Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«06» марта 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Экология», юридический адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, почтовый адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ИНН 4101119521, КПП 410101001, ОГРН 1074101006759, поставленного на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому 29 октября 2007 года, ОКПО 0097855151, р/с 407 028 105 200 000 022 09, Камчатский филиал «АТБ» (ОАО) г. Петропавловск-Камчатский, к/с 301 018 104 000 000 00 831, БИК 043002831, тел/факс 8 (4152) 201-250, 45-79-79, факс 8 (4152) 201-360, E-mail:eco.41@mail.ru, в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ, по итогам плановой выездной проверки юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Экология» (далее по тексту – ООО «Экология», Общество), должностным лицом – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю было установлено, что Общество при осуществлении своей хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод, после очистки льяльных вод, установленных на нефтеналивной барже «Чажма» в водный объект (акватория Авачинской губы), через заглубленный рассеивающий выпуск, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском, в географических координатах 52 гр. 59 мин 19,28 сек. с.ш. и 158 гр. 39 мин. 10,25 сек в.д., с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, определенных п. 10 ч. 2 имеющегося у Общества Решения Амурского БВУ на предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод № ТО-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2013-00655/00 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: по иону-аммонию - в 10,7 раза, по фосфатам - в 1.7 раза; по АПАВ - в 12,5 раза, по нефтепродуктам - в 154,2 раза, по хлоридам - в 3167,6 раза, по сульфатам - в 129,4 раз, по сухому остатку - в 308,2 раза, по фенолам - в 19,2 раза. В сбрасываемых ООО «Экология» в воды Авачинской губы стоках содержатся медь и цинк, сброс которых Решением запрещён, чем осуществило захоронение (сброс) отходов в виде подсланевых вод с содержанием нефти и нефтепродуктов более 15% (льяльные воды), относящиеся к III классу опасности (код ФККО 91110001313) в акватории Авачинской губы с ННБ «Чажма». Своими действиями ООО «Экология» нарушило требования: ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Законный представитель ООО «Экология» – ФИО3, извещённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Защитник ФИО4 вину Общества не признала, дополнительно суду пояснила, что в материалах дела имеется протокол анализа сточных вод от 14.10.2016г. Вместе с тем, с указанными результатами никто не знакомил. Кроме того, как указано в протоколе об административном правонарушения, в результате проведенных исследований сточных вод, обнаружено превышение металлов. Вместе с тем, в результате проведенного анализа сточных вод 31.10.2016г., на основании заключенного договора с ФГБУ «ЦЛАТИ», превышение металлов отсутствует. Просила провести дополнительную экспертизу на предмет соответствия либо несоответствия сбрасываемым сточных вод нормативам.
Заслушав защитника ФИО4, исследовав материалы и обстоятельства административного дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как установлено ст.ст. 9, 36, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с Положением о Тихоокеанском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня; осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Камчатского края, <адрес>, Магаданской области, Сахалинской области и Чукотского автономного округа, Республики Якутия, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в отношении ООО «Охотское» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования (л.д. 57-60).
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, послужил факт непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении признаков административного правонарушения, а именно:
На основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий на 2016 год, на предмет соблюдения природоохранных требований, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу была проведена плановая (выездная) проверка ООО «Экология» (л.д. 6-12).
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки установлено, что ООО «Экология» осуществляет свою хозяйственную деятельность по сбору нефтесодержащих вод, которые после очистки, с помощью установленных на нефтеналивной барже «Чажма» очистных сооружений сбрасывает в водный объект (акватория Авачинской губы), через заглубленный рассеивающий выпуск, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском, в географических координатах 52 гр. 59 мин 19,28 сек. с.ш. и 158 гр. 39 мин. 10,25 сек в.д. Общество восуществляет свою деятельность на основании имеющегося Решения Амурского БВУ на предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод № ТО-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2013-00655/00 от ДД.ММ.ГГГГ и лицензии № ОП-75-000231(49) от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Максимально возможное содержание загрязняющих веществ в сточных водах, определенно п. 10 ч. 2 Решения Амурского БВУ на предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод № ТО-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2013-00655/00 от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения и анализа предоставленных документов было установлено, что ООО «Экология» осуществляет свою хозяйственную деятельность в отсутствии разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект и при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проводимую во внутренних морских водах и в территориальном море погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских. Указанные в акте сведения подтверждаются обозначекнными выше лицензией и решением (л.д. 13-14, 23-31, 32-55).
В рамках проведения проверки, на основании заявки Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Камчатскому краю были проведены отборы проб в месте сброса сточных вод в Авачинскую губу с ННБ «Чамжа» (проба №) и воды Авачинской губы в месте стоянки ННБ «Чамжа» (проба №) (л.д. 19, 20).
На основании проведенного сравнительного анализа содержания загрязняющих веществ, в сточных водах, отраженных в протоколе анализа сточных вод №С-4-16 от ДД.ММ.ГГГГ и нормативов максимального содержания загрязняющих веществ установленных Решением Амурского БВУ на предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод № ТО-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2013-00655/00 от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю было установлено, что в сточных водах, сбрасываемых с ННБ «Чажма» в акваторию Авачинской губы, имеется превышение, а именно: по иону-аммонию - в 10,7 раза, по фосфатам - в 1.7 раза; по АПАВ - в 12,5 раза, по нефтепродуктам - в 154,2 раза, по хлоридам - в 3167,6 раза, по сульфатам - в 129,4 раз, по сухому остатку - в 308,2 раза, по фенолам - в 19,2 раза. В сбрасываемых ООО «Экология» в воды Авачинской губы стоках содержатся медь и цинк, сброс которых Решением запрещён (л.д. 22).
ООО «Экология» использует ННБ «Чажма», в целях приема отходов в виде льяльных вод с последующим их обезвреживанием и сбросом в виде сточных вод в водный объект на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-71, 72).
Генеральный директор ООО «Экология» ФИО3 в сообщении по факту выявленного правонарушения сообщил, что предположительными причинами превышения содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах могут являться слив оператором установки нефтепродуктов в отстойном сепараторе и не извлечение фильтрующего материала, что привело к разовому сбросу загрязняющих веществ. На оператора установки наложено взыскание. Так как указанная причина сброса не может быть принята как единственная, то по его распоряжению производится переборка всей установки «ОНВ - МБ». Заключен договор на поставку сорбента, так как фильтрующий материал, изготовляемый из теплоизоляционной плиты типа ФС (рекомендовано паспортом установки), по-видимому не в полной мере отвечает существующим требованиям. Лабораторный контроль за качеством сбрасываемых стоков будет проводиться не менее 2 раз в месяц (договор с ЦЛАТИ). Кроме этого, ими подобрано и в ближайшие два месяца будет приобретено специализированное оборудование контейнерного типа для проведения дополнительной тонкой очистки стоков (л.д. 69).
На основании проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Экология» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 113-114).
Вместе с тем, квалифицируя действия (бездействия) ООО «Экология» по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо не учитывает следующее.
Предметом вменяемого Обществу правонарушения являются отходы производства и иные материалы, не включенные в перечень не запрещенных к захоронению на указанной территории, но подпадающих под действие специально установленных правил, определяющих порядок их захоронения. Под иными материалами понимаются части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования и т.п., использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне РФ, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения, и т.п.
Захоронение представляет собой удаление отходов и других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений или уничтожение (затопление) судов, установок и пр., и может производиться на поверхности морского дна и в недрах подводных районов континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морей и территориального моря РФ только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом охраны окружающей среды по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, территория которых прилегает к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение, и лишь при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.
Объективная сторона первого состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в самовольном, без полученного в установленном порядке разрешения, захоронении отходов и иных материалов, которые не запрещены к захоронению в указанных местах. Обязательным признаком объективной стороны данного состава является способ захоронения - с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Объективная сторона правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение правил захоронения отходов и других материалов выражается в действиях или бездействии, направленных на несоблюдение или сознательное нарушение оговоренных в разрешении условий захоронения, невыполнении указанных в нем мер по предотвращению причинения ущерба живым ресурсам, непроведении необходимых при захоронении отходов и других материалов наблюдений.
При этом сброс вредных (опасных) веществ во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ не подпадает под действие рассматриваемой нормы административного права, поскольку указанные вещества не включены законодателем в предмет правонарушения и не охватываются понятиями отходов и иных материалов. Такие действия подлежат квалификации по иной статье Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что ООО «Экология», при осуществлении своей хозяйственной деятельности осуществляло сброс сточных вод, после очистки льяльных вод, с помощью установленных на нефтеналивной барже «Чажма» в водный объект (акватория Авачинской губы), через заглубленный рассеивающий выпуск, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском, в географических координатах 52 гр. 59 мин 19,28 сек. с.ш. и 158 гр. 39 мин. 10,25 сек в.д., с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, определенных п. 10 ч. 2 имеющегося у Общества Решения Амурского БВУ на предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод № ТО-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2013-00655/00 от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, прихожу к выводу, что в действиях ООО «Экология» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку материалами дела не подтверждается наличие в действиях ООО «Экология» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу в отношении Общества подлежит прекращению на основаниях предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.19 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░