Дело №2а-478/2022
73RS0003-01-2022-000204-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 21 февраля 2022 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
с участием административного истца Варламовой Г.П.,
представителя административного истца Горбуновой Е.А.,
представителя административного ответчика ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска и заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области Прокофьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-478/2022 по административному иску Варламовой Г.П. к начальнику ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска Дикамову С.М., ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
Варламова Г.П. обратилась в суд с административным иском к начальнику ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска Дикамову С.М., ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обосновании административных исковых требований указано, что начальник ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска Дикамов С.М. нарушил права и законные интересы административного истца, а именно: 15.10.2021 уведомил Варламову Г.П., что ее обращение зарегистрировано в КУСП № от 12.10.2021 и приобщено к материалам номенклатурного дела, 11.10.2021 уведомил о регистрации ее обращения в КУСП № от 10.10.2021 и приобщении к материалам номенклатурного дела, 15.10.2021 уведомил о регистрации ее обращения в КУСП № от 11.10.2021 и приобщении к материалам номенклатурного дела, 15.10.2021 уведомил о регистрации ее обращения в КУСП № от 15.10.2021 и приобщении к материалам номенклатурного дела.
Административный истец Варламова Г.П. считает данные бездействия сотрудника полиции незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, поскольку не отобраны объяснения у соседа из квартиры по адресу: <адрес>, она не была ознакомлена с материалами проведенной проверки, затягиваются процессуальные сроки.
В связи с чем, просит признать незаконными бездействия административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по ее заявлениям, обязать административного ответчика восстановить права и охраняемые законом интересы административного истца путем проведения по материалам проверки и возбуждении уголовного дела по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Административный истец Варламова Г.П. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала. Пояснила, что с августа 2017 года ее преследуют соседи-мигранты, травят ее газом, в связи с чем, она вынуждена проветривать квартиру и ходить дома в зимнем пальто и шапке, также направляют на нее лучи, не дают спать, бьют в нее газовыми лучами по голове, рукам, ногам. Мигранты все время знают, где она находится, у них есть приборы ночного и дневного видения, они слышат все, что она говорит, и в квартире, и на даче они запускают газ.
Представитель административного истца Варламовой Г.П. – Горбунова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что полиция формально относится к заявлениям Варламовой Г.П., проверки не проводятся.
Административный ответчик начальник ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска Дикамов С.М. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска и заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области Прокофьева Е.И. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 10.10.2021, 11.10.2021, 12.10.2021 и 15.10.2021 в дежурную часть ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска поступили телефонные сообщения от Варламовой Г.П., проживающей по адресу: <адрес> с жалобами на соседей (бьют лучами по лицу и глазам, пускают газ).
Указанные сообщения были зарегистрированы в КУСП № от 10.10.2021, № от 11.10.2021, № от 12.10.2021, № от 15.10.2021 соответственно.
При этом, по данным сообщениям сотрудниками патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска осуществлялись выезды по указанному адресу, в ходе которых каких-либо противоправных действий, нарушений общественного порядка не выявлено, жалоб и заявлений не поступало.
Кроме того, 11.10.2021 (по материалу КУСП №) от Варламовой Г.П. отобраны объяснения, в которых она пояснила, что услышала шум из соседней квартиры, вызвала сотрудников полиции, никаких противоправных действий в отношении нее не совершалось, до прибытия сотрудников полиции шум прекратился. От заявления отказалась, претензий ни к кому не имеет.
10.10.2021, 11.10.2021, 12.10.2021, 15.10.2021 оперативными дежурными дежурной части ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска составлены рапорты, в которых изложен ход проведенных проверок по поступившим сообщениям Варламовой Г.П., нарушений общественного порядка не выявлено, жалоб и заявлений не поступало, в связи с чем, сообщено о списании материалов в номенклатурное дело.
Уведомлениями начальника ОМВД России по Железнодорожному району г.Ульяновска от 11.10.2021 исх. №, от 15.10.2021 исх. №, от 15.10.2021 исх. №, от 15.10.2021 исх. № Варламовой Г.П. сообщено о том, что ее обращения зарегистрированы в КУСП и приобщены к материалам номенклатурного дела.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 (далее - Инструкция).
Пунктом 8 Инструкции установлено, что заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.
Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП).
В соответствии с п. 39 Инструкции после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.
Согласно пункту 62 Инструкции заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Из пункта 63 Инструкции следует, что по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности (п. 63.1);
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого произошло происшествие, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел (п. 63.2);
- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП; о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу; о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства (п. 63.3);
- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу (п. 63.4);
- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства (п.63.5).
О результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 Инструкции о порядке, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (п. 65 Инструкции).
Как следует из пункта 47 Инструкции, в случае установления при проверке заявления (сообщения) об административном правонарушении, о происшествии обстоятельств, указывающих на признаки преступления, исполнитель обязан незамедлительно подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления для доклада руководителю территориального органа и регистрации в КУСП.
Согласно пунктам 49, 50 заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ. По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
Поскольку в ходе проверки поступивших от Варламовой Г.П. сообщений нарушений общественного порядка не выявлено, жалоб и заявлений не поступило, решений, предусмотренных пунктом 50 Инструкции, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела, не принималось.
В судебном заседании установлено, что все четыре сообщения Варламовой Г.П. были приняты, зарегистрированы в КУСП, рассмотрены с учетом сроков, предусмотренных пунктом 62 Инструкции, статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с проведением проверки сотрудниками органов внутренних дел, по каждому заявлению принято решение, предусмотренное пунктом 63.3 Инструкции, о результатах рассмотрения каждого заявления Варламова Г.П. уведомлена в письменной форме.
Данных о нарушении порядка рассмотрения сообщений Варламовой Г.П. судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, заявленные требования административного истца являются необоснованными, опровергаются исследованными доказательствами и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Варламовой Г.П. к начальнику ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска Дикамову С.М., ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по заявлениям Варламовой Г.П., приобщенным к материалам номенклатурного дела, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Санатуллова