63RS0039-01-2020-004553-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3803/2020 по административному исковому заявлению Павловой Веры Ивановны, Рябовой Татьяны Владимировны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Павлова В.И., Рябова Т.В. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административные истцы, являясь собственниками земельного участка с кадастровым номером №:503 площадью 500 кв.м, по адресу: <адрес>, обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 189 кв.м, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего им земельного участка. Распоряжением от 19.08.2019 №РД-936 в заключении соглашения отказано со ссылкой на содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара сведения о том, что часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, а также с указанием на то, что в границах образуемого земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером №:672, сведения о правообладателях которого отсутствуют в ЕГРН.
Истцы с данным отказом не согласны, указывая, что в границах красных линий частично расположен земельный участок с кадастровым номером №:503, принадлежащий истцам, на нем же расположен жилой дом с кадастровым номером №:672. На испрашиваемом земельном участке какие-либо объекты капитального строительства отсутствуют. Указанный в распоряжении жилой дом возведен в 1975 году отцом административных истцов, перешел в их пользование в порядке наследования после смерти отца. Испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок входит в границы домовладения № по <адрес>, границы земельного участка существуют на местности 15 и более лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.08.2019 №РД-936 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение их заявления о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенностям - Арсланова И.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Нагорная С.С. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле) земельный участок с кадастровым номером №:503 площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство (л.д.13-20).
21.07.2020 административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 189 кв.м и земельного участка с кадастровым номером №:503, принадлежащего административным истцам на праве собственности. Согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка предполагается образование земельного участка площадью 689 кв.м (л.д.26).
Распоряжением от 19.08.2019 №РД-936 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ), в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, а также на основании подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что по сведениям, содержащимся в ЕГРН, на образуемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №:672, сведения о правообладателях которого отсутствуют в ЕГРН.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, образуемый земельный участок площадью 689 кв.м частично расположен в границах красных линий. При этом красная линия пересекает ту часть земельного участка, которая составляет земельный участок с кадастровым номером №:503. Земельный участок площадью 189 кв.м, испрашиваемый в порядке перераспределения, расположен вне красных линий.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара, схемой расположения земельного участка, изготовленной ООО «Земля Поволжья», чертежом красных линий, разработанных в составе документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 20.04.2017 №320-р (л.д.57).
Поскольку часть земельного участка, расположенная в красных линиях, уже находится в частной собственности истцов, а значит, не относится к территории общего пользования, их право собственности не оспорено, само по себе наличие красной линии не может служить препятствием для перераспределения земельных участков, поскольку в результате такого перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования.
Таким образом, ссылка ответчика на п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ является необоснованной.
В соответствии с подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Исходя из буквального толкования данной нормы, для ее правильного применения юридически значимым обстоятельством является установление факта нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих каким-либо иным лицам.
Согласно пояснениям представителя административного истца указанный в оспариваемом распоряжении жилой дом находится в пользовании административных истцов.
Сведений указывающих на то, что данный жилой дом находится либо может находиться в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что является условием применения подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, не представлено.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что жилой дом с кадастровым номером №:672 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №:503.
Таким образом, ссылка на подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ также является необоснованной. На земельном участке, который в результате перераспределения перейдет в частную собственность, объекты капитального строительства отсутствуют. Жилой дом расположен на земельном участке, который и до перераспределения находился в частной собственности административных истцов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 19.08.2019 №РД-936 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем требования последних о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельный участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Павловой Веры Ивановны, Рябовой Татьяны Владимировны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.08.2019 №РД-936 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Павловой Веры Ивановны и Рябовой Татьяны Владимировны от 21.07.2020 о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2020.