Решение по делу № 33-3928/2020 от 21.05.2020

судья Бирюкова М.М. дело № 33- 3928/2020 (№2-120/2020)

    УИД 22RS0066-01-2019-003483-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

23 июня 2020 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего    Вегель А.А.,

судей    Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,

при секретаре Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года по делу

по иску прокурора г. Бийска Алтайского края в интересах <ФИО 1> к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Городская детская больница г. Бийск» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Бийска Алтайского края в интересах <ФИО 1> обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Городская детская больница г.Бийска», в котором, с учетом уточнения требований просил обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить <ФИО 1> ДД.ММ.ГГ года рождения, за счет средств регионального бюджета изделиями медицинского назначения – инсулиновыми иглами (150 шт. в месяц) до момента отмены применения препаратов по медицинским показаниям; КГБУЗ «Городская детская больница г.Бийска» выдавать рецепты на бесплатное обеспечение ФИО 1> изделиями медицинского назначения – инсулиновыми иглами (150 шт. в месяц) до момента отмены применения препаратов по медицинским показаниям.

В обоснование требований указал, что ФИО 1>. страдает сахарным диабетом <данные изъяты>, имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями за счет средств краевого бюджета. ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ <ФИО 1>. предоставила в АКГУП «Аптека № 113, г. Бийск» рецепты на получение инсулиновых игл, которые не были ей предоставлены по причине отсутствия. Кроме того, согласно медицинским документам, несовершеннолетней <ФИО 1> рекомендована инсулинотерапия в базисно-болюсном режиме, при этом в случае повышения уровня сахара крови рекомендованы дополнительные уколы инсулина. В связи с чем, нуждаемость несовершеннолетней в инсулиновых иглах с учетом пояснения лечащего врача и иных представленных медицинских документов составляет 150 игл в месяц.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года исковые требования прокурора г.Бийска удовлетворены и постановлено:

Обязать КГБУЗ «Городская детская больница г. Бийск» выдавать <ФИО 1> ДД.ММ.ГГ года рождения, рецепты на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения – инсулиновыми иглами (150 шт. в месяц) до момента отмены применения препаратов по медицинским показаниям.

Обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечивать <ФИО 1> ДД.ММ.ГГ года рождения, за счет средств регионального бюджета изделиями медицинского назначения - инсулиновыми иглами (150 шт. в месяц) до момента отмены применения препаратов по медицинским показаниям.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Алтайского края просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование доводов на то, что <ФИО 1>. обеспечена в полном объеме необходимыми изделиями медицинского назначения в количестве 960 шт. При этом, выделение денежных средств на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Кроме того, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется по утвержденной форме рецептурного бланка, которым выписной эпикриз не является. Согласно документам, приложенным к исковому заявлению, Плехова Е.А. отказалась от получения игл по рецептам от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ. Со ссылкой на ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации.

В письменных возражения прокурор города Бийска, прокурор, участвовавший в суде первой инстанции, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Алтайского края Елманов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Текутьева Я.В., Плехова Е.А., ФИО 1>. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 Закона № 323-ФЗ указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с указанным Перечнем, лицам, страдающим сахарным диабетом, инсулиновые шприцы и иглы к ним отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В силу п. 2.1.1. Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Министерство осуществляет льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан в соответствии с действующим законодательством.

Материалами дела установлено, что <ФИО 1>. страдает сахарным диабетом <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГ жизненно-необходимыми лекарственными препаратами является инсулин, для постановки которого девочка должна обеспечиваться иглами к шприц-ручкам, потребностью 120 штук в месяц.

ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ при обращении в АКГУП «Аптека №113, г. Бийск» с рецептами на получение инсулиновых игл ***, <ФИО 1> отказано в их получении в необходимом количестве по причине отсутствия, рецепту присвоен статус – «отложенный спрос».

Указанные иглы выданы в необходимом количестве ДД.ММ.ГГ, в период разрешения данного спора.

Из представленных в материалы дела выписок из историй болезни несовершеннолетней (КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» от ДД.ММ.ГГ; КГБУЗ «Городская детская больница, г. Бийск», ГБУЗ Новосибирской области «Детская городская клиническая больница ***» от ДД.ММ.ГГ), следует, что <ФИО 1>. нуждается в расходных материалах – инсулиновых иглах, с учетом подколок инсулина из-за имеющих место случаев повышения показателей сахара крови в течение дня.

Из объяснений лечащего врача <ФИО 1><ФИО 2> следует, что ДД.ММ.ГГ несовершеннолетняя получала лечение инсулинотерапией 3 раза в день по 10 ед., 1 раз в день – 16 ед., что составляет 4 основные инъекции инсулина. При повышении сахара крови выше 12 ммоль ей требуется 1-2 инъекции инсулина в течение суток. Учитывая указанные сведения, ФИО 1> в среднем в сутки требуется 5 игл, а в месяц – 150 шт.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждена нуждаемость <ФИО 1> в расходных материалах – инсулиновых иглах в размере 150 шт. в месяц, Вместе с тем, выписка изделий медицинского назначения лечебным учреждением производилась исходя из потребности в 120 инсулиновых иглах в месяц, без учета подколок в случаях повышения уровня сахара крови в течение дня. Данные нарушения прав истца в области обеспечения изделиями медицинского назначения являются достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований истца.

Указанные выводы мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными, судебной коллегией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии бюджетных денежных средств для обеспечения материального истца изделиями медицинского назначения в большем объеме, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку превышение нормативов финансовых затрат в месяц по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными средствами не может исключить права истца на охрану здоровья и бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, гарантированными Конституцией Российской Федерации.

При этом суд первой инстанции при постановке решения правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения <ФИО 1> бесплатно изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края.

Указание в жалобе на то, что обеспечение необходимым количеством лекарственных препаратов для медицинского назначения возможно только по рецептурным бланкам, в связи с чем, в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований для признания ответчика виновным в необеспечении <ФИО 1>. необходимым количеством инсулиновых игл, не имеется, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку исходя из постановленного решения на КГБУЗ «Городская больница г.Бийска» возложена соответствующая обязанность выдавать <ФИО 1> рецепты на бесплатное обеспечение инсулиновыми иглами в размере 150 шт. в месяц.

Отказ в получении <ФИО 1> инсулиновых игл в меньшем количестве, чем указано в рецептах от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, не может служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку, материальный истец обладает правом на предоставление лекарственных препаратов в рекомендованных лечащим врачом дозировках и количестве.

Кроме того, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», в соответствии с п.2.7 раздела II которого, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Вместе с тем, согласно распечатке обеспечения пациента полученными медикаментами, предоставленной АКГУП «Аптека № 113, г.Бийск», отпуск инсулиновых игл по рецептам от указанных дат произведен ДД.ММ.ГГ.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3928/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Плехова Е.А.
Прокурор г. Бийска
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
КГБУЗ Городская детская больница г. Бийск
Другие
Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула
КГУП "Аптека № 113, г.Бийск"
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
25.05.2020Передача дела судье
23.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Передано в экспедицию
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее