Дело №2-2445/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новый Уренгой 19 сентября 2018 года
Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бултиковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2445/2018 по иску Гурбанова А.Ю.о. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «КАРДИФ» о взыскании страховой выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Гурбанов А.Ю.о. обратился в Новоуренгойский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «КАРДИФ» (далее по тексту – ООО «СК «КАРДИФ») о взыскании страховой выплаты: л.д.3-4. В обоснование истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключён договор страхования от несчастных случаев и болезней (как заемщик ООО «Сетелем Банк» по программе коллективного добровольного страхования). Истцом была уплачена страховая премия 64 105,11 рублей. Согласно условиям страхования и правил страхования компании (ответчика), страховым случаем является установление инвалидности 1-й группы. ДД.ММ.ГГГГ истцу была присвоена инвалидность, в связи с чем полагает, что имеются основания для страховой выплаты. 30 ноября 2015 года истцом было направлено заявление с требованием произвести полагающуюся страховую выплату, а также были приложены следующие документы: нотариально заверенная копия пенсионного удостоверения; нотариально заверенная копия индивидуальной программы реабилитации инвалида; копия заявления на страхование. Однако никакого ответа так и не поступило, страховая выплата не произведена до настоящего момента. Считает, что имеет право на получение страховой выплаты. Просит суд взыскать страховую выплату в размере 200 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы, связанные с составлением претензии в размере 8 000 рублей, услуги представителя в размере 30 000 рублей, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
В судебном заседании истец Гурбанов А.Ю.о. участия не принимал, просил рассмотреть дело без него, с участием представителя – адвоката Реберга Д.В.
Представитель истца – Реберг Д.В., действующий на основании ордера, на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «СК «КАРДИФ» о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в которых указывает, что согласно сведениям, указанным в «Выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом» за № <данные изъяты>, истцу была установлена инвалидность третьей группы. Так, установление инвалидности третьей группы не входит в перечень страховых рисков, определенных условиями вышеуказанного Договора страхования. На основании вышесказанного страховщик не имеет оснований для признания случая страховым и осуществления страховой выплаты. Также указывает, что страховщиком не нарушались права истца, доказательств причинения физических или нравственных страданий истцу не предоставлено. Поскольку страховщиком не нарушались права истца, полагают, что оснований для применения санкций к ответчику в виде штрафа и компенсации морального вреда не имеется.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Гурбанов А.Ю.о. застрахован в ООО «СК КАРДИФ» по договору страхования №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, неотъемлемым приложением к которому являются Правила страхования заемщиков по потребительским кредитам на неотложные нужды от несчастных случаев и болезней № <данные изъяты> (утверждено Приказом Генерального директора ООО «Страховая компания КАРДИФ» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Правила страхования). Период страхования с 01.08.2014 г. по 31.07.2018 г.
Согласно п. 2.1 Правил страхования, страховым случаем признается одно из следующих событий, произошедшее в течение Срока страхования: Смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни; Установление инвалидности 1-й группы (Полная постоянная утрата трудоспособности) Застрахованному лицу в результате несчастного случая или болезни.
Вышеуказанные риски также отражены в заявлении Гурбанова А.Ю.о. на страхование от ДД.ММ.ГГГГ: л.д.9.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена инвалидность третьей группы, что следует из справки <данные изъяты>: л.д.52.
В силу п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования страховщик обязуется за страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключён договор.
Согласно ст. 939 ГК РФ, заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор.
На основании ч. 3 ст. 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого в жизни страхованного лица осуществляется страхование (страхового случая).
В ч. 1 ст. 944 ГК РФ указано, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Из ч.ч. 2, 3 ст. 945 ГК РФ следует, что при заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья при проведении оценки страхового риска. Оценка страхового риска страховщиком на основании настоящей статьи необязательна для страхователя, который вправе доказывать иное.
В то же время, согласно ч. 1 ст. 944 ГК РФ страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.
На основании п. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления (п. 1 ст. 9 Закона).
В соответствии со ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что заемщик был ознакомлен и собственноручно подписал заявление на страхование, в соответствии с которым заемщик согласился выступать застрахованным лицом по договору страхования от несчастных случаев и болезней. Выгодоприобретателем и страхователем по указанному договору страхования является банк.
Договор страхования заключен между банком и страховщиком, застрахованные лица подключаются к Программе страхования на основании письменного заявления на страхование.
За заемщика банком в адрес страховщика была перечислена страховая премия.
Программа страхования является добровольной и подключение заемщиков к программе страхования осуществляется только на основании письменного волеизъявления заемщика, что не опровергается истцом.
Добровольность заключения договора страхования не оспаривалась.
Поскольку установление инвалидности третьей группы не входит в перечень страховых рисков, определенных условиями вышеуказанного Договора страхования, то соответственно страховщик не имеет оснований для признания случая страховым и осуществления страховой выплаты Гурбанову А.Ю.о.
Таким образом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Гурбанова А.Ю.о. в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Гурбанову А.Ю.о. в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «КАРДИФ» о взыскании страховой выплаты отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья Н.А. Кузьмина.
Копия верна:
Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2018 года.