Решение по делу № 2-1416/2018 ~ М-903/2018 от 30.03.2018

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года г. Королёв

Королёвский городской суд Московской области в составе:

судьи Касьянова В.Н.,

при секретаре Стетюха Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1416/18 по иску Рогановой Светланы Николаевны к Министерству социального развития Московской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Роганова С.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика в выдаче Удостоверения многодетной семьи, и обязать административного ответчика выдать ей Удостоверение многодетной семьи

В обоснование заявленных требований Роганова С.Н. ссылается на то, что является матерью несовершеннолетних детей ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче Удостоверения многодетной семьи, по той причине, что условием назначения мер социальной поддержки многодетной семье, является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области. Истец считает отказ незаконным, поскольку имеются условия для выдачи такого удостоверения, и ею были поданы все необходимые документы.

В судебном заседании Роганова С.Н. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Министерства социального развития Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

Постановлением Правительства Московской области 11 марта 2016 года N 178/7 утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи и образец бланка "Удостоверение многодетной семьи".

Согласно Порядку выдачи удостоверения многодетной семьи удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение (пункт 2), для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (пункт 3).

Из материалов дела следует, что Роганова С.Н. состоит в браке с Рогановым К.П., от брака имеются четверо несовершеннолетних детей: ФИО17., ДД.ММ.ГГГГФИО18., ДД.ММ.ГГГГ ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ., и ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства, в том числе истец Роганова С.Н. и ее несовершеннолетние дети ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ., и ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ Супруг Рогановой С.Н. и отец детей Роганов К.П., а также их ребенок ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированы по месту жительства в г. Москве.

Роганова С.Н. обратилась в Юбилейный отдел социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением на получение Удостоверения многодетной семьи, приложив к заявлению необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ года Юбилейным отделом социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области было принято решение об отказе Рогановой С.Н. в удовлетворении заявления, указав в качестве причины отказа: Отсутствие у заявителя и (или) ребенка регистрации по месту жительства в Московской области.

Между тем, указанное решение является незаконным, создает препятствия к осуществлению истцом ее прав на получение мер социальной поддержки ее многодетной семьи, поскольку в данном случае были соблюдены все условия, дающие семье истца право на получение мер социальной поддержки как многодетной семьи и получение соответствующего удостоверения, включая состав семьи истца и место жительства семьи. Все документы, подтверждающие данные обстоятельства были приложены к заявлению истца.

При этом, доводы отказа об отсутствии регистрации по месту жительства в Московской области у некоторых членов семьи истца являются не обоснованными, поскольку приведенный выше Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, на который ссылается административный ответчик, не ставит получение статуса многодетной семьи, а следовательно, реализацию установленных для многодетной семьи социальных прав, в зависимость от наличия регистрации по месту жительства, и не исключает предоставление документов о фактическом проживании граждан в Московской области, в качестве доказательства проживания на территории Московской области.

В Законе РФ от 25 июня 1993 года N 5442-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно статьи 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Названный Закон конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 04 апреля 1996 года N 9-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 05 октября 2000 года N 199-О, от 06 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как усматривается из текста Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, положение пункта 3 не требует предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. В соответствии с этим положением требуется предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, в том числе выписку из домовой книги, подтверждающею регистрацию истца и троих детей в г.Королёве Московской области по месту жительства, документы подтверждающие обучение ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ. в образовательном учреждении г.Королёва Московской области, и его обслуживание в лечебном учреждении в г.Королёве Московской области, лркументы подтверждающие трудоустройство супруга истца Роганова К.П. в г.Королёве Московской области, а также объяснения истца, подтверждающий проживание супруга и всех детей с ней, суд приходит к выводу о наличии фактического проживания супруга истца Роганова К.П., ребенка истца ФИО26., ДД.ММ.ГГГГ. одной семьей на территории Московской области.

При таких обстоятельствах, семья истца имеет право на получение мер социальной поддержки как многодетной семьи и получение соответствующего удостоверения, в связи с чем суд считает необходимым признать решение Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и обязать Министерство социального развития Московской области, в течении восьми дней с даты вступления решения суда в законную силу, выдать семье Рогановой С.Н. удостоверение многодетной семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рогановой Светланы Николаевны к Министерству социального развития Московской области – удовлетворить.

Признать решение Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Юбилейного отдела социальной защиты населения, в течении восьми дней с даты вступления решения суда в законную силу, выдать семье Рогановой Светланы Николаевны удостоверение многодетной семьи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 27.06.2018 г.

2-1416/2018 ~ М-903/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Роганова С.Н.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области в лице Юбилейного отдела социальной защиты населения
Суд
Королёвский городской суд
Судья
Касьянов В.Н.
30.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2018[И] Передача материалов судье
02.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
27.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2018[И] Судебное заседание
27.06.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее