именем Российской Федерации
г. Олонец 24 апреля 2018 года
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Мерлиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Александра Анатольевича к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Олонецкого района» (далее в том числе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Олонецкого района) о перерасчете размера предоставленной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика недополученной субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 25 836 руб. 05 коп, мотивируя свои требования тем, что семья истца признана малоимущей, в связи с чем ей полагается субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с «Правилами о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее Правила) и статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
В очередной раз ответчиком истцу была назначена субсидия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 1614 .... коп. ежемесячно (по фактическим расходам за хх.хх.хх г..).
Размер данной субсидии не соответствовал фактически понесенным расходам и был произведен с нарушением вышеуказанных правил. Так в соответствии с п. 20 Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Фактически понесенные истцом расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (электроэнергия) составили: хх.хх.хх г. .... коп., хх.хх.хх г. .... коп., хх.хх.хх г. .... коп., хх.хх.хх г. .... коп.
Соответственно п. 20 Правил, размер выплаченной субсидии должен был определяться помесячно, согласно фактически понесенным расходам.
Определением мирового судьи судебного участка Олонецкого района от хх.хх.хх г. к производству суда приняты дополнительные требования о перерасчете размера предоставленной субсидии за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с учетом требований п. 27(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заявляя настоящие требования, истец со ссылкой на п. 20 и п. 27(1) Правил указал, что размер субсидии исчисляется помесячно и сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период.
Определением мирового судьи судебного участка Олонецкого района от хх.хх.хх г. гражданское дело передано по подсудности в Олонецкий районный суд.
Определением Олонецкого районного суда занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г. к производству суда приняты уточненные требования истца. Истец просит обязать произвести перерасчет размера предоставленной ему субсидии за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с учетом положений п. 20 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В судебном заседании истец и его представитель Пантелеев А.В., действующий на основании устного заявления истца, уточненные исковые требования о возложении на ГКУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» обязанности произвести перерасчет размера предоставленной истцу субсидии за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с учетом п. 20 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» поддержали по доводам изложенным в иске и дополнении к нему, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Пименова И.А., действующая на основании доверенности с иском не согласилась, представила отзыв в котором указала, что субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг представляются в соответствии с «Правилами предолставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 и статьи 159 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8(б) Правил, граждане для получения субсидии предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
хх.хх.хх г. Комаров А.А. обратился в Центр с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных платежей в отношении жилого помещения расположенного по адресу: ...., предоставив все предусмотренные законом документы для определения размера такой субсидии.
По заявлению Комарова А.А. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от хх.хх.хх г. №, ему была назначена субсидия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по фактическим расходам за хх.хх.хх г..
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в соответствии с п. 27 Правил).
На момент обращения за субсидией фактические расходы Комарова А.А. составили .... коп., поэтому субсидия была назначена в указанном размере.
В соответствии с п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 28 Правил производится в следующих случаях: 1. при изменении региональных стандартов; 2. при изменении размеров действующих в субъекте РФ прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп.
Иных оснований для осуществления гражданину перерасчета средств субсидии Правилами не предусмотрено.
Ответчик обращает внимание, что в соответствии с пунктами 23-24 Правил размер фактической оплаты жилищно-коммунальных услуг, которую граждане осуществляют ежемесячно, в расчете субсидии не участвует и учитывается только в случае, когда размер рассчитанной субсидии оказывается больше фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 26.08.2015 № 27294-ЕС/04).
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирован и проживает с семьей по адресу ...., собственником которого является он. Истец является получателем субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг. Семья истца состоит из .... человек, в том числе, истец, его супруга ФИО1, сын ФИО2, сын ФИО3
хх.хх.хх г. Комаров А.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных платежей в отношении жилого помещения расположенного по адресу: ..... По заявлению Комарова А.А. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от хх.хх.хх г. №, ему была назначена субсидия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по фактическим расходам за хх.хх.хх г. в сумме .... коп. в месяц.
хх.хх.хх г. Комаров А.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных платежей в отношении жилого помещения расположенного по адресу: ..... По заявлению Комарова А.А. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от хх.хх.хх г. №, ему была назначена субсидия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по фактическим расходам за хх.хх.хх г. года в сумме .... коп. в месяц.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидии и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в пункте 2 которых содержатся положения, аналогичные положениям части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 41 названных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Возражая относительно требований истца ГКУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» исходит из того, что расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится исходя из данных о расходах на такие услуги за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, в рассматриваемом случае - хх.хх.хх г..
Суд полагает, что изложенные выводы основаны на неправильном применении положений Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
Порядок определения размера субсидии урегулирован разделом IV Правил.
Данный раздел имеет ряд формул, по которым уполномоченный орган должен производить расчет. Применение той или иной формулы зависит от соотношения дохода семьи и прожиточного минимума, при этом в каждом случае размер субсидии рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, количества лиц, входящих в состав семьи заявителя; регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи.
С учетом изложенных положений Правил ответчиком не учтено, что зависимость размера субсидии от суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц нормативно не установлена.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями содержащимся в письме Минстроя России от 26.08.2015 № 27294-ЕС/04 в соответствии с пунктами 23 - 24 Правил размер фактической оплаты жилищно-коммунальных услуг, которую граждане осуществляют ежемесячно, в расчете субсидии не участвует и учитывается только в случае, когда размер рассчитанной субсидии оказывается больше фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В связи с изложенным требование истца о перерасчете субсидии с учетом положений ст. 20 Правил являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 28 Правил производится только в случая изменения региональных стандартов и изменения размеров прожиточного минимума не может быть учтен судом, так как иск предъявлен Комаровым А.А. в защиту своих прав нарушенных ввиду искажения ответчиком порядка расчета субсидии, что явно свидетельствует о допущенной ошибке.
В соответствии с п. 50 Правил в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяц, следующий за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.
В силу ст. 98 ГПК РФс ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Олонецкого района» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Олонецкого района» произвести перерасчет размера предоставленной Комарову Александру Анатольевичу субсидии за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с учетом положений п. 20 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
Взыскать с государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной защиты Олонецкого района» в пользу Комарова Александра Анатольевича государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Хольшев А.Н.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 25 апреля 2018 г.