Решение по делу № 2-4/2016 (2-849/2015;) от 15.07.2015

Дело № 2 - 4/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2016 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Н.Н.

при секретаре Почётовой О.В.,

с участием:

представителя Кимрского межрайонного прокурора Тверской области – Уткиной Т.В.,

представителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - Кубли Н.А.,

представителя ответчика Администрации Кимрского района Тверской области - Ковалева М.Е.,

представителя ответчика ООО «Земляне» - Городецкого Д.А.,

ответчика – кадастрового инженера Панафидина И.И.,

представителя третьих лиц: Министерства лесного хозяйства и ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» – Теплухина А.А.,

представителя третьего лица ООО «Мир» - Городилова А.В.,

представителя третьего лица Администрации Неклюдовского сельского поселения Кимрского района Тверской области – Коршаковой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кимрского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области к Администрации Кимрского района Тверской области, Сельскохозяйственному кооперативу «Волга», Обществу с ограниченной ответственностью «Земляне», кадастровому инженеру Панафидину И.И. заявленному в соответствии со ст. 45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее истец), обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Кимрского района Тверской области, Сельскохозяйственному кооперативу «Волга», Обществу с ограниченной ответственностью «Земляне», кадастровому инженеру Панафидину И.И. (далее ответчики), мотивируя тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ГКУ «Кашинское лесничество Тверской области» по вопросу выявления наложения земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №* на земли государственного лесного фонда, и самовольной рубки лесных насаждений.

В ходе проведения проверки установлено, что на основании постановления Администрации Кимрского района от ДД.ММ.ГГГГ №* «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» (в редакции постановления администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №*) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Волга» на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>», с кадастровыми номерами №* (площадью 330000 кв.м.), №* (площадью 42000 кв.м.), №* (площадью 4090000 кв.м.), №* (площадью 88000 кв.м.) (пункт 1 постановления), а также принято решение предоставить СПК «Волга» в собственность за плату вышеуказанные земельные участки (п. 2) и заключить с СПК «Волга» договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка.

На основании вышеуказанного постановления администрации Кимрского района 16 января 2015 года Администрацией Кимрского района в лице главы Администрации Мироновой И.Н. и СПК «Волга» в лице председателя Жаткина Н.Д. был заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №*. Право собственности СПК «Волга» на земельные участки с кадастровыми номерами №* зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ регистрационная запись №*

Согласно договорам купли-продажи №*-ДКП/З и №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между СПК «Волга» и ООО «Земляне», а также передаточным актам от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению №* к договору №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанные земельные участки перешли в собственность ООО «Земляне», запись о регистрации права собственности произведена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за №*2.

Кадастровые работы в отношении вышеуказанных земельных участков проводились кадастровым инженером И.И.

    По мнению прокуратуры, указанные земельные участки являются частью государственного лесного фонда и не могли быть переданы в собственность СПК «Волга» по следующим основаниям.

Согласно распоряжению Губернатора Тверской области от 27 ноября 2006 № 546-ра земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 69853 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли СПК «Волга», площадью 6170 га, переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.

По данным Кашинского лесничества Тверской области вышеуказанные земельные участки расположены и учтены в государственном лесном фонде по следующему местоположению: <адрес> 1. Участки относятся к лесам первой группы и на основании статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны защитными лесами.

Право собственности Российской Федерации подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №*-АБ №*, согласно которому лесной участок относится к категории земель «земли лесного фонда», имеет площадь 6170 га и расположен по адресу: <адрес>, леса, ранее находившиеся во владении СПК «Волга». Участку присвоен условный №*, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации №*.

К вышеуказанному свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок прилагается план лесного участка из земель лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, леса ранее находившиеся во владении СПК «Волга».

Таким образом, на лесной участок, явившийся предметом спора, зарегистрировано право федеральной собственности.

На основании статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).

Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ).

При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации и государственный лесной реестр и её изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде выписки из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, плана лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесение земельного участка к лесному фонду.

Согласно Выписке №* от ДД.ММ.ГГГГ из государственного лесного реестра спорный лесной участок, находящийся по адресу <адрес>, по материалам лесоустройства СПК «Волга», квартал с 1 по 45 являются собственностью Российской Федерации. На данный лесной участок заключен договор аренды с ООО «МИР» с целью заготовки древесины №* от ДД.ММ.ГГГГ, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

Постановлением Губернатора Тверской области от 31 декабря 2008 года № 39-пг «Об утверждении Лесного плана Тверской области» в соответствии со ст. 86 Лесного кодекса РФ разработан и утвержден лесной план Тверской области.

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества.

Приказом Департамента лесного комплекса Тверской области № 90-п от 18 ноября 2010 года утверждены лесохозяйственные регламенты, в том числе и Кашинского лесничества Тверской области на период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2018 года.

Информационной основой разработки лесохозяйственного регламента послужили материалы последнего лесоустройства, проведенного в государственном лесном фонде на территории, подведомственной Кашинскому лесничеству Тверской области в Кимрском сельском лесхозе в 1998-1999 году комплексной лесоустроительной экспедицией «Трейд-Форест». Указанные документы содержат информацию о том, что оспариваемый лесной участок относится к землям государственного лесного фонда Российской Федерации. Этим подтверждается, что спорные земельные участки находятся в фактическом владении истца, то есть Российской Федерации, и уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществляют в отношении них переданные государственные полномочия.

Кадастровый инженер несет ответственность за результат выполненной им работы. В данном случае кадастровый инженер выполнил работы с нарушением действующего законодательства, что привело к существенному нарушению интересов Российской Федерации.

При постановке на кадастровый учет Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области не было проведено соответствие представленных документов действующему законодательству, что привело к незаконной постановке на кадастровый учет.

Таким образом, постановление главы администрации Кимрского района № 11 от 14 января 2015 года (в редакции постановления №* от ДД.ММ.ГГГГ) «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» не соответствует требованиям земельного и лесного законодательства и нарушает интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, поскольку на момент проведения проверки на спорных земельных участках осуществляется активная вырубка лесных насаждений, что отражается на экологической обстановке.

Данное постановление принято без учета требований статьи 71 Конституции Российской Федерации и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, право распоряжения федеральной собственностью принадлежит его собственнику.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Договор купли-продажи земельного участка №* от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Кимрского района и СПК «Волга» является сделкой не соответствующей требованиям закона и направлен на лишение истца (Российской Федерации) титула собственника, а следовательно, данная сделка является ничтожной и должна быть признана незаконной.

Договоры купли-продажи №*-ДКП/З и №*-ДКП/З, заключенные между СПК «Волга» и ООО «Земляне», также являются незаконными и ничтожными.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Поэтому зарегистрированное право ООО «Земляне» на вышеуказанные земельные участки должно быть признано недействительным и запись о праве собственности подлежит исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право собственности ООО «Земляне» на одни и те же объекты недвижимости (земельные участки).

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №*, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области от 01 февраля 2005 года № 37 определено, что на территории Тверской области от имени Российской Федерации контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области.

Одним из способов защиты прав согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, и пресечение действий, нарушающих право.

    Кимрский межрайонный прокурор просил признать незаконными результаты межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №*174, произведенные кадастровым инженером Панафидиным И.И.; признать незаконным постановление администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №* «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» (в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №*); признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка №* от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и СПК «Волга»; признать недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи земельных участков за №*-ДКП/З и №*-ДКП/З, заключенные между СПК «Волга» и ООО «Земляне»; признать отсутствующим право собственности ООО «Земляне» на земельные участки с кадастровыми номерами №*.

В ходе судебных заседаний Кимрский межрайонный прокурор в соответствии со ст. 39 ГПК РФ дополнил иск следующими требованиями: признать собственностью Российской Федерации древесину, которая вывезена с земельных участков с кадастровыми номерами №*, общим объемом 62,88 м3, находящуюся по адресу: <адрес> общим объемом 62 м3, находящуюся на производственной базе ООО «Леспром» по адресу: <адрес>; признать незаконной деятельность ООО «Земляне» в части проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, а именно в Ильинском участковом лесничестве (по материалам лесоустройства СПК «Волга») квартал №*, выдел 10; 11 на площади 5,0 га.

В судебном заседании старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Уткина Т.В. поддержала заявленные исковые требования (с учетом дополнений) в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области Кубли Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные прокурором, в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика СК «Волга» Жаткин Н.Д. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Кимрского района Тверской области Ковалев М.Е., представитель ответчика ООО «Земляне» Городецкий Д.А. и ответчик кадастровый инженер Панафидин И.И. исковые требования не признали, указали, что в соответствии с Государственным актом № ТВО -№* с 1993 года ТОО Агрокомплекс «Волга» (ныне СПК «Волга») владело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7487 га, предоставленным для ведения сельского хозяйства. Согласно распоряжению Губернатора Тверской области № 546-ра от 27 ноября 2007 года часть этого земельного участка площадью 6170 га была переведена в состав земель лесного фонда, но границы этих земель не установлены в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени. СПК «Волга» сохранило на праве постоянного (бессрочного) пользования 1317 га земли, не подпадающей под действие лесного законодательства. По мнению ответчиков, земельные участки с кадастровыми номерами №*, переданные в собственность сначала СПК «Волга», а затем - ООО «Земляне», выделялись именно из земель, находящихся в границах СПК «Волга», ранее принадлежащих СПК «Волга» на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

Представители третьих лиц – Министерства лесного хозяйства Тверской области и ГКУ Тверской области «Кашинское лесничество Тверской области» - Теплухин А.А., ООО «Мир» - Городилов А.В., Администрации Неклюдовского сельского поселения Кимрского района Тверской области – Коршакова В.И. поддержали требования прокурора, настаивали на их удовлетворении.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц по представленным доказательствам.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:

Нормами ст. 2 ГПК РФ определено, что задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ суд соблюдает принципы равенства сторон, гласности и состязательности судопроизводства.

Избрание судебного способа защиты является правом заинтересованного лица (ст. 12 ГК РФ), однако реализация данного права безусловную обязанность суда по защите заявленного заинтересованным лицом права (интереса) не предопределяет. Правомерным избранный судебный способ защиты может быть признан тогда и постольку, когда и поскольку подтверждено законное обладание прибегнувшим к судебной защите лицом действительным законным интересом, и избранный способ защиты не противоречит закону.

В том случае, если избранный заинтересованным лицом способ защиты не может быть реализован без совокупности всех нормативно установленных для его реализации условий, отказ в судебной защите по мотиву отсутствия правовых оснований для реализации избранного способа защиты об ущемлении права на защиту не свидетельствует.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ч. 3 и ч. 4 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, а также ст. 3 Федерального закона N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (ч.1 ст. 4 ФЗ № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года).

В состав необходимых документов для кадастрового учета документов включен межевой план - документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2 Инструкции).

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

    В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «Земляне» является собственником 4 земельных участков, с кадастровыми номерами №*, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: <адрес>, СПК «Волга»; площади этих участков составляют соответственно 330000 кв.м., 42000 кв.м., 4090000 кв.м. и 88000 кв.м., что подтверждается регистрацией права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Основаниями для государственной регистрации права явились договоры купли-продажи долей недвижимого имущества №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ и №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между СПК «Волга» и ООО «Земляне».

При этом суд считает необходимым признать технической ошибкой дату заключения договора купли-продажи долей недвижимого имущества №*-ДКП/З, указанную в исковом заявлении, где вместо «ДД.ММ.ГГГГ» указано «ДД.ММ.ГГГГ», и считает возможным в дальнейшем указывать дату заключения договора №*-ДКП/З – ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь СПК «Волга» являлось собственником вышеуказанных земельных участков на основании договор купли-продажи земельного участка №* от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Кимрского района и СПК «Волга» на основании на основании постановления Администрации Кимрского района от ДД.ММ.ГГГГ №* «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» (в редакции постановления администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №*).

Межевание земельных участков произведено, сведения об их границах внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, участок из категории земель - земли лесного фонда, общей площадью 6170 га, адрес объекта: <адрес>; леса ранее находившиеся во владении СПК «Волга»), с кадастровым (условным) номером №* находится в собственности Российской Федерации, запись о регистрации №*. Свидетельство выдано на основании ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, приложен план лесного участка.

Сведения о границах участка не внесены в государственный кадастр недвижимости. Поэтому, на основании вышеуказанных норм права, местоположение указанного земельного участка следует определять, исходя из лесоустроительной проектной документации, сведений государственного лесного реестра, лесоустроительных планшетов, плана лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесение земельного участка к лесному фонду.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило то, что в результате проведенной Кимрской межрайонной прокуратурой проверки установлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами №*, находящегося в настоящее время в собственности ООО «Земляне», и земельного участка с кадастровым (условным) номером №*, находящегося в собственности Российской Федерации.

Из заявленных требований и их обоснования, а также позиции ответчиков по данному делу следует, что юридически значимым и подлежащим выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлось выяснение точных границ на местности вышеуказанных спорных земельных участков.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст. 55 ГПК РФ).

В настоящем случае выяснение указанных обстоятельств для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных ст. 2 ГПК РФ, без использования специальных знаний было невозможно.

Следовательно, по данному делу заключение эксперта относится к необходимым средствам доказывания.

В целях проверки данного обстоятельства судом назначалась судебная замлеустроительная экспертиза, проведение которой поручалось экспертам ООО «Центр технической экспертизы».

Из выводов эксперта ООО «Центр технической экспертизы» Лазарева О.Е., изложенных в заключении судебной землеустроительной экспертизы, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №* согласно данных межевых планов формировались из земель сельскохозяйственного назначения (земель бессрочного (постоянного) пользования сельхозпредприятия «Волга»; согласно картографическим материалам лесоустройства земельные участки с кадастровыми номерами №* полностью, а земельный участок с кадастровым номером №* – частично формировались из земель лесного фонда; земельный участок с кадастровым номером №* полностью накладывается на квартал №* выделы №*; земельный участок с кадастровым номером №* полностью накладывается на квартал №* выделы №* земельный участок с кадастровым номером №* полностью накладывается на квартал №* выделы №* земельный участок с кадастровым номером №* накладывается на квартал №* выделы №*, квартал №* выделы 4№*, квартал №* выдел №*, квартал №* выделы №* квартал №* выделы №* квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №* квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №* квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №* квартал №* выделы №*, квартал №* выделы №*

У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности и объективности выводов эксперта Лазарева О.Е., поскольку эксперт имеет необходимую квалификацию, высшее образование в сфере геоэкологии, стаж работы по специальности «Геоэкология» 13 лет и экспертной работы 5 лет, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта согласуется с иными исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе проектом землеустройства (перераспределения земель) колхоза (совхоза) Волга Кимрского района Тверской области, планшетами лесоустройства и другими документами, представленными стороной истца и подтверждающими, что спорные участки, принадлежащий ООО «Земляне», находятся в лесном фонде.

При этом суд учитывает, что согласно распоряжению Губернатора Тверской области от 27 ноября 2006 № 546-ра земли сельскохозяйственного назначения, находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК «Волга», площадью 6170 га, переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства. Поэтому спорные земельные участки до 27 ноября 2006 года относились к землям сельскохозяйственного назначения и находились в постоянном (бессрочном) пользовании сельхозпредприятия «Волга» как «сельские» леса, обозначенные на проекте землеустройства (перераспределения земель) соответствующими значками, а после 27 ноября 2006 года – относятся к землям лесного фонда.

Сведения, дающие основания сомневаться в правильности заключения эксперта, которые бы являлись относимыми и допустимыми доказательствами в силу ст. 59,60 ГПК РФ, суду не представлены.

В связи с этим суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика ООО «Земляне» Городецкого Д.А. о том, что заключение судебной землеустроительной экспертизы не может являться допустимым доказательством по делу.

На основании установленных в судебном заседании фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами №* являются частью государственного лесного фонда.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, уполномоченные Российской Федерацией.

Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области от 01 февраля 2005 года № 37 определено, что на территории Тверской области от имени Российской Федерации контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания закона Кимрский межрайонный прокурор наделен полномочиями на обращение в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Исковые требования предъявлены с целью изменить данные, содержащиеся в системе учета прав на недвижимое имущество, приведения их в соответствии с фактическими обстоятельствами, с которыми закон связывает прекращение права собственности, и в целях защиты права на распоряжение земельным участком.

    В соответствии с положениями ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Требования о признании незаконными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами №*, проведенного кадастровым инженером Панафидиным И.И. подлежат удовлетворению, поскольку при проведении межевания этих земельных участков кадастровым инженером не запрашивалась и, соответственно, не учитывалась информация из государственного лесного реестра, являющаяся первичными источником информации об отнесение земельного участка к лесному фонду. Однако это обстоятельство не явилось препятствием для постановки земельных участков с кадастровыми номерами №* на кадастровый учет.

Кадастровый инженер несет ответственность за результат выполненной им работы. В данном случае кадастровый инженер выполнил работы с нарушением действующего законодательства, что привело к существенному нарушению интересов Российской Федерации.

На основании пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В связи с этим, постановление Администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №* «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №*) является незаконным.

В силу ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно ст. ст. 166, 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предметом сделок (договор купли-продажи земельного участка №* от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Кимрского района и СПК «Волга», и договоры купли-продажи земельных участков №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ и №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между СПК «Волга» и ООО «Земляне») являлись земли лесного фонда, не подлежащие отчуждению в силу прямого законодательного запрета, суд приходит к выводу о ничтожности таких сделки и применению последствий их недействительности.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При таких обстоятельствах, а также, учитывая вышеуказанные положения закона и разъяснения Пленума, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности ответчика ООО «Земляне» на спорные земельные участки отсутствующим, так как на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами. Решение суда является основанием для ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Тверской области для снятия указанных участков с кадастрового учета и для Управления Росреестра по Тверской области – для прекращения права собственности ООО «Земляне».

Вместе с тем суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований прокурора о признании собственностью Российской Федерации древесины общим объемом 62,88 м3, находящейся по адресу: <адрес> общим объемом 62 м3, находящейся по адресу: <адрес>.

Прокурором в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств тому, что указанная выше древесина вывезена именно со спорых земельных участков, поскольку производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.28.1 КоАП РФ, возбужденным прокурором в отношении ООО «СТЛ», в рамках которых задержаны транспортные средства с древесиной и поставлены на стоянку по вышеуказанным адресам, - прекращены в связи с отсутствием составов правонарушений, о чем свидетельствуют постановления мирового судьи судебного участка Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, прокурором не заявлялось ходатайств о привлечении к участию в настоящем деле ООО «СТЛ» в качестве третьих лиц, а также не заявлялось ходатайств о допросе работников ООО «СТЛ» в качестве свидетелей, которые могли бы пояснить, откуда конкретно вывозилась древесина.

Суд также не может согласиться с требованием прокурора о признании незаконной деятельности ООО «Земляне» в части проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, а именно в Ильинском участковом лесничестве квартал 3 24, выдел 10,11 на площади 5,0 га, поскольку согласно имеющимся у ООО «Земляне» правоустанавливающим и правоподтверждающим документам, в его собственности находились участки из категории земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного назначения. После возбуждения настоящего гражданского дела ООО «Земляне» не проводят рубок на спорных участках, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых реквизитов для данного вида доказательств.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.

В соответствии со ст. 144 ГПК РФ вопрос об отмене обеспечения иска должен решаться в судебном заседании. В связи с этим суд считает, что обеспечительные меры, наложенные определением Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде ареста древесины, вывезенной с земельных участков с кадастровыми номерами №*, общим объемом 62,88 м3, находящейся по адресу: <адрес>, и общим объемом 62 м3, находящейся по адресу: <адрес>, производственная база ООО «Леспром» – отменить после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> к <адрес>, Сельскохозяйственному кооперативу «Волга», Обществу с ограниченной ответственностью «Земляне», кадастровому инженеру Панафидину И.И. - частично.

Признать незаконными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №*, проведенного кадастровым инженером Панафидиным И.И..

Признать незаконным постановление Администрации Кимрского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №* «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, земельными участками СПК «Волга» и предоставлении в собственность земельных участков СПК «Волга» (в редакции постановления Администрации Кимрского района от ДД.ММ.ГГГГ №*).

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка №* от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Кимрского района и СПК «Волга».

Признать недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи земельных участков №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ и №*-ДКП/З от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между СПК «Волга» и ООО «Земляне».

Признать отсутствующим право собственности ООО «Земляне» на земельные участки с кадастровыми номерами №*, что является основанием для ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Тверской области для снятия указанных участков с кадастрового учета.

Отказать в удовлетворении исковых требований о признании собственностью Российской Федерации древесины общим объемом 62,88 м3, находящейся по адресу: <адрес> общим объемом 62 м3, находящейся по адресу: <адрес>

Отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконной деятельности ООО «Земляне» в части проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, а именно в Ильинском участковом лесничестве квартал 3 24, выдел 10,11 на площади 5,0 га.

Обеспечительные меры, принятые на основании определения Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде ареста древесины, вывезенной с земельных участков с кадастровыми номерами №*, общим объемом 62,88 м3, находящейся по адресу: <адрес>, и общим объемом 62 м3, находящейся по адресу: <адрес>, производственная база ООО «Леспром» – отменить после вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Н.Н.Зайцева

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2016 года.

Судья Н.Н.Зайцева

2-4/2016 (2-849/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области
Кимрский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Земляне"
Сельскохозяйственный кооператив "Волга"
кадастровый инженер Панафидин Илья Иванович
Администрация Кимрского района Тверской области
Другие
Админитрация Неклюдовского с\п Кимрского района
Министерство лесного хозяйства Тверской области
ООО "Мир"
Кашинское лесничество Тверской области
ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра"
Управление Росреестра по Тверской области
Суд
Кимрский городской суд Тверской области
Дело на сайте суда
kimrsky.twr.sudrf.ru
15.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2015Передача материалов судье
16.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2015Подготовка дела (собеседование)
04.08.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2015Предварительное судебное заседание
02.09.2015Судебное заседание
16.09.2015Судебное заседание
15.12.2015Производство по делу возобновлено
16.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
25.12.2015Судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
02.02.2016Судебное заседание
12.02.2016Судебное заседание
03.03.2016Судебное заседание
03.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее