Дело № 2-71/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 20 февраля 2019 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению администрации Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - скважину, с кадастровым номером №, с инвентарным номером 3943, глубина 40 м., расположенную по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский, 380 м на юго-запад от <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что 16 января 2018 года данный объект регистрационным органом принят на учет как бесхозяйный. Фактически объектом недвижимого имущества владеет администрация Кассельского сельского поселения. Иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйный, никто своих прав на данный объект не заявлял. Спор о праве отсутствует.
Представитель администрация Кассельского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Кошкарева А.В. в судебном заседании требования поддержала.
Заинтересованные лица администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо Нагайбакский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту Гражданский кодекс РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданский кодекс РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931).
Наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определены специальными нормами.
Согласно пп. 4, 8 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 29 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Из п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.
При рассмотрении дела установлено, что на территории Кассельского сельского поселения Нагайбакского района находится скважина, с кадастровым номером №, с инвентарным номером №, глубина 40 м., расположенную по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский, 380 м на юго-запад от <адрес>, и она используется для обеспечения водоснабжения населения.
Данная скважина является инженерным сооружением прочно связанным с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то есть она относиться к недвижимым вещам.
Согласно сведениям администрации Нагайбакского муниципального района, единого государственного реестра недвижимости, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области, ОГУП «Областной центр технической инветнтаризации», указанный объект в реестрах муниципальной, региональной, федеральной собственности не значится, право собственности в отношении его никем не зарегистрировано, с 16 января 2018 года состоит в единого государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного и ему присвоен кадастровый №, наименование - «скважина».
Таким образом, с момента постановки в установленном порядкебесхозяйной недвижимой вещи на учет прошло более года, ее собственник не установлен, а фактическим владельцем является администрация поселения.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, следует признать правомерными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за муниципальным образованием Кассельское сельское поселение Нагайбакского муниципального района Челябинской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - скважину, с кадастровым номером №, с инвентарным номером №, глубина 40 м., расположенную по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский, 380 м на юго-запад от <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: