Решение по делу № 2-681/2015 от 12.05.2015

Дело № 2-681/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июля 2015 года

г. Вилючинск Камчатского края

    Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи             Карханиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания        Кудлай А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной инспекции труда в Камчатском крае к обществу с ограниченной ответственностью «Гиперион» о возложении обязанности предоставить документы,

установил:

Государственная инспекция труда в Камчатском крае обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гиперион» (далее ООО «Гиперион»)о возложении обязанности предоставить документы.

В обосновании иска указано, что в связи с обращением работника ООО «Гиперион» Артемьевой Н.А., инспекцией в адрес общества были направлены запрос должностного лица, осуществляющего государственный надзор, от 15 сентября 2014 года № 10-5343-14 и копия распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда от 15 сентября 2014 года № 7-1252-14-ОБ/21/181/1 о проведении внеплановой документальной проверки, содержащего обязательное к исполнению требование предоставить в инспекцию в течение 10 рабочих дней копии документов, указанных в распоряжении и необходимых для проведения проверки. Однако ни в установленный в запросе и распоряжении срок, ни на дату окончания документальной проверки 13 октября 2014 года, ответчик в лице генерального директора Подтынного В.М. запрашиваемые документы не предоставил. Провести выездную проверку по доводам заявителя Артемьевой Н.А. также не представилось возможным ввиду отсутствия по месту проведения проверки: г. Вилючинск Камчатского края, ул. Спортивная, 11 представителя ответчика и иного уполномоченного лица.

Ссылаясь на то, что действия ответчика ООО «Гиперион» по не предоставлению в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае документов, необходимых для проведения проверки по обращению граждан, препятствует осуществлению инспекцией возложенных на неё действующим законодательством полномочий, истец просил возложить на ООО «Гиперион» обязанность в течение 5 календарных дней предоставить в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае документы: трудовой договор, приказы о приеме на работу, об увольнении Артемьевой Н.А., расчетные и платежные документы по заработной плате за период с декабря 2013 года по сентябрь 2014 года включительно, расчетные листы по заработной плате Артемьевой Н.А., документы по начислению и выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск за проработанное время, табели учета рабочего времени за период: декабрь 2013 года – сентябрь 2014 года, графики работы (смен) за указанный период, приказ о назначении на должность, устав предприятия, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда на предприятии, а также письменное пояснение причин невыплаты окончательного расчета Артемьевой Н.А. в полном объеме.

Истец - Государственная инспекция труда в Камчатском крае о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно поступившей в суд телефонограмме просят рассмотреть дело в отсутствии представителя, на исковых требованиях настаивают.

Представитель ответчика ООО «Гиперион» генеральный директор Подтынный В.М. о мете и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, мнение по заявленным требованиям не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Исследовав и оценив материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует, в том числе, следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ).

Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется, в частности, посредством проведения государственными инспекциями труда плановых и внеплановых проверок в соответствии со ст. 360 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Статьей 360 ТК РФ также определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Аналогичные основания для проведения внеплановой проверки указаны и в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также в п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

Пунктом 7 вышеуказанного Положения, предусмотрено, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 13 Положения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Порядок проведения проверки установлен ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, согласно ч. 1 которой проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу абз. 8 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

В силу требований ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно п. 52 Административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 354н, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя). Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).

Таким образом, вышеуказанные правовые нормы возлагают на работодателя обязанность по предоставлению запрашиваемых федеральной инспекцией труда документов, объяснений, информации, необходимых для выполнения надзорных и контрольных функций.

В судебном заседании установлено, что основные полномочия и организацию деятельности территориального органа Федеральной инспекции труда на территории Камчатского края осуществляет Государственная инспекция труда в Камчатском крае

Приказом Федеральной службы по руду и занятости (Роструд) от 28 декабря 2009 года № 469 утверждено Положение о Государственной инспекции труда в Камчатском крае.

Пунктом 11.2 Положения также предусмотрено, что в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

9 сентября 2014 года в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае обратилась Артемьева Н.А., с заявлением, в котором указала на нарушение её трудовых прав со стороны работодателя ООО «Гиперион».

На основании данного заявления, государственной инспекцией труда по Камчатскому края в лице заместителя руководителя инициировано проведение внеплановой, документальной проверки юридического лица ООО «Гиперион» по соблюдению трудового законодательства, о чем вынесено распоряжение от 15 сентября 2014 года № 7-1252-14-ОБ/21/181/1.

Срок проведения проверки установлен с 16 сентября 2014 года по 13 октября 2014 года.

Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена Семёнова О.И., которой в рамках проводимой проверки для достижения её целей и задач поручено, в том числе запросить документы для рассмотрения на предмет соответствия требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Государственной инспекции в Камчатском крае, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение хозяйствующим субъектом обязательных требований), - сроком не более 2 рабочих дней.

    Пунктом 11 распоряжения от 15 сентября 2014 года № 7-1252-14-ОБ/21/181/1 установлен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

В этот же день государственный инспектор труда направила в адрес генерального директора ООО «Гиперион» Подтынного В.М. посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением запрос № 10-5343-14, в соответствии с которым последнему предлагалось в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления представить в инспекцию копии документов, указанных в копии приложенного распоряжения.

Как усматривается из почтового уведомления о вручении, данный запрос получен Подтынным В.М. лично 26 сентября 2014 года, о чем свидетельствует его подпись.

14 октября 2014 года Государственной инспекцией труда в Камчатском крае издано распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ООО «Гиперион» в связи с рассмотрением обращения Артемьевой Н.А., срок которой установлен с 14 октября по 7 ноября 2014 года.

Как следует из распоряжений от 15 сентября 2014 года и 14 октября 2014 года перечень запрашиваемых Государственной инспекцией труда из ООО "Гиперион" документов касается исключительно задач и цели проверки, то есть вопросов, связанных с нарушением трудовых прав и интересов работника Артемьевой Н.А..

Поскольку основанием для проведения внеплановой документарной, а в последующем выездной проверки в данном случае явилось обращение гражданина о нарушении его трудовых прав, то проведение проверки организовано при наличии достаточных оснований, а по форме и содержанию распоряжения от 15 сентября 2014 года и от 14 октября 2014 года соответствуют требованиям, указанным в статье 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", задачи проверки не противоречат основаниям проведения проверки (подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 названого Федерального закона).

Согласно акту о невозможности проведения контрольных мероприятий в ООО «Гиперион» от 5 ноября 2014 года, рассмотреть поступившее обращение Артемьевой Н.А. надлежащим образом и провести контрольные надзорные мероприятия в ООО «Гиперион» по фактам, обозначенным в обращении, не представилось возможным, поскольку в установленный срок и по дату окончания документальной проверки 13 октября 2014 года запрашиваемые инспекцией документы ООО «Гиперион» не представлены, при осуществлении выезда 21 октября 2014 года, 27 октября 2014 года при проведении выездной проверки установлено, что по указанному юридическому адресу представитель общества отсутствовал, на телефонные звонки по номеру, указанному в обращении, не отвечал.

    Из вышеуказанного акта также следует, что ранее посредством телефонной связи Подтынный В.М., являющийся генеральным директором предприятия, сообщил, что документы по запросу представить не может, в связи с их отсутствием, направить письменное пояснение отказался.

     Однако отсутствие требуемых документов не освобождало ООО «Гиперион» от обязанности предоставить в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае информацию относительно наличия либо отсутствия трудовых отношений с Артемьевой Н.А., наличия либо отсутствия запрашиваемых документов, в том числе устава общества, его локальных нормативных актов, приказа о назначении на должность законного представителя общества.

Таким образом, ответчиком не предоставлено в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления инспекцией её законной деятельности.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик ООО «Гиперион» в лице генерального директора Подтынного В.М. необоснованно препятствует проведению проверки, не предоставляя документы, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки по соблюдению трудового законодательства в ООО «Гиперион».

В тоже время, поскольку письменные пояснения работодателя о причинах невыплаты окончательного расчета работника сами по себе не являются предметом документарной проверки, поскольку его предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, то непредставление этих пояснений не препятствует в осуществлении Государственной инспекцией труда ее законной деятельности по проведению проверки по соблюдения трудового законодательства в ООО «Гиперион», в том числе и по проверки обращения работника Артемьевой Н.А. В связи с изложенным, оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить письменные пояснения причин невыплаты окончательного расчета Артемьевой Н.А. в полном объеме не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Государственной инспекции труда в Камчатском крае подлежат удовлетворению частично.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым установить в решение определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока суд учитывает требования разумности, и находит целесообразным установить ответчику срок в течение 5 календарных дней со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взыскать соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Государственной инспекции труда в Камчатском крае к обществу с ограниченной ответственностью «Гиперион» о возложении обязанности предоставить документы – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гиперион» в течение 5 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае заверенные в установленном законом порядке копии следующих документов: трудовой договор, заключенный с Артемьевой Натальей Александровной; приказы о приеме на работу Артемьевой Н.А. и ее увольнении; расчетные и платежные документы по заработной плате за период с декабря 2013 года по сентябрь 2014 года включительно; расчетные листки по заработной плате Артемьевой Н.А.; документы по начислению и выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск за проработанное время Артемьевой Н.А.; табели учета рабочего времени за период с декабря 2013 года по сентябрь 2014 года; графики работы (смен) за указанный период; приказ о назначении на должность законного представителя организации; Устав предприятия; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда на предприятии.

В удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить письменные пояснения причин невыплаты окончательного расчета Артемьевой Н.А. в полном объеме - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гиперион» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.А. Карханина

2-681/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственная инспекция труда
Ответчики
ООО "Гиперион"
Суд
Вилючинский городской суд Камчатский края
Дело на странице суда
viluchinsky.kam.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2015Судебное заседание
09.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее