Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2082/2020 ~ М-1848/2020 от 10.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2082/2020 по административному исковому заявлению Кулагина Олега Львовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности,

установил:

Кулагин О.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административный истец обратился с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности. Распоряжением от 14.04.2020 № РД-518 в заключении соглашения отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, а также в связи с возможностью образования самостоятельного земельного участка с установлением сервитута на земельные участки, смежные с землями общего пользования. С таким решением административный истец не согласен, указывает, что в соответствии с дежурной публичной картой испрашиваемый земельный участок расположен за пределами зоны санитарной охраны, более того, Департаментом управления имуществом в отношении смежного земельного участка 28.07.2017 была утверждена схема расположения аналогичного земельного участка. Формирование самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям закона, в указанном месте невозможно, так как испрашиваемый земельный участок со всех сторон окружен сложившимися землепользованиями, изменение его конфигурации приведет к нарушению границ смежных земельных участков.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 14.04.2020 № РД-518 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать административного ответчика заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности административного истца, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ "Полет", ООО "Самарские коммунальные системы", МП г.о. Самара "Самараводоканал".

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Екатеринин И.И. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Горшков М.А. просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо МП г.о. Самара "Самараводоканал" просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменный отзыв (л.д.44-48).

Заинтересованные лица СНТ "Полет", ООО "Самарские коммунальные системы" представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела надлежаще извещены. На основании ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 741 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для садоводства, кадастровый номер (л.д.14-23).

18.03.2020 административный истец в лице представителя обратился в адрес Главы г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 741 кв.м и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 209 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 950 кв.м (л.д. 12).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 14.04.2020 № РД-518 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 9, пп. 11 п. 9 ст. 39.29, подп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 №302, а также в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и в ЕГРН, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с установлением сервитута на земельные участки, смежные с землями общего пользования (л.д. 9-10).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, названное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Одним из требований к образуемым и измененным земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования. Так, статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута. Пунктом 26 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

Также в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), в которой расположен испрашиваемый земельный участок, предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства составляет 300 кв.м.

Вместе с тем, из материалов дела не следует, что на рассматриваемой территории возможно образование самостоятельного земельного участка площадью не менее 300 кв.м с доступом к территории общего пользования.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 209 кв.м с двух сторон граничит с земельными участками, сведения о которых в ЕГРН содержатся как уточненные, с двух других сторон земельный участок граничит с земельным участком, схема расположения которого утверждена распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 28.07.2017 №862 (в редакции распоряжения от 08.02.2019 №86). Проход (проезд) к территории общего пользования отсутствует, земельный участок «окружен» смежными земельными участками (л.д.12, 13, 47).

Согласно заключению кадастрового инженера Дубровкиной Ю.Ф. от 13.07.2020 в фактическом пользовании Кулагина О.Л. находится земельный участок площадью 950 кв.м. Конфигурация испрашиваемого земельного участка, сформирована с учетом сложившихся землепользований, изменение контура испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению границ сложившихся смежных земельных участков (л.д. 67-68).

Доказательства наличия возможности установления сервитута для обеспечения прохода (проезда) к испрашиваемому земельному участку через соседние земельные участки, не представлены.

Учитывая изложенное, суд считает, что доводы Департамента о возможности формирования самостоятельного земельного участка на данной территории являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в перераспределении земельных участков.

Другое обстоятельство, явившееся основанием для отказа в перераспределении земельных участков, а именно, расположение испрашиваемого земельного участка в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора нашло своё подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 №302 установлена зона санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 2 МП г. Самары "Самараводоканал" (Студеный овраг). Границы второго и третьего поясов совпадают и проведены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды - на расстояние 750 метров (л.д.78-80).

Испрашиваемый земельный участок полностью попадает в границы второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, что подтверждается схемой расположения земельного участка, представленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (л.д.65), сведениями из ИСОГД г.о. Самара в виде служебной записки Департамента (л.д. 44), а также выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара в отношении смежного земельного участка (л.д. 98-99).

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Такой федеральный закон в отношении земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Учитывая запрет на передачу в частную собственность земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора, решение Департамента об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по указанному основанию соответствует закону.

Доводы представителя административного истца о том, что сведения о границах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны водозабора не внесены в ЕГРН и не отражены в Правилах застройки и землепользования в г. Самаре, не заслуживают внимания. Проект зоны санитарной охраны и границы зоны санитарной охраны утверждены и установлены уполномоченным органом исполнительной власти. Само по себе отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о зоне санитарной охраны не может служить основанием для несоблюдения ограничений, определенных для данной зоны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (определение Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 18-КГ18-121).

То обстоятельство, что земельный участок расположен на территории существующего дачного массива, земли которому выделены из земель лесного фонда под индивидуальное жилищное строительство, не свидетельствует о незаконности решения административного ответчика. При установленных обстоятельствах какое-либо иное решение не могло быть им принято.

Учитывая изложенное, оснований для признания распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 14.04.2020 № РД-518 незаконным и возложения на административного ответчика обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кулагина Олега Львовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2082/2020 ~ М-1848/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кулагин О.Л.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Морару В.К.
СНТ "Полет"
ООО "Самарские коммунальные системы"
МП г.о. Самара "Самараводоканал"
Екатеринин И.И.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация административного искового заявления
11.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2020Предварительное судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее