Судья М.М. Гильмутдинова Дело № 33-6756/16
Учет № 48
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 апреля 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э.Курмашевой,
судей Г.А.Абдуллиной, А.М.Гильмутдинова
при секретаре Д.Р.Джураеве
рассмотрел в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э.Курмашевой гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации – Л.М.Полевой, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан – С.А.Храмова на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 29 января 2016 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать Р.Н.Гиззатуллину, Р.Н.Гиззатуллина, Л.А.Кильмаматову пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе РТ с 09 по 15 апреля 2012 года.
Признать за Р.Н.Гиззатуллиной, Р.Н.Гиззатуллиным, Л.А.Кильмаматовой право на получение финансовой помощи в размере по 50000 рублей каждому в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации и единовременной материальной помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в размере по 10000 рублей каждому.
Взыскать в пользу Р.Н.Гиззатуллиной, Р.Н.Гиззатуллина, Л.А.Кильмаматовой по 60000 рублей каждому финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В удовлетворении ходатайства о применении срока исковой давности отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации – Л.М.Полевую и представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - И.А.Манжикова в поддержку доводов апелляционных жалоб, представителя Р.Н.,Р.Н.Гиззатуллиных, Л.А.Кильмаматовой– С.В.Шагиеву, возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Р.Н.,Р.Н.Гиззатуллины, Л.А.Кильмаматова обратились к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Правительству Российской Федерации, Главному Управлению МЧС России по Республике Татарстан с иском о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение финансовой помощи, взыскании денег и взыскании суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В обоснование указали, что в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан в связи с весенним паводком с 09 по 15 апреля 2012 года, пострадало домовладение, расположенное по <адрес>, собственником которого является Р.Н.Гиззатуллина.
Совместно с собственником в указанном доме с 2004 года зарегистрированы и проживали сын Р.Н.Гиззатуллин с супругой Л.А.Кильмаматовой.
Правительством Российской Федерации решение о выделении бюджетных ассигнований Республике Татарстан принято 22 декабря 2012 года, выплаты пострадавшими гражданами были получены в начале января 2013 года.
Однако из-за отсутствия правоустанавливающих документов на указанный жилой дом они были лишены возможности получить финансовую помощь, выделенную потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации.
Однако органами местного самоуправления никакой разъяснительной работы по вопросу выделения пострадавшим гражданам финансовой помощи не проводилось, поэтому о выделении пострадавшим от стихийного бедствия финансовой помощи они узнали только в январе 2013 года.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе Республики Татарстан с 09 по 15 апреля 2012 года, признать за ними право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации по 50000 рублей каждому и единовременной материальной помощи по 10000 рублей каждому, взыскать указанные денежные в их пользу за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов – С.В.Шагиева исковые требования поддержала.
Представители ответчика Исполкома – Р.А.Кагиров иск не признал.
Представитель Правительства Российской Федерации в суд не явился.
Представители ответчиков - Кабинета Министров Республики Татарстан, Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Татарстан в судебное заседание не явились, в письменным отзыве просили дело рассмотреть в их отсутствие и в удовлетворении иска отказать.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации – Л.М.Полевая ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что финансовая помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий фактически взыскана с ненадлежащего лица, поскольку вывод суда о нарушении прав истцов в результате бездействия должностных лиц органа местного самоуправления, выразившегося в невключении их в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества не может повлечь ответственность Правительства Российской Федерации и Министерства Финансов Российской Федерации, надлежащим образом реализовавшим предусмотренную законодательством процедуру оказания финансовой помощи лицам, пострадавшим в результате стихийного бедствия. Кроме того, взыскивая денежные средства за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, суд возложил на финансовый орган обязанность совершить действия по перечислению денежных средств, которые не предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий календарный год, что является произвольным вмешательством в бюджетный процесс и нарушением положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения расходных обязательств в Российской Федерации. Считает также, что истцы не представили, а суд в обжалованном решении не привел соответствующих доказательств в подтверждение вывода о том, что в результате затопления в апреле 2012 года пострадало конкретное имущество, принадлежащее истцам.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Татарстан – С.А.Храмов в апелляционной жалобе также просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие оснований для оказания истцам финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, указывая, что все обязательства в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации Правительством Российской Федерации исполнены в полном объеме. Также ссылается на необоснованный отказ в применении исковой давности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации – Л.М.Полевая, ГУ МЧС России по Республике Татарстан – И.А.Манжиков апелляционные жалобы поддержали по приведенным в них основаниям.
Представитель Р.Н.,Р.Н.Гиззатуллиных, Л.А.Кильмаматовой – С.В.Шагиева с доводами жалоб не согласилась.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
Оценив доводы сторон в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (подпункт «г» пункта 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
В силу пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации следствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Пунктом «м» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно пункту «л» части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда (действовавшие на момент вышеуказанной чрезвычайной ситуации).
Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (пункт 4).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п.6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункт 7 Правил).
В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Из материалов дела следует, что Р.Н.Гиззатуллина является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по <адрес>
Р.Н.Гиззатуллина с <дата> зарегистрирована по <адрес>.
Р.Н.Гиззатуллин с <дата> зарегистрирован по <адрес>.
Л.А. Кильмаматова с <дата> зарегистрирована по <адрес>.
Указывая, что в 2012 году во время весеннего паводка пострадало их имущество, истцы обратились в суд с настоящим иском о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение финансовой помощи, взыскании денег и взыскании суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Удовлетворяя заявленные требования и взыскивая сумму финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО в период паводка 2012 года проживали в зоне затопления и их имуществу причинен ущерб, однако должностными лицами .... не предпринято предусмотренных законом мер для обеспечения защиты прав истцов на получение государственной поддержки, список граждан составлен органом местного самоуправления поверхностно, только на основании паспортных данных жителей села <адрес>, что повлекло нарушение права истцов на получение финансовой помощи от государства.
Между тем, как указывалось выше, порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, а также Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выплата финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренная подпунктом "д" пункта 9 Правил, регламентируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций, которым предусмотрено, что в случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50000 рублей; конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органом местного самоуправления; по результатам обследования составляются акты, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; совершеннолетний член семьи ставит свою подпись в строке акта "С заключением комиссии и суммой финансовой помощи согласен"; на основании актов заполняются списки граждан на получение финансовой помощи, в которых указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
При этом, как следует из материалов дела, Правительством Российской Федерации предусмотренная законодательством процедура оказания финансовой помощи лицам, пострадавшим в результате стихийного бедствия – весеннего паводка в апреле 2012 года в Бавлинском районе Республики Татарстан, реализована.
Так, в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 2495-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий весеннего паводка, произошедшего в Бавлинском районе Республики Татарстан в апреле 2012 года, Республике Татарстан выделено 108 409,7 рублей.
Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2012 года № 2455-р, в соответствии с которым средства направлены муниципальным образованиям Республики Татарстан, из них Бавлинскому муниципальному району - 20 480,0 рублей.
Указанные средства Бавлинским муниципальным районом Республики Татарстан освоены в сумме 20 060,0 рублей.
Остаток средств в сумме 420 000 рублей возвращен районом в доход бюджета Республики Татарстан в связи со смертью получателей средств.
Министерством финансов Республики Татарстан в соответствии с действующим бюджетным законодательством неиспользованные средства были возвращены в доход федерального бюджета.
Доказательств, свидетельствующих о принятии истцами в указанный период каких-либо действий, направленных на восстановление нарушенного права на включение в списки граждан, пострадавших в результате весеннего паводка, не представлено.
То обстоятельство, что жилое помещение и имущество истцов не было обследовано органом местного самоуправления, в результате чего они не были включены в списки граждан на получение финансовой помощи, само по себе не порождает обязанности Правительства Российской Федерации по выделению финансовой помощи пострадавшим за счет резервного фонда вне установленной процедуры и независимо от времени обращения таких граждан за ее получением.
В силу пункта 7 Правил в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.
Более того, представителем Исполкома в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявлено о применении исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что срок исковой давности истцами не пропущен, не соответствует фактическим обстоятельства дела.
Чрезвычайная ситуация в связи с весенним паводком в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан имела место с 9 по 15 апреля 2012 года.
В суд с настоящим иском истцы обратились 2 декабря 2015 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков.
Мнение представителя истцов о том, что исковая давность должна исчисляться с момента вынесения Правительством Российской Федерации решения о выделении бюджетных ассигнований Республике Татарстан, то есть с 22 декабря 2012 года, ошибочно.
Право на получение компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловлено наличием факта причинения ущерба в результате чрезвычайной ситуации, применительно к настоящему спору - стихийного бедствия (затопления в результате весеннего паводка, имевшего место в апреле 2012 года).
В связи с этим о нарушении своего права на получение финансовой поддержки за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации истцы должны были узнать с момента возникновения этого права в разумный срок.
Судебная коллегия приходит к выводу, что исходя из характера спорного правоотношения, вытекающего из реализации Правительством Российской Федерации предусмотренных законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полномочий по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, требования истцов, пропустивших срок исковой давности на обращение в суд, не могут быть удовлетворены за счет бюджета
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении иска нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 29 января 2016 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р.Н.Гиззатуллиной, Р.Н.Гиззатуллина, Л.А.Кильмаматовой к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Правительству Российской Федерации, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение финансовой помощи, взыскании денег и взыскании суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества отказать.
Апелляционные жалобы представителя Правительства Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации – Л.М.Полевой, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан – С.А.Храмова – удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи