Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Фадиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3508/18 по исковому заявлению Горшковой Анны Александровны к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Администрации города Ханты-Мансийска о принятии в муниципальную собственность жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Горшкова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Администрации города Ханты-Мансийска о принятии в муниципальную собственность жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ года решением Ханты-Мансийского районного суда за ней признано право собственности на жилое помещение - комнату <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о принятии жилого помещения в муниципальную собственность, при этом получила от Департамента ответ которым отказано в принятии жилого помещения в муниципальную собственность.
Полагая указанное решение ответчика незаконным, истец просит обязать Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>; признать за Горшковой А.А. право пользования жилым помещением -комнатой <адрес> на условиях договора социального найма.
Истец Горшкова А.А., представители ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, третьего лица Администрации города Ханты-Мансийска будучи извещенными о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Суд, исследовав и оценив в совокупности письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Горшкова А.А. является собственником комнаты, назначение: жилое, общая площадь <адрес>, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года), на основании решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как установлено в судебном заседании, решением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года за Горшковой А.А. признано право собственности на недвижимое имущество, в виде жилого помещения - комнаты <адрес>
Право собственности на спорное жилое помещение признано в порядке приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в Администрацию города Ханты-Мансийска с заявлением о расприватизации комнаты в общежитии по адресу: <адрес>
Ответом № года Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Горшковой А.А. сообщено, что в соответствии с распоряжением Администрации города Ханты-Мансийска от № многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для отказа в названном сообщении ответчика указано, что в соответствии с пунктом 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, установлено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма жилых помещений подлежат расторжению.
Как указано в ст.20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от №, Горшковой А.А., принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ограничений прав и обремений объекта недвижимости не имеется.
Доказательств наличия у истца иных объектов недвижимости ответчиком суду не представлено.
В силу положений ст.9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, приватизировавших жилые помещения передать принадлежащие им жилые помещения в муниципальную собственность, а на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, обязательства сторон договора приватизации подлежат прекращению.
Названные положения ст.9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», как и ст.20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», не содержат обязательных требований и указаний, по каким мотивам, причинам может быть передано жилое помещение в собственность муниципальных образований, следовательно, мотивы и причины передачи жилого помещения в муниципальную собственность правового значения не имеют. Вместе с тем, законодательством не предусмотрены основания для отказа в принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления жилых помещений, передаваемых гражданами в муниципальную собственность.
При принятии решения по настоящему спору, судом учтено, что названные положения ст.9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», как и ст.20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливают право гражданина на передачу жилого помещения и безусловную обязанность органов местного самоуправления принять квартиру. Доводы ответчика об аварийности жилого дома не имеют правового значения.
С учетом вышеуказанных норм, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец вправе реализовать свое право на передачу принадлежащего ему жилого помещения, являющегося его единственным местом жительства и свободного от обязательств, в муниципальную собственность, а ответчики обязаны принять указанное помещение в собственность и заключить с ним договор социального найма.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Поскольку спорное жилое помещение не предоставляется ответчику впервые, а имеет место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения, то правовые нормы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не распространяются на отношения, возникающие при изменении правового статуса жилого помещения.
Таким образом, на Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска возлагается обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, и признании за Горшковой А.А. право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчиков, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Горшковой Анны Александровны удовлетворить
Обязать Администрацию города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Признать за Горшковой Анной Александровной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Взыскать с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в пользу Горшковой Анны Александровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Взыскать с Администрации города Ханты-Мансийска в пользу Горшковой Анны Александровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 28 августа 2018 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов