АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 07 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Ожеговой Т.Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Ожеговой Т.Л. к Управлению дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» об обязании создать все необходимые условия для приема Гальцева А.Т. в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в течение двух месяцев - отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Ожеговой Т.Л., представителя ответчика Скорик Н.Н., судебная коллегия
установила:
Ожегова Т.Л. в интересах несовершеннолетнего Гальцева А.Т. обратилась в суд с иском к Управлению дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар» об обязании создать все необходимые условия для приема Гальцева А.Т. в муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в течение двух месяцев. В обоснование требований указала, что <Дата обезличена>. родился сын Гальцев А.Т., 29.12.2011г. ребенок был зарегистрирован в УДО АМО ГО «Сыктывкар» для направления в дошкольное образовательное учреждение. Вплоть до настоящего времени ребенок в ДОУ не принят в связи с отсутствием мест. Считает, что непредставление места в детском саду - это ущемление прав ребенка.
Определением от 22.10.2013г. судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена АМО ГО «Сыктывкар».
Определением суда от 25 ноября 2013 года в связи с отказом истицы прекращено производство по делу в части требований к ответчику о признании незаконным бездействия УДО АМО ГО «Сыктывкар» в создании всех необходимых условий для получения Гальцевым А.Т. общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальное дошкольное учреждение.
В остальной части истица поддержала заявленные требования.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истица с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому в силу ч.1 ст.327, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 01.09.2013) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшим до 16.04.2012) и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562 (утратил силу в связи изданием Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1014).
В соответствии с ч. ч. 1 - 4 ст. 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующего с 1 сентября 2013 года) получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Судом установлено, что заявление на устройство в детский сад сына истицы - Гальцева А., <Дата обезличена> года рождения принято Управлением дошкольного образования МО ГО «Сыктывкар» и зарегистрировано 29.12.2011г. При подаче данного заявления не были поданы документы, подтверждающие право на какую-либо из льгот.
Распределение мест в детские дошкольные учреждения, производится комиссией, состав которой, утвержден Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» от 18.05.2013г. № 5/1252. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.08.2013г. № 8/3230 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению детей в образовательный учреждении, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар». Указанным постановлением предусмотрены категории лиц, имеющих право на внеочередное, первоочередное получение направления в детский сад.
Сын Ожеговой Т.Л. не относится ни к одной из льготных категорий.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012г. № 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Гальцеву А. <Дата обезличена>. исполнилось два года.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации г. Сыктывкара предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в нарушение требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии свободных мест в детских садах в 2013 году.
Недостаточность мест в дошкольных образовательных учреждениях города Сыктывкара сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалась, доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истицы возраста, в материалах дела отсутствуют.
Ответчиком указано, что в 2013г. в дошкольные образовательные учреждение комиссией были направлены дети, родители которых имеют льготы и дети, родители которых встали на очередь на получение направления в детский сад до 31.07.2011г., а Гальцев А. был поставлен на учет 29.12.2011г.
Доказательств тому, что сын истицы в силу закона имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Также не представлено доказательств опровергающих сведения, предоставленные ответчиком.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях города, о чем истице было известно при подаче заявления о предоставлении ее ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении, судебная коллегия не может согласиться с доводами истицы о наличии оснований для предоставления ее ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в течении двух месяцев, поскольку все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация родителями несовершеннолетнего Гальцева А. конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Гальцева А., либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении.
Решение суда законно и обоснованно, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ожеговой Т.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи