Дело № 2-2204/2019 Судья в суде первой инстанции Фисюк О.И.
№ 33-251/2020 Судья-докладчик в суде апелляционной
Категория 2.114 инстанции Козуб Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2020 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,
при секретаре - Малаховой Н.В.,
с участием:
представитель истца - Тебенькова А.Н.,
ответчика - Лазаревой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Лазаревой Е. Н. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 октября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» к Лазаревой Е. Н. о взыскании задолженности по оплате за предоставление услуг по отоплению, пени,
УСТАНОВИЛА:
Истец ГУПС «Севтеплоэнерго» обратился в суд с иском к ответчику Лазаревой Е.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг – платы за теплоснабжение в размере 50 774 рубля 18 копеек, образовавшейся за период с 01.01.2015 года по 31.05.2019 года, пени в размере 15 829 рублей 65 копеек за период с 11.02.2015 года по 31.05.2019 года, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 198 рублей, мотивируя исковые требования тем, что ответчиком обязанность по внесению оплаты за представленные ему услуги по отоплению <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01.01.2015 года по 31.05.2019 года не исполняется. Отсутствие письменного договора между истцом и ответчиком не свидетельствует о не предоставлении услуг по теплоснабжению, и не освобождает ответчика от внесения платы за предоставленные услуги по теплоснабжению в спорный период.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 октября 2019 года исковые требования ГУПС «Севтеплоэнерго» к Лазаревой Е.Н. о взыскании задолженности по оплате за предоставление услуг по отоплению, пени удовлетворены. С Лазаревой Е.Н. в пользу ГУПС «Севтеплоэнерго» взыскана задолженность за предоставленные услуги по теплоснабжению в размере 50 774 рубля 18 копеек за период с 01.01.2015 года по 31.05.2019 года, пеня в размере 15 829 рублей 65 копеек за период с 11.02.2015 года по 31.05.2019 года, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 2198 рублей.
Ответчиком Лазаревой Е.Н. подана апелляционная жалоба на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 октября 2019 года, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. В жалобе ссылается на дополнительные доказательства и указывает, что ее квартира отключена от централизованной системы теплоснабжения, установлен в квартире газовый котел (автономная система) на основании технической документации, включая рабочий проект на установку газового котла, согласованный ПАО «Севастопольгаз». Указывает, что она не была извещена о дате и времени судебного заседания, назначенного на 14 октября 2019 года, не получала судебных извещений, в связи с ремонтом в доме, почтовые ящики не работали.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав доводы ответчика, возражения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Удовлетворяя исковые требования ГУПС «Севтеплоэнерго», суд первой инстанции исходил из того, что истцом обязательства по предоставлению услуг по отоплению выполняются надлежащим образом, однако ответчиком оплата по оплате услуг за отопление за период с 11.02.2015 года по 31.05.2019 года не вносилась.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судебным разбирательством установлено, что ответчик Лазарева Е.Н. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный <адрес> подключен к централизованной системе теплоснабжения КП "Севтеплоэнерго" СГС.
Распоряжением Правительства Севастополя от 30 апреля 2015 года № 356-РП "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПС "Севтеплоэнерго", имущество КП "Севтеплоэнерго" СГС передано ГУПС "Севтеплоэнерго" и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно акту обследования системы центрального отопления (ЦО) комиссией от 18 октября 2014 года, квартира ответчика отключена от централизованной системы теплоснабжения путем демонтажа радиаторов, транзитные стояки заизолированы. Целостность системы ЦО не нарушена. Акт составлен по факту отсутствия в квартире системы ЦО. Альтернативным источником отопления является газовый котел.
20 ноября 2014 года ПАО «Севастопольгаз» выданы ответчику технические условия №10-1883 на проектирование и установку газового отопительного котла с герметичной камерой сгорания, взамен ранее установленного.
Из положений частей 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе и отопление).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что квартира отключена от системы ЦО, в связи с чем, требования о взыскании задолженности за оплату не потребляемой услуги не обоснована, подлежит отклонению, ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении» потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию, теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (далее - Правила) предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункты «в, е» пункт 35).
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Следовательно, только решение органа местного самоуправления о согласовании переустройство жилого помещения, выданное на основании представленных заявителем документов, в том числе проекта переустройства (пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ), является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя согласовывают переустройство и перепланировку жилых помещений и определяют порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений пункты 10, 11).
Порядок согласования проведения переустройства и перепланировки жилых помещений определен Постановлением Правительства города Севастополя от 19 ноября 2015 года №1074-ПП «Об утверждении требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя», в котором, в частности, пунктом 2.6 установлено, что проектная документация в части, касающейся перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна быть разработана с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального Закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Однако ответчиком не представлено доказательств обращения в органы местного самоуправления за получением разрешения на проведение работ по отключению квартиры от системы центрального отопления, наличия проектной документации в части, касающейся отключения централизованного отопления в жилом помещении, получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и согласования приема в эксплуатацию, произведенного переустройства квартиры.
Согласование в установленном порядке подключения квартиры ответчика к газоснабжению не исключает необходимость получения согласований при отключении квартиры от теплоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Доказательств направления соответствующего уведомления в адрес теплоснабжающей организации ответчиком не представлено, акт обследования системы ЦО от 18 октября 2014 года таким уведомлением не является.
Учитывая изложенное, отсутствие доказательств соблюдения ответчиком порядка отключения квартиры от сетей централизованного отопления в связи с отказом от централизованного теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления истцом платы за коммунальную услугу по отоплению.
Статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Также подлежит отклонению довод жалобы о том, что ответчик Лазарева Е.Н. о дате и времени судебного заседания, назначенного на 14 октября 2019 года, не была извещена.
23 августа 2019 года в адрес ответчика Лазаревой Е. Н. по адресу: <адрес>, была направлена судебная повестка. Однако, ответчик не предпринял меры для получения судебной корреспонденции суда, конверт с судебной повесткой возвращен почтовым отделением в суд без вручения адресату. В качестве причины невручения конверта указан «истек срок хранения». Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин неполучения в отделении связи поступившей в его адрес почтовой корреспонденции, не представлено.
Оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Лазаревой Е. Н. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 октября 2019 года оставить без удовлетворения.
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 октября 2019 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
А.С.Сулейманова