Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2014 ~ М-40/2014 от 12.05.2014

Дело № 2-44/2014 г.                <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2014 года                                                                                  город Петрозаводск

Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Писарева В.В., при секретаре Фазыловой Е.А., с участием заявителя Шапошникова В.В., его представителя адвоката Шлыкова Н.М., рассмотрел в помещении суда, в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Шапошникова В.В. об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Республике Карелия - г.Петрозаводск № 10-21/0002 от 27 января 2014 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, -

установил:

Шапошников В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить оспариваемое решение федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Республике Карелия - г.Петрозаводск (далее - ФГКУ Западное РУЖО МО РФ ) № 10-21/0002 от 27 января 2014 г.

В судебном заседании Шапошников В.В. и его представитель заявленные требования поддержали полностью. При этом заявитель пояснил, что до 00.00.0000 он проходил военную службу по контракту в должности <данные изъяты>, в настоящее время уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части. По месту службы в гарнизоне <данные изъяты> он обеспечен жильем по установленной норме, то есть, более 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. Проживает <данные изъяты> в <данные изъяты> комнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>. При увольнении с военной службы Шапошников В.В. изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением в избранном месте жительства в г.<адрес>. Однако оспариваемым решением заявителю отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - ДСН) на основании п.3 ст.53 Жилищного кодекса РФ. С данным решением Шапошников не согласен, считает, что таким решением нарушается его право на жилище, поскольку проживая в квартире по месту службы, и получив в порядке наследования жилое помещение в г.Курске, а затем продав его, он не создал для себя условий, которые влияют на ухудшение им жилищных условий своей семьи. Занимаемую же 2-х комнатную квартиру по месту службы он готов освободить при предоставлении жилья в избранном месте жительства.

Представитель ФГКУ Западное РУЖО МО РФ (по доверенности) Борисов Е.А. в своем письменном отзыве на заявление просит рассмотреть гражданское дело в своё отсутствие. При этом с требованиями Шапошникова В.В. не согласен. Ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ и других нормативных правовых актов, считает принятое решение № 10-21/0002 от 27 января 2014 г. законным и обоснованным, поскольку Шапошниковым В.В. при обращении с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН, достоверные сведения о наличии (отсутствии) у него жилых помещений, принадлежащих на праве собственности военнослужащему или членам его семьи, в частности, квартиры <данные изъяты>, отчужденной заявителем <адрес>, не представлены.

Заслушав объяснение заявителя, его представителя, исследовав представленные доказательства, военный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из контракта о прохождении военной службы, заключенного Министерством обороны Российской Федерации с заявителем, военнослужащий Шапошников В.В. добровольно дает обязательство служить по контракту на условиях, установленных действующим законодательством о порядке прохождения военной службы. При этом, МО РФ гарантирует соблюдение в отношении заявителя прав и реализацию льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Согласно справкам командира войсковой части <данные изъяты> от <адрес> <данные изъяты> Шапошников В.В., проходит военную службу по контракту и находится в распоряжении командира войсковой части <данные изъяты>, подлежит увольнению с военной службы с зачислением в запас по <данные изъяты> в 2013 году. Имеет выслугу лет в календарном исчислении более <данные изъяты> лет, состав семьи заявителя 3 человека: он, жена - Ш.Е.В.; сын - Ш.А.В.

Из ордера от 00.00.0000 выданного Шапошникову В.В. следует, что ему на состав семьи их <данные изъяты> человек (он, жена, сын) предоставлена <данные изъяты> комнатная <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: гарнизон <данные изъяты> (<адрес>-1, <адрес>).

Согласно лицевому счету квартиросъемщика (форма № 36) Шапошников В.В. является квартиросъемщиком жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>-1, <адрес>, в котором совместно с заявителем проживают члены его семьи: жена - Ш.Е.В. с 00.00.0000 г.; сын - Ш.А.В. с 00.00.0000 г.

Регистрация Шапошникова В.В. и членов его семьи по указанному выше адресу подтверждается справкой (форма № 9) администрации гарнизонного сельского поселения от 00.00.0000 , а также копиям паспортов граждан РФ Шапошникова В.В. и его жены Ш.Е.В.

Из копии свидетельства о праве на наследство по завещанию от 00.00.0000 видно, что Шапошников В.В. является наследником <данные изъяты> комнатной квартиры , находящейся в городе <адрес>, размером общей площади <данные изъяты> кв.м., принадлежащей наследодателю на праве собственности.

Договором купли-продажи, передаточным актом от 00.00.0000 и данными реестра (ЕГРП) от 00.00.0000 подтверждается, что Шапошников В.В. продал <данные изъяты> комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данная сделка зарегистрирована 00.00.0000

Положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, устанавливают право каждого на жилище. При этом, Конституция РФ предписывает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.

В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

Согласно подп. «и» п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. «а» п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. «а» п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. № ВКПИ01-01, вынесенного в порядке гл. 24 ГПК РФ.

В соответствии с ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Эта норма, препятствующая получению жилого помещения по договору социального найма, также закреплена в п.4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 (далее - Инструкция).

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 54. ЖК РФ допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, либо представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также не истек предусмотренный ст. 53 ЖК срок.

Как следует из содержания подп. «и» п.1 вышеназванной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН, они подают заявление к которому прикладываются, в частности и документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (далее - сведения) по рекомендуемому образцу (приложение 2 к Инструкции).

По смыслу указанных правовых норм военнослужащий не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН, при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 52, 53, 54 ЖК РФ.

Согласно заявлению, поданному Шапошниковым В.В.в в ФГКУ Западное РУЖО МО РФ 00.00.0000 г., заявитель просит принять его на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН в соответствии со ст.52 ЖК РФ на состав семьи из 2-х человек.

Из раздела I вышеназванных сведений, составленных Шапошниковым В.В. 00.00.0000 г., приложенных им к своему заявлению, и представленных в ФГКУ Западное РУЖО МО РФ видно, что в пользовании заявителя находится <данные изъяты> комнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>-1, <адрес>.

При этом в разделе IV сведений о ранее занимаемых жилых помещениях по ДСН и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности за последние пять лет до даты заполнения этих сведений, какая-либо информация Шапошинковым В.В. не указана.

Иным способом указанные сведения о владении <данные изъяты> комнатной квартирой по адресу: РФ, <адрес> отчужденной им по сделке зарегистрированной 00.00.0000, Шапошников В.В. жилищному органу Минобороны России не представил, ни при обращении со своим заявлением от 00.00.0000 г., ни в дальнейшем до принятия оспариваемого решения.

В судебном заседании заявитель Шапошников В.В. пояснил, что в настоящее время занимаемая его семьей квартира жилищным органов Минобороны России им не сдана и в ней продолжают быть зарегистрированы и проживают он, его жена и сын. При этом заявитель не смог дать пояснения того, почему им не были представлены в ФГКУ Западное РУЖО МО РФ обязательные сведения о владении <данные изъяты> комнатной квартирой по адресу: РФ, <адрес> отчужденной им по сделке, зарегистрированной 00.00.0000.

В соответствии с пп. 5, 6 Инструкции установлен определенный порядок действий уполномоченного жилищного органа Минобороны России или его структурного подразделения по принятию решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пп. 1.9 и 2.2.5. Положения о территориальном отделении в Республике Карелия - г.Петрозаводск ФГКУ «Западрегионжилье», утвержденного приказом начальника данного государственного учреждения от 12.10.2012 г. № 01-05/100, начальник отделения уполномочен осуществлять вынесение решений о принятии на учет (об отказе в принятии) нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Из решения ФГКУ Западное РУЖО МО РФ № 10-21/0002 от 27 января 2014 г. видно, что Шапошникову В.В. и его супруге - Ш.Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по ДСН, в соответствии с п.3 ст.54 ЖК РФ и п.4 Инструкции на основании того, что заявителем представлены документы, не подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, данное решение жилищного органа Минобороны России принято уполномоченным должностным лицом, в соответствии с установленным порядком его оформления и на основании положений жилищного законодательства.

Учитывая, что заявитель не выполнил обязательное условие по предоставлению ФГКУ Западное РУЖО МО РФ документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок со дня совершения Шапошниковым В.В. действий по отчуждению принадлежащего ему жилого помещения по адресу: РФ, <адрес>, то у жилищного органа Минобороны России не имелось оснований для вынесения решения о принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях по ДСН по избранному месту жительства в <адрес>, а поэтому должностным лицом ФГКУ Западное РУЖО МО РФ заявителю правомерно отказано в принятии его на данный учет.

Таким образом, суд признает заявленные Шапошниковым В.В. требования необоснованными, а его заявление подлежащим отказу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд, -

решил:

В удовлетворении заявления Шапошникова В.В. об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Республике Карелия - г.Петрозаводск № 10-21/0002 от 27 января 2014 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий                                                                      В.В.Писарев                               

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>                         

2-44/2014 ~ М-40/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шапошников Владимир Владимирович
Другие
Шлыков Николай Михайлович
ТО в РК г. Петрозаводск ЗРУЖО
Суд
Петрозаводский гарнизонный военный суд (Республика Карелия)
Судья
Писарев В.В.
Дело на сайте суда
petrozavodskygvs--kar.sudrf.ru
12.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2014Передача материалов судье
12.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2014Предварительное судебное заседание
04.06.2014Судебное заседание
05.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2014Дело оформлено
30.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее