания. Полагают, что примененное ответчиком основание к отстранению истца от работы не основано на законе. Считают, что Яранкина Н.С. не относится к категории граждан, которые по должности подлежат обязательной вакцинации. Яранкина Н.С. указала, что имеет хороший иммунитет, не нуждается в вакцинации. Кроме того, она в спорный период неоднократно сдавала анализ на наличие у нее COVID-19, и результаты были отрицательными. При этом уровень антител к заболеванию у нее высокий, то есть заболевание она уже перенесла. Просили учесть также письменные пояснения. Яранкина Н.С. пояснила, что противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции не имеет. На ее вопрос к врачу терапевту о возможности вакцинации при ее уровне антител к COVID-19 ей было разъяснено, что вакцинация возможна.
В судебном заседании представитель АО «ФПК» по доверенности Казеев А.Н. исковые требования истца не признал, полагал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется. Указал, что работодатель правомерно отстранил истца от работы для соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства. Просил учесть письменные возражения на иск. Указано, что АО «ФПК» является предприятием общественного транспорта, выполняющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании. Согласно поручению первого заместителя Генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания» Жигунова А.В. «О мерах по снижению рисков распространения COVID-19» от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение требований Постановления Главного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 01.11.2021 г. № 7, а также в целях снижения рисков распространения COVID-19 было поручено обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ допуск персонала к работе: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-код; с перенесенным заболеванием COVID-19 не позднее 6 месяцев с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью один раз в 14 дней, лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции. Ответчиком обеспечена возможность проведения вакцинации сотрудников. Истец была отстранена от работы без сохранения заработной платы на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не прошла в установленном порядке обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не предоставила сертификат о вакцинации, QR-код, медицинское заключение о медицинских противопоказаниях и результатах ПЦР-тестирования, сведения о перенесенном заболевании COVID-19.До настоящего времени истцом не представлено сведений о выполнении требований Постановления Главного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 01.11.2021 г. № 7. О необходимости прохождения вакцинации Яранкина Н.С. была предупреждена заблаговременно под роспись ДД.ММ.ГГГГ Пояснил, что неисполнение нормативных санитарно-эпидемиологических требований работниками ответчика влечет риски причинения вреда не только их здоровью, но и здоровью иных граждан (как пассажиров, так и других работников), добросовестно выполняющих требования государственных органов, уполномоченных в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полагал, что права и законные интересы истца не нарушены действиями ответчика, Яранкина Н.С. была отстранена от работы правомерно, основания для признания приказа об отстранении незаконным и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула отсутствуют, как и основания для взыскания компенсации морального вреда. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Прокурор Новиков В.А. в заключении полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Третьи лица - Государственная инспекция труда в Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителя и благополучия человека по железнодорожному транспорту – в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть спор при данной явке.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, а также нормы ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве; гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон.
Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.
В силу требований ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
При этом согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30марта 1999 года N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзацы 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекци (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1декабря 2004 года N 715, дополнен пунктом 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон от 17сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 внесена Минздравом РФ в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то есть указанная вакцинация проводится гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
В связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области вынесено постановление N542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».
Главный государственный санитарный врач по Ульяновской области в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Ульяновской области, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приказ от 03.02.2021 N 47н О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» постановил обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определенным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе, работающим в сфере обслуживания (торговли, клиентских подразделений кредитно-финансовых организаций, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, курьерской деятельности, в организациях, оказывающих услуги связи, в том числе, почтовой, страховые услуги, гостиничные услуги (в том числе, хостелы, гостевые дома), услуги по предоставлению мест для временного проживания, туристические услуги, бытовые услуги, в том числе, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, ателье, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, аквапарков).
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с действующими нормативно-методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, предписано в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Таким образом, согласно вышеуказанному постановлению главного государственного санитарного врача по Ульяновской области обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат граждане, которые работают в сфере транспорта общего пользования.
При этом, требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Принимая во внимание, что в отношении работников транспорта общего пользования вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для указанных лиц является обязательной.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Яранкиной Н.С. и АО «Федеральная пассажирская компания» был заключен трудовой договор, по условиям которого истец принята на должность проводника пассажирского вагона № разряда резерва проводников пассажирских вагонов ст. Ульяновск Вагонный участок - структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
ДД.ММ.ГГГГ между истцом Яранкиной Н.С. и АО «Федеральная пассажирская компания» было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому истец с ДД.ММ.ГГГГ переводится на должность проводника пассажирского вагона 4 разряда резерва проводников пассажирских вагонов ст. Ульяновск Вагонный участок - структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», г. Ульяновск.
Таким образом, истец осуществляет трудовые функции по должности проводника пассажирского вагона в структурном подразделении Куйбышевского филиала АО «ФПК», которое расположено по адресу: <адрес>.
Как следует из положений Устава АО «ФПК», общество осуществляет в том числе следующие виды деятельности: перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования на территории Российской федерации и в международном сообщении; оказание услуг пассажирам в поездах дальнего следования; организация туристических перевозок (п. 3.2.).
Согласно должностной инструкцией проводника, утвержденной распоряжением генерального директора АО «ФПК» от 27.04.2015 года, проводник обязан обеспечивать пассажиров в вагоне горячей и охлажденной кипяченой либо бутилированной водой, содержать кипятильник в чистоте; предоставлять пассажирам сервисные услуги, осуществлять реализацию чайной продукции и непродовольственных товаров в ассортиментном перечне и по ценам, установленным работодателем; предоставлять пассажиру необходимые столовые приборы и/или посуду; поддерживать микроклимат в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте; поддерживать чистоту в вагоне и служебном купе, не реже двух раз в сутки производить влажную уборку в салоне вагона, а в туалетах — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов и стен; контролировать наличие гигиенических средств в туалетных кабинах не реже одного раза в час в дневное время и одного раза в 4 часа в ночное время; обеспечивать в вагонах, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, соблюдение санитарных зон, оказывает пассажирам первую доврачебную помощь (п.3.1).
Таким образом, ответчик АО «ФПК» является предприятием общественного транспорта, осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании, а истец Яранкина Н.С по должности должна сопровождать пассажиров железнодорожного транспорта на всем протяжении следования.
При таких обстоятельствах, АО «ФПК» обязано соблюдать вышеуказанные требования санитарно – эпидемиологических норм, в том числе требования главного государственного санитарного врача по Ульяновской области.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту вынесено постановление № 7 «О мерах по снижению рисков распространения COVID-19 на объектах пассажирского комплекса, в том числе пригородной инфраструктуры, моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения и дальнего следования в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2021-2022 гг.».
Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту в целях снижения рисков распространения COVID-19 на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановил генеральным директорам АО «Федеральная пассажирская компания» В.Г. Пястолову, АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» А.Н. Ганову, ООО «Тверской Экспресс» А.А. Колмагаеву, начальнику Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО «РЖД» А.Ю. Петрову, обеспечить:
2.1. Допуск к работе работников:
2.1.1. при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом;
2.1.2. с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения;
2.1.3. с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, ответчик АО «ФПК» обязано согласно вышеуказанному постановлению главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту обеспечить допуск своих сотрудников к работе только в следующих случаях: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.
Следовательно, АО «ФПК» не вправе допускать к работе лиц, которые не представили сертификат о вакцинации, QR-код, или справку из медицинской организации о перенесенном заболевании СOVID-19, или результаты ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней (для лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).
Поручением первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в целях снижения рисков распространения СOVID-19 обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ допуск персонала к работе:
при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом;
с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения;
с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (п.п. 1 п.1).
Не допускать к работе персонал, не указанный п.п. 1 п.1 настоящего поручения, не начислять данным работникам заработную плату на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе.
Данное распоряжение полностью соответствует требованиям постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен ст. 76 ТК РФ. При этом приведенный в ней перечень не является исчерпывающим, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
В соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Согласно ст. 4 и 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который проводится путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Одним из острых респираторных заболеваний является коронавирусная инфекция (2019-nCoV), включенная в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса РФ).
В связи с этим, АО «ФПК» вправе было отстранить от работы сотрудников, которые не соответствуют требованиям постановления главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту № от ДД.ММ.ГГГГ по допуску к работе.
Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами "Гам-КОВИД-Вак", "ЭпиВакКорона" и "КовиВак" (Письмо Минздрава России от 21.01.2021 № 1/и/1-332, Письмо Минздрава России от 21.01.2021 № 1/И/1-333).
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 января 2022 г. № 8н.
Возможные нежелательные реакции при применении вакцин, а также случаи применения с осторожностью определяются инструкциями по медицинскому применению вакцин (п.4 Приказа Минздрава России от 19.03.2020 № 198н).
ДД.ММ.ГГГГ истец Яранкина Н.С была уведомлена о том, что в соответствии с поручением первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от ДД.ММ.ГГГГ допуск к работе с ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.
Яранкиной Н.С. предложено предоставить письменный отказ от вакцинации от новой коронавирусной инфекции с указанием причины отказа либо документы об отводе из медицинской организации в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.
Яранкина Н.С. в установленные сроки не вакцинировалась, сертификат о ранее проведенной вакцинации или медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации либо справку о перенесенном заболевании COVID-19 не представила.
По пояснениям Яранкиной Н.С. в судебном заседании, она не имеет противопоказаний к вакцинации.
Профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 проводятся лицам, не имеющим медицинских противопоказаний на момент осмотра (п.4 временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н).
Наличие антител к инфекции при отсутствии противопоказаний не освобождает от обязательной вакцинации.
В перечне медицинских противопоказаний для вакцинации наличие антител не значится.
Во Временных методических рекомендациях «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 15 (22.02.2022)» указано: выявление антител к SARS-CoV-2 имеет вспомогательное значение для диагностики текущей инфекции и основное для оценки иммунного ответа на текущую или перенесенную инфекцию. Решение о тестировании на антитела к SARS-CoV-2 принимается лечащим врачом индивидуально, исходя из клинической целесообразности.
Должность Яранкиной Н.С. не предполагает выполнению ею своих трудовых обязанностей дистанционно.
Приказом начальника вагонного участка Ульяновск-структурного подразделения Куйбышевского филиала - открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы» Яранкина Н.С. была отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы.
Основанием для отстранения истца от работы явилось поручение первого заместителя генерального директора АО «ФПК» «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19» от ДД.ММ.ГГГГ №.
С данным приказом Яранкина Н.С. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
Поскольку Яранкина Н.С не представила работодателю АО «ФПК» документы, которые указаны в поручении первого заместителя генерального директора АО «ФПК» и, которые необходимые для допуска к работе, а, учитывая, что в соответствии с требованиями, как главного государственного санитарного врача по Ульяновской области, так и требованиями главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту, работодатель АО «ФПК» вправе отстранить от работы работника организации в случае отсутствия у него вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), соответственно данное юридическое лицо вправе требовать от всех работников прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы, то правовых оснований для признания незаконным вышеуказанного приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отстранения истца от работы без сохранения заработной платы - не имеется.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей Яранкиной Н.С. при установленных обстоятельствах, учитывая характер и особенности ее трудовой функции в сфере пассажирских перевозок, не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам статьи 76 Трудового кодекса РФ, то ответчик АО «ФПК» законно и обоснованно не начисляет и не выплачивает истцу заработную плату.
Доводы истца о том, что ее работа в должности проводника пассажирского вагона АО «ФПК» не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, в связи с чем она не подлежала отстранению от работы, не могут быть признаны обоснованными и опровергаются вышеизложенными установленными судом обстоятельствами и нормативными положениями.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец в силу п.п.1 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░