подлинник
Дело № 2-1849/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Пузыревой Э.В.,
с участием представителей истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №,
представителя ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №
представителя третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов. Требования мотивированы тем, что на основании сообщения от средств массовой информации ДД.ММ.ГГГГ о заброшенном битумохранилище на территории <адрес>, вблизи водного объекта <адрес>, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в <адрес> Красноярского края в восточном промышленном районе. На земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории <данные изъяты> ФИО4 были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в <адрес> в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты — нефтепродукты. Правообладатель земельного участка по указанному адресу - субъект Российской Федерации - <данные изъяты>. Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № объект: сооружение - склад битума № (<адрес>), сооружение - склад битума № (<адрес>) имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. По результатам проведенных анализов отбора проб почвы и поверхностных вод в <адрес> аккредитованной лабораторией <данные изъяты> установлено, что качество поверхностных вод <адрес> в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза. По результатам контрольно-надзорных мероприятий Службы, к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ был привлечен собственник земельного участка - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края было выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, а именно, организовать ликвидацию заброшенного битумохранилища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер №) общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, процедуру ликвидации произвести согласно требованиям законодательства Российской Федерации. На основании обращения Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № №), учитывая, что выполнение данного предписания требует дополнительных временных затрат, письмом Службы от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № продлен до ДД.ММ.ГГГГ года. На основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до ДД.ММ.ГГГГ года, в чем было отказано. В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное контрольное мероприятие, в процессе которого установлено, что предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № не исполнено. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», последнее приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером № для эксплуатации асфальтобетонного завода. Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждений аварий, связанных с обращение с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Полагает, что в настоящее время в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате производственной деятельности ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация», последнему надлежит восстановить нарушенное им состояние окружающей природной среды. В связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации.
В судебном заседании представители истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям, дополнительно суду пояснили, что согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В данном случае собственник отходов не установлен, доказательств, что таковым не является ответчик, не представлено, в связи с чем, размещенные отходы являются собственностью ГП «Дорожно-эксплуатационная организация», поскольку территория, на которой находятся спорные отходы, находится в аренде у этой организации. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по данном факту в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № в судебном заседании исковые требования не признала, указав на их незаконность и необоснованность, поддержала все изложенное в письменном отзыве на иск, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация» заключен договор аренды № находящегося в государственной собственности Красноярского края земельного участка, расположенного в границах участка, ориентир по <адрес>, в восточном промышленном районе <адрес>, с имеющимися на участке объектами недвижимости. Срок аренды – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Переданный в аренду земельный участок предполагалось использовать для эксплуатации асфальтобетонного завода. Приемка участка носила формальный характер и фактически представители ГП «КрайДЭО» для приемки на объект не выезжали. Какую-либо деятельность предприятие на участке не осуществляет. О том, что почва на участке загрязнена нефтепродуктами, а участок является экологически опасным для окружающей среды объектом, ответчику стало известно только в сентябре 2014 года. Полагают, что передача объекта недвижимого имущества и заключение договора аренды земельного участка Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края связана именно с наличием соответствующих предписаний от Министерства. Земельный участок не может быть использован для целей, определенных договором аренды, по причине определения указанной территории как природоохранной зоны, в связи с чем, ГП «КрайДЭО» в адрес Агентства направлено обращение о расторжении договора аренды ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, полагает, что двухмесячного срока для выполнения мероприятий по ликвидации заброшенного битумохранилища не достаточно, поскольку: срок изготовления паспорта отхода составляет 30 дней, срок заключения договоров на выполнение проектной документации ликвидации битумохранилища и проведение ее государственной экспертизы и ликвидации битумохранилища по результатам торгов с организацией, имеющей лицензию – 30 дней на каждый, срок согласования крупной сделки с собственником – 20 рабочих дней. Тем самым, минимальный срок для ликвидации объекта составляет 6 месяцев. Кроме того, расходы на ликвидацию битумохранилища должны быть включены в план финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом, за предоставленные Агентству 9 месяцев никакие мероприятия не проводились. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края такой же представитель Красноярского края, как и Агентство. Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края не могло быть привлечено к административной ответственности, так как исполнение предписания службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, а также выделение денежных средств для его исполнения не относится к компетенции Агентства.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 1 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация. консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 года № 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Согласно п. 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, последнее осуществляет надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.
В силу п. 3.10 указанного Положения к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края относится, в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а именно: осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу п. 3.34 раздела 3 Положения Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края предоставлено право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ государственное предприятие Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» (ГП «КрайДЭО») зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №, юридический адрес: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, основными видами деятельности ответчика ГП «КрайДЭО» являются: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, производство изделий из бетона для использования в строительстве, производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков (том 1 л.д. 17).
На основании сообщения из средств массовой информации ДД.ММ.ГГГГ о заброшенном битумохранилище на территории <адрес>, вблизи водного объекта <адрес>, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, обанкротившемуся в начале 2000-х годов, и принятого по нему приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в <адрес> Красноярского края в восточном промышленном районе.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 м. на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории <данные изъяты> ФИО4 были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в <адрес> в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты — нефтепродукты, о чем составлен акт № натурного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, пробы согласно протоколам отбора направлены в <данные изъяты>
По результатам проведенных анализов отбора проб почвы и поверхностных вод в <адрес> аккредитованной лабораторией <данные изъяты> установлено, что качество поверхностных вод <адрес> в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза, о чем составлены соответствующие заключения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № правообладатель земельного участка (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе - субъект Российской Федерации - Красноярский край.
Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, объект: сооружение - склад битума № (<адрес>), сооружение - склад битума № (<адрес>) имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
По данному факту постановлением Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу.
Для устранения выявленных нарушений должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений №, срок исполнения которого – ДД.ММ.ГГГГ. Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края предписано: организовать ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе.
На основании письма Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года, учитывая, что выполнение предписания требует дополнительных временных затрат, Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ продлен срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» полномочия Службы переданы министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с реорганизацией министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в форме присоединения.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28.04.2014 № б/274-о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом ФИО1 края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до ДД.ММ.ГГГГ, на что последним получен отказ, поскольку заброшенное битумохранилище, содержащее отход третьего класса опасности, продолжает находиться на территории промышленного района <адрес>, подвергает опасности здоровье и жизнь граждан, что может привести к экологической катастрофе, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуаций в случае возгорания битума, а учитывая близость лесного массива и возгорание государственного лесного фонда, кроме того, вследствие схода снежного покрова, повышения температуры окружающего воздуха, усиливается угроза загрязнения реки <данные изъяты> и почвы нефтепродуктами битумохранилища.
В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное контрольное мероприятие, о проведении которого Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края надлежаще уведомлено телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которого установлено не выполнение в установленный в предписании срок вышеуказанных мероприятий, о чем составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. <данные изъяты> КоАП РФ, полученный лично представителем Агентства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по <данные изъяты> КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № за ответчиком ГП КК «КрайДЭО» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое здание (лит. В3) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума № (лит. В7) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума № (лит. В8) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
Во исполнение указанного приказа ДД.ММ.ГГГГ между субъектом РФ – Красноярский край и ГП КК «КрайДЭО» подписан акт приема-передачи указанного имущества в хозяйственное ведение.
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», последнее приняло на основании приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № в аренду земельный участок с кадастровым номером №, с категорией земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., для эксплуатации асфальтобетонного завода, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир по <адрес> в восточном промышленном районе <адрес>, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, с имеющимися на нем объектами недвижимости: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>; нежилое здание (лит. В3) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Красноярский край, <адрес>; нежилое сооружение – склад битума № (лит. В7) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума № (лит. В8) с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 4.2 указанного договора аренды арендатор обязался, в том числе: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать единые требования по содержанию и пользованию земельным участком, выполнять работы по благоустройству территории, в случае причинения ущерба участка, письменно сообщить об этом арендодателю в трехдневный срок, немедленно извещать соответствующие государственные органы и службы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) участку и находящимся на нем объектам ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по его предотвращению.
О факте заключения указанного договора аренды Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края было извещено письмом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось к ответчику ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация» с требованием о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации: о цели аренды указанного земельного участка, поэтапном плане производимых работ на земельном участке, поэтапном плане мероприятий по ликвидации заброшенного битумохранилища на участке, а также очистке почвы от нефтепродуктов, полученным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ согласно почтовому уведомлению о вручении.
Однако указанная информация в установленный срок ответчиком в Министерство представлена не было, в связи с чем в отношении ГП КК «КрайДЭО» последним составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. <данные изъяты> КоАП РФ, с последующим его направлением на рассмотрение мировому судье судебного участка № 50 в Железнодорожном районе г. Красноярска.
На повторное письмо Министерства о предоставлении указанной информации от ДД.ММ.ГГГГ года, ГП КК «КрайДЭО» направило в адрес министерства ДД.ММ.ГГГГ копию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, сообщив, что земельный участок используется в производственных целях, план по ликвидации заброшенного битумохранилища и развития производственных процессов в настоящее время разрабатывается.
Представитель ответчика указал, что по факту земельный участок с разгерметизированными складами битума не используется ГП КК «КрайДЭО» в производственных целях и не может быть использован. Истцом доказательств использования указанного земельного участка ответчиком, ведения последним на нем деятельности в настоящее время не представлено.
Как установлено судом, в результате разрушения битумохранилища, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, произошла разгерметизация этого объекта, сброс нефтепродуктов на рельеф местности, загрязнение почв на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе. Сброс нефтепродуктов на рельеф местности и техногенное загрязнение земель химическими веществами оказывают негативное влияние на окружающую среду и представляют повышенную опасность для окружающих.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе материалами фотофиксации, пояснениями участников процесса.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения естественных экологических систем; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и обеспечение снижения ее негативного влияния; ответственности органов государственной власти, местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующей территории и за нарушения законодательства, др.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Согласно п. 2 ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда, вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.
Предусмотренные гражданским законодательством способы восстановления либо защиты права избираются истцом самостоятельно, способ восстановления или защиты права должен быть адекватным допущенным нарушениям и позволяющим эти нарушения устранить.
По общим правилам возмещения вреда лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения в соответствии со ст. 1064 ГК РФ.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Основанием иска указаны обстоятельства загрязнения земельного участка в результате сброса нефтепродуктов из разрушенного битумохранилища. Между тем, доказательств, в полной мере свидетельствующих о наличии вины ГП КК «КрайДЭО» в разгерметизации битумохранилища, повлекшего за собой загрязнение земельного участка нефтепродуктами, истцом представлено не было.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе является собственностью субъекта Российской Федерации – Красноярского края, сооружения - склад битума № (<адрес>), склад битума № (<адрес>) – собственностью Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, и закреплены на праве хозяйственного ведения с ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком ГП КК «КрайДЭО», земельный участок передан в аренду последнему ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ГП КК «КрайДЭО» не являлось контролирующим субъектом за надлежащим содержанием вышеуказанного имущества до ДД.ММ.ГГГГ года.
Наличие у ГП КК «КрайДЭО» обязательств по несению бремени содержания земельного участка, изложенных в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, не означает наличия его вины в загрязнении земельного участка нефтепродуктами, поскольку факт загрязнения установлен до передачи земельного участка и находящегося на нем имущества последнему Агентством по управлению государственным имуществом ФИО1 края. Следовательно, при отсутствии вины ГП КК «КрайДЭО» в загрязнении земельного участка нет оснований и для возложения на него обязанности по возмещению вреда, установленного ст. 1064 ГК РФ, тем самым, в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации, надлежит отказать.
Действия ответчика, выраженные в обращениях к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. №) по вопросу оказания содействия в ликвидации битумохранилища, не свидетельствуют о виновности ГП КК «КрайДЭО». При этом, суд учитывает, что Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, п. 2 которого Правительству края поручено разработать и утвердить план мероприятий по реализации указанной концепции, в том числе участия в федеральной целевой программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба за 2014-2025 годы» и разработка краевой государственной программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба за 2014-2025 годы».
Довод истца о заключении между сторонами договора аренды спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ответственность за загрязнение окружающей среды несет ГП КК «КрайДЭО», является необоснованным, поскольку доказательств передачи земельного участка арендодателю в надлежащем состоянии не имеется, представленными доказательствами установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году зафиксировано причинение вреда окружающей природной среде от разгерметизированных битумохранилищ. Обязанность арендатора по восстановлению окружающей природной среды договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена.
Довод истца о наличии постановления мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, где производство по делу об административном правонарушении в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по <данные изъяты> КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения не влияет на оценку постановленного решения, поскольку отсутствие оснований для привлечения Агентства к административной ответственности не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер №), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Смирнова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 июня 2015 года.
Судья И.С. Смирнова