Дело № 2-451/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Чадан 16 июня 2016 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе судьи Кочнёвой А.Ш., при секретаре Ондар А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва об обязании принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в городском поселении город Чадан либо путем развития других форм дошкольного образования, таких как семейный детских сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор,
с участием представителя истца Серендук Б.Р., представителя ответчика Саая С.С.,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва обратился в суд с иском к администрации Муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва (далее администрация Дзун-Хемчикского кожууна) об обязании принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в городском поселении город Чадан либо путем развития других форм дошкольного образования, таких как семейный детских сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор, указывая на то, что проверкой установлено, что на территории Дзун-Хемчикского района новые здания детских садов не строились, движение очереди по устройству детей в детские сады в основном происходили за счет открытия дополнительных групп и мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района, что повлекло их переполнение. В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В Дзун-Хемчикском кожууне Республики Тыва в очереди для устройства детей в детские сады состоят 696 детей. Из них в очереди по г.Чадан – 533 детей. Из общего количества детей до 1 года в очереди состоят 124 детей, до 1,5 лет – 95 детей, от 1,5 до 2 лет – 97 детей, от 2 до 3 лет – 118 детей, от 3 лет до 4 лет – 94 детей, от 4 лет до 5 лет – 93 детей, от 5 лет до 6 лет – 59 детей, от 6 до 7 лет – 16 детей. Таким образом, в нарушение ст.43 Конституции Российской Федерации дети, достигшие возраста предоставления им бесплатного дошкольного образования, до настоящего времени не обеспечены дошкольным образованием, по причине отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждения района, а также по причине бездействия со стороны администрации Дзун-Хемчикского кожууна по строительству новых дошкольных учреждений. Просит обязать принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в городском поселении город Чадан, также путем развития других форм дошкольного образования, таких как семейный детских сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор, в течение 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда.
Истец уточник исковые требования, просит обязать принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в городском поселении город Чадан или путем развития других форм дошкольного образования, таких как семейный детских сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор, в течение 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца Серендук Б.Р. иск поддержала и просила удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Представитель ответчика Саая С.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что у ответчика денежные средства для строительства нового здания детского сада в городском поселении город Чадан отсутствуют и на 2016-2018 годы не предусмотрены. В бюджете муниципального района на 2-16 год предусмотрено 107 614,7 рублей на развитие дошкольного образования. По заключению государственной экспертизы на строительство детского сада на 280 мест в г.Чадан необходимо 191 603, 04 рублей. Дополнительно введено 255 мест. С апреля 2016 года начали работать консультативные пункты, субботние дни, привлекают детей, которые не посещают детские сады, во всех дошкольных учреждениях.
Представитель третьего лица, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 8 Закона Республики Тыва от 21 июня 2014 года №2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва», также пунктом 11 части 1 статьи 8 Устава муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва предусмотрено, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в форме посещения детей в возрасте от нуля до семи лет дошкольной образовательной организации.
Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. №5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных организациях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
Между тем, администрацией Дзун-Хемчикского кожууна по состоянию на 16 июня 2016 года обязанность по обеспечению 696 детей в возрасте от 0 до 7 лет местом в дошкольных образовательных учреждениях не исполнена, чем нарушено конституционные права детей на бесплатное дошкольное образование.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что довод истца о том, что права детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, на получение бесплатного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации нарушены, подтвержден и обоснован.
Доказательств, подтверждающих принятие исчерпывающих мер по обеспечению детей возможностью получения дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, администрацией не представлено.
Между тем суд, учитывая то, что решение вопросов в сфере образования относится исключительно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и эти вопросы имеют местное значение, считает недопустимым возлагать на орган местного самоуправления совершение определенных действий для обеспечения права детей на получение бесплатного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации, поскольку обеспечение доступности дошкольного образования в форме посещения детей дошкольной образовательной организации является дискреционным полномочием органа местного самоуправления. Ответчик вправе по своему усмотрению выполнять возложенные на него обязанности и осуществлять полномочия по обеспечению права детей на получение дошкольного образования в дошкольной образовательной организации и сокращению очередности в дошкольные образовательные организации, будь то строительство нового здания под детский сад, либо открытие дополнительных муниципальных дошкольных образовательных организаций и создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Ссылка ответчика на отсутствие денежных средств, а также на предпринятые меры по сокращению очередности в дошкольные образовательные организации, не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей по организации предоставления детям дошкольного образования. Для реализации вышеуказанного права органы местного самоуправления обязаны принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. Администрацией не представлено доказательств подтверждающих принятие исчерпывающих мер по обеспечению детей возможностью получения дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях.
Таким образом, с учетом принципа диспозитивности, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению частичности, а именно в части возложения на ответчика обязанности принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск заместителя прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва удовлетворить частично.
Обязать администрацию Муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2016 года.
Судья А.Ш. Кочнёва