Дело № 2-3405/16
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Косач К.А.
с участием истца Чернышовой Е.В.
представителя ответчика Обрядина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3405/16 по иску Чернышовой Е.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о защите нарушенных пенсионных прав и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чернышова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска о защите нарушенных пенсионных прав и перерасчете пенсии.
В обоснование исковых требований истец указала, что 06 июля 2015 года ей была установлена пенсия по старости, размер назначенной ей пенсии определен с учетом оценки ее пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с отношением среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ с коэффициентом 1,2. На основании ее обращения ответчиком были даны письменные разъяснения, согласно которым размер пенсии установлен исходя из того обстоятельства, что по состоянию на 01.01.2002 она не была зарегистрирована в городе Мурманске, для назначения пенсии с более высоким коэффициентом 1,4 ей необходимо установить факт проживания в г. Мурманске, который относится к районам Крайнего Севера с 27.06.1998 по 01.01.2002. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку в указанный период фактически проживала в городе Мурманске. Данное обстоятельство подтверждается тем, что 27.06.1998 года она была принята временно на работу в детскую поликлинику № г. Мурманска на должность участкового врача педиатра на период отсутствия основного работника, 08.02.2000 переведена на должность врача участкового педиатра постоянно и уволена по собственному желанию 31.01.2011. Кроме того, в период с 14.08.1998 по 10.12.2014 она состояла на воинском учете в отделе военного комиссариата Мурманской области по г. Мурманску, так как являлась офицером запаса Вооруженных Сил СССР. ДД.ММ.ГГГГ в городе Мурманске у нее родился ребенок, медицинской карточкой которого подтверждено, что фактически она вместе со своей семьей проживала в г. Мурманске по адресу: <адрес>. Также указывает, что ее ребенок с рождения и до 2004 года наблюдался в детской поликлинике № г. Мурманска. Более того 06.09.2000 отделом ЗАГС администрации города Мурманска был зарегистрирован ее брак. Считает, что данные обстоятельства подтверждают факт ее постоянного проживания в городе Мурманске, который относится к районам Крайнего Севера, в связи с чем ей должен быть установлен коэффициент 1,4.
С учетом изложенного, просит обязать ответчика произвести оценку ее пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с отношением среднемесячной заработной плате в стране в размере 1,4. Также просит обязать ответчика назначить ей пенсию с 06.07.2015 с учетом ее пенсионных прав и произвести перерасчет пенсии за период с 06.07.2015 по настоящее время.
В судебном заседании истец Чернышова Е.В. исковые требования поддержала, по основаниям и доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика Обрядин В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что расчет размера страховых пенсий с 01.01.2015 производится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывался в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывалось в следующих размерах: не свыше 1,4 для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5. На территории г. Мурманска при установлении размеров пенсий применяется централизованно установленный районный коэффициент – 1,4. Истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 06.07.2015. Поскольку истица зарегистрирована в г. Мурманске с 10.05.2003, по состоянию на 01.01.2002, истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет, то есть не работала, решением пенсионного органа истцу произведен расчет пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране по справе о заработной плате, за период работы с 12.11.1987 по 28.02.1999 – 1,2. С учетом изложенного, считает, что оснований для перерасчета страховой пенсии не имеется.
Выслушав истца, представителя ответчика, заслушав показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела в отношении Чернышовой Е.В., суд приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. вступили в действие Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ). Применение Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 г.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентировались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая, что спорные отношения возникли между сторонами в 2015 году, суд считает, что в данном случае отношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
С 01.01.2015 расчет размера страховых пенсий с 01.01.2015 производится в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с названной статьей Закона размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости пенсионного коэффициента по следующей форме: СПст= ИПК х СПК, где СПст – страховая пенсия по старости; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК- стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата. Это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантировано выплачивается к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Частью 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Величина индивидуального пенсионного капитала определяется исходя из размера страховой части пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции от 17.12.2001) предусмотрен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
В соответствии с п. 1 названной статьи при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В целях определения расчетного размера трудовой пенсии трудовой стаж учитывается в календарном порядке до 01.01.2002.
За периоды после 01 января 2002 года расчет размера пенсии производится исходя из суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывался в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате Российской Федерации учитывалось с следующих размерах: не свыше 1.4 – для лиц, проживавших в районах и местностях, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере до 1,5.
В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной плате Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 на территории Мурманской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 06.07.2015 Чернышова Е.В., *** года рождения обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском округе г. Мурманска с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 09.10.2015 № Чернышовой Е.В. назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 06.07.2015 по 30.04.2017 в размере 8 423 рубля 24 копейки. Также истице установлена фиксированная выплата к страховой пенсии, в соответствии со ст. 16 Закона «О страховых пенсиях», с 06.07.2015 по 30.04.2017 в размере 4 383 рубля 59 копеек; повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в размере 1 461 рубль 20 копеек, как лицу, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона № 400-Фз в размере 1 753, 44 руб.; в соответствии с ч. 1,2 ст. 16 указанного Закона – 4 383, 59 руб.; в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона № 400-ФЗ – 584, 48 руб.
Суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 06.07.2015 составляет 16 605 рублей 95 копеек.
При этом, из материалов пенсионного дела следует, что календарный страховой стаж истца по состоянию на 05.07.2015 составил 29 лет 00 мес. 12 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 14 лет 00 мес. 03 дня, общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 для определения расчетного размера трудовой пенсии составил (календарно) 15 лет 11 мес. 02 дня. Для валоризации календарной страховой стаж до 01.01.1991 составил 04 года 11 мес. 16 дней (коэффициент валоризации 0,14).
Ввиду того, что истец Чернышова Е.В. зарегистрирована в городе Мурманске с 10 мая 2003 года, и по состоянию на 01.01.2002 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет без сохранения заработной платы (в период с 27.10.2000 по 26.04.2002), то есть не работала, пенсионным органом ей произведено отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране по справке о заработной плате за период работы с 12.11.1987 по 28.02.1999 – 1,2, с учетом общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 – 15 лет 11 месяцев 02 дня.
Не согласившись с тем, что ответчиком установлено отношение заработков – 1,2, истец обратилась с настоящим иском в суд, указав, что с 1998 года по настоящее время она постоянно проживает в городе Мурманске, который относится к районам Крайнего Севера, в связи с чем ей должен быть установлен стажевой коэффициент 1,4.
Проверяя доводы истца и правомерность действий пенсионного органа по установлению истцу соотношения заработков в размере 1,2, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что 10 мая 2003 года Чернышова Е.В. зарегистрирована в городе Мурманске по адресу: <адрес>, до этого времени истица была зарегистрирована по месту жительства в Пермской области.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что 27 июня 1998 года Чернышова Е.В. принята временно на работу в детскую поликлинику № города Мурманска на должность участкового врача педиатра на период отсутствия основного работника.
28.02.2000 истица была переведена на должность врача-педиатра участкового постоянно с оплатой по 11 разряду ЕТС. В указанной должности и в указанном учреждении истица работала по 28 февраля 2011 года, уволена по собственному желанию. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца, а также документами, представленными ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника».
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ у Чернышевой Е.В. родилась дочь ***, о чем отделом ЗАГС администрации города Мурманска составлена запись акта о рождении №, а 06 сентября 2000 года Чернышова Е.В. (в девичестве ***) вступила в брак с ФИО1, регистрация брака производилась отделом ЗАГС администрации города Мурманска.
Выпиской из приказа от 25.10.2000 № ГОБУЗ «Мурманская городская детская поликлиника №» подтверждено, что Чернышовой (***) Е.В. врачу-педиатру участковому предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 27.10.2000 по 26.04.2002.
Из приказа работодателя от 25.04.2002 № следует, что Чернышова Е.В. врач-педиатр участковый приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 27 апреля 2002 года.
При этом, документами, представленными ГОБУЗ «Мурманская городская поликлиника №» подтверждено, что при приеме Чернышевой (Журавлевой) Е.В. на работу 27.06.1998 ей был установлен районный коэффициент в размере 50%.
Из амбулаторной карты Чернышевой Евгении (копия которой представлена в материалы дела) следует, что до 2004 года ребенок наблюдался в детской поликлинике № г. Мурманска.
По сведениям отдела военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску, Чернышова Е.В. в период с 14.09.1998 года по 10.12.2014 год состояла на воинском учете в отделе военного комиссариата Мурманской области.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что в период с 27 июня 1998 года по 09 мая 2003 года Чернышова Е.В. фактически постоянно проживала в г. Мурманске без регистрации по месту жительства, где осуществляла трудовую деятельность, осуществляла уход за новорожденным ребенком.
Данное обстоятельство также подтверждается и показаниями свидетеля ФИО2, пояснившего, что супруги Чернышовы фактически постоянно проживают в городе Мурманске с 1998 года. Изначально они проживали в жилом помещении маневренного жилого фонда, Чернышова Е.В. работала в детской поликлинике, их семья проживала по <адрес>. Оснований не доверять показаниям свидетеля, не заинтересованного в исходе дела, и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний у суда не имеется.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Вместе с тем, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания для снижения стажевого коэффициента до 1,2 при назначении Чернышовой Е.В. страховой пенсии по старости.
При этом, суд также находит несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что по состоянию на 01.01.2002 истица не работала, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком, поскольку на указанный период Чернышова Е.В. состояла в трудовых отношениях, однако в связи с рождением ребенка, осуществляла, гарантированные статьями 38 (часть 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на заботу о ребенке и на социальное обеспечение в связи с воспитанием детей. В этой части суд усматривает нарушение прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации со стороны пенсионного органа.
Принимая во внимание изложенное, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела подтверждено, что при обращении с настоящим иском в суд, истцом уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Вместе с тем из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что при обращении с настоящим иском в суд, истица уплатила государственную пошлину в сумме 300 рублей, суд приходит к выводу, что данные расходы истца подлежат возмещению ответчиком. В связи с чем взыскивает с ответчика в пользу истца уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чернышевой Е.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о защите нарушенных пенсионных прав и перерасчете пенсии – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска произвести оценку пенсионных прав Чернышевой Е.В. по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с применением коэффициента 1,4.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе г. Мурманска произвести перерасчет пенсии Чернышевой Е.В., начиная с 06 июля 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска в пользу Чернышевой Е.В. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма