Решение по делу № 2-1849/2015 от 16.01.2015

подлинник

Дело № 2-1849/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2015 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой И.С.,

при секретаре Пузыревой Э.В.,

с участием представителей истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ,

представителя ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за

представителя третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов. Требования мотивированы тем, что на основании сообщения от средств массовой информации ДД.ММ.ГГГГ о заброшенном битумохранилище на территории <адрес>, вблизи водного объекта <адрес>, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в <адрес> Красноярского края в восточном промышленном районе. На земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории <данные изъяты> ФИО4 были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в <адрес> в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты — нефтепродукты. Правообладатель земельного участка по указанному адресу - субъект Российской Федерации - <данные изъяты>. Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ объект: сооружение - склад битума (<адрес>), сооружение - склад битума (<адрес>) имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. По результатам проведенных анализов отбора проб почвы и поверхностных вод в <адрес> аккредитованной лабораторией <данные изъяты> установлено, что качество поверхностных вод <адрес> в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза. По результатам контрольно-надзорных мероприятий Службы, к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ был привлечен собственник земельного участка - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края было выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, а именно, организовать ликвидацию заброшенного битумохранилища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер ) общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, процедуру ликвидации произвести согласно требованиям законодательства Российской Федерации. На основании обращения Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ), учитывая, что выполнение данного предписания требует дополнительных временных затрат, письмом Службы от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ года. На основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до ДД.ММ.ГГГГ года, в чем было отказано. В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное контрольное мероприятие, в процессе которого установлено, что предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», последнее приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером для эксплуатации асфальтобетонного завода. Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждений аварий, связанных с обращение с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Полагает, что в настоящее время в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате производственной деятельности ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация», последнему надлежит восстановить нарушенное им состояние окружающей природной среды. В связи с чем, просит возложить на ответчика обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации.

В судебном заседании представители истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за , исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям, дополнительно суду пояснили, что согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В данном случае собственник отходов не установлен, доказательств, что таковым не является ответчик, не представлено, в связи с чем, размещенные отходы являются собственностью ГП «Дорожно-эксплуатационная организация», поскольку территория, на которой находятся спорные отходы, находится в аренде у этой организации. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по данном факту в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за в судебном заседании исковые требования не признала, указав на их незаконность и необоснованность, поддержала все изложенное в письменном отзыве на иск, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация» заключен договор аренды находящегося в государственной собственности Красноярского края земельного участка, расположенного в границах участка, ориентир по <адрес>, в восточном промышленном районе <адрес>, с имеющимися на участке объектами недвижимости. Срок аренды – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Переданный в аренду земельный участок предполагалось использовать для эксплуатации асфальтобетонного завода. Приемка участка носила формальный характер и фактически представители ГП «КрайДЭО» для приемки на объект не выезжали. Какую-либо деятельность предприятие на участке не осуществляет. О том, что почва на участке загрязнена нефтепродуктами, а участок является экологически опасным для окружающей среды объектом, ответчику стало известно только в сентябре 2014 года. Полагают, что передача объекта недвижимого имущества и заключение договора аренды земельного участка Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края связана именно с наличием соответствующих предписаний от Министерства. Земельный участок не может быть использован для целей, определенных договором аренды, по причине определения указанной территории как природоохранной зоны, в связи с чем, ГП «КрайДЭО» в адрес Агентства направлено обращение о расторжении договора аренды ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, полагает, что двухмесячного срока для выполнения мероприятий по ликвидации заброшенного битумохранилища не достаточно, поскольку: срок изготовления паспорта отхода составляет 30 дней, срок заключения договоров на выполнение проектной документации ликвидации битумохранилища и проведение ее государственной экспертизы и ликвидации битумохранилища по результатам торгов с организацией, имеющей лицензию – 30 дней на каждый, срок согласования крупной сделки с собственником – 20 рабочих дней. Тем самым, минимальный срок для ликвидации объекта составляет 6 месяцев. Кроме того, расходы на ликвидацию битумохранилища должны быть включены в план финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом, за предоставленные Агентству 9 месяцев никакие мероприятия не проводились. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за , в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края такой же представитель Красноярского края, как и Агентство. Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края не могло быть привлечено к административной ответственности, так как исполнение предписания службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , а также выделение денежных средств для его исполнения не относится к компетенции Агентства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ст. 1 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация. консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 года № 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Согласно п. 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, последнее осуществляет надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.

В силу п. 3.10 указанного Положения к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края относится, в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а именно: осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.

Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п. 3.34 раздела 3 Положения Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края предоставлено право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ государственное предприятие Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» (ГП «КрайДЭО») зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за , юридический адрес: <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, основными видами деятельности ответчика ГП «КрайДЭО» являются: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, производство изделий из бетона для использования в строительстве, производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков (том 1 л.д. 17).

На основании сообщения из средств массовой информации ДД.ММ.ГГГГ о заброшенном битумохранилище на территории <адрес>, вблизи водного объекта <адрес>, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, обанкротившемуся в начале 2000-х годов, и принятого по нему приказа от ДД.ММ.ГГГГ года, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в <адрес> Красноярского края в восточном промышленном районе.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 м. на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории <данные изъяты> ФИО4 были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в <адрес> в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты — нефтепродукты, о чем составлен акт натурного обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, пробы согласно протоколам отбора направлены в <данные изъяты>

По результатам проведенных анализов отбора проб почвы и поверхностных вод в <адрес> аккредитованной лабораторией <данные изъяты> установлено, что качество поверхностных вод <адрес> в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза, о чем составлены соответствующие заключения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладатель земельного участка (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе - субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , объект: сооружение - склад битума (<адрес>), сооружение - склад битума (<адрес>) имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.

По данному факту постановлением Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Постановление вступило в законную силу.

Для устранения выявленных нарушений должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений , срок исполнения которого – ДД.ММ.ГГГГ. Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края предписано: организовать ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе.

На основании письма Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года, учитывая, что выполнение предписания требует дополнительных временных затрат, Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ продлен срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» полномочия Службы переданы министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с реорганизацией министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в форме присоединения.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28.04.2014 № б/274-о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом ФИО1 края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до ДД.ММ.ГГГГ, на что последним получен отказ, поскольку заброшенное битумохранилище, содержащее отход третьего класса опасности, продолжает находиться на территории промышленного района <адрес>, подвергает опасности здоровье и жизнь граждан, что может привести к экологической катастрофе, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуаций в случае возгорания битума, а учитывая близость лесного массива и возгорание государственного лесного фонда, кроме того, вследствие схода снежного покрова, повышения температуры окружающего воздуха, усиливается угроза загрязнения реки <данные изъяты> и почвы нефтепродуктами битумохранилища.

В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное контрольное мероприятие, о проведении которого Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края надлежаще уведомлено телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которого установлено не выполнение в установленный в предписании срок вышеуказанных мероприятий, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

По данному факту составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. <данные изъяты> КоАП РФ, полученный лично представителем Агентства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по <данные изъяты> КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком ГП КК «КрайДЭО» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое здание (лит. В3) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума (лит. В7) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума (лит. В8) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

Во исполнение указанного приказа ДД.ММ.ГГГГ между субъектом РФ – Красноярский край и ГП КК «КрайДЭО» подписан акт приема-передачи указанного имущества в хозяйственное ведение.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», последнее приняло на основании приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в аренду земельный участок с кадастровым номером , с категорией земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., для эксплуатации асфальтобетонного завода, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир по <адрес> в восточном промышленном районе <адрес>, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , с имеющимися на нем объектами недвижимости: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>; нежилое здание (лит. В3) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Красноярский край, <адрес>; нежилое сооружение – склад битума (лит. В7) с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; нежилое сооружение – склад битума (лит. В8) с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 4.2 указанного договора аренды арендатор обязался, в том числе: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать единые требования по содержанию и пользованию земельным участком, выполнять работы по благоустройству территории, в случае причинения ущерба участка, письменно сообщить об этом арендодателю в трехдневный срок, немедленно извещать соответствующие государственные органы и службы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) участку и находящимся на нем объектам ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по его предотвращению.

О факте заключения указанного договора аренды Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края было извещено письмом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось к ответчику ГП КК «Дорожно-эксплуатационная организация» с требованием о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ информации: о цели аренды указанного земельного участка, поэтапном плане производимых работ на земельном участке, поэтапном плане мероприятий по ликвидации заброшенного битумохранилища на участке, а также очистке почвы от нефтепродуктов, полученным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ согласно почтовому уведомлению о вручении.

Однако указанная информация в установленный срок ответчиком в Министерство представлена не было, в связи с чем в отношении ГП КК «КрайДЭО» последним составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. <данные изъяты> КоАП РФ, с последующим его направлением на рассмотрение мировому судье судебного участка № 50 в Железнодорожном районе г. Красноярска.

На повторное письмо Министерства о предоставлении указанной информации от ДД.ММ.ГГГГ года, ГП КК «КрайДЭО» направило в адрес министерства ДД.ММ.ГГГГ копию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, сообщив, что земельный участок используется в производственных целях, план по ликвидации заброшенного битумохранилища и развития производственных процессов в настоящее время разрабатывается.

Представитель ответчика указал, что по факту земельный участок с разгерметизированными складами битума не используется ГП КК «КрайДЭО» в производственных целях и не может быть использован. Истцом доказательств использования указанного земельного участка ответчиком, ведения последним на нем деятельности в настоящее время не представлено.

Как установлено судом, в результате разрушения битумохранилища, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, произошла разгерметизация этого объекта, сброс нефтепродуктов на рельеф местности, загрязнение почв на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе. Сброс нефтепродуктов на рельеф местности и техногенное загрязнение земель химическими веществами оказывают негативное влияние на окружающую среду и представляют повышенную опасность для окружающих.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе материалами фотофиксации, пояснениями участников процесса.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения естественных экологических систем; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и обеспечение снижения ее негативного влияния; ответственности органов государственной власти, местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующей территории и за нарушения законодательства, др.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно п. 2 ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда, вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.

Предусмотренные гражданским законодательством способы восстановления либо защиты права избираются истцом самостоятельно, способ восстановления или защиты права должен быть адекватным допущенным нарушениям и позволяющим эти нарушения устранить.

По общим правилам возмещения вреда лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения в соответствии со ст. 1064 ГК РФ.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Основанием иска указаны обстоятельства загрязнения земельного участка в результате сброса нефтепродуктов из разрушенного битумохранилища. Между тем, доказательств, в полной мере свидетельствующих о наличии вины ГП КК «КрайДЭО» в разгерметизации битумохранилища, повлекшего за собой загрязнение земельного участка нефтепродуктами, истцом представлено не было.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе является собственностью субъекта Российской Федерации – Красноярского края, сооружения - склад битума (<адрес>), склад битума (<адрес>) – собственностью Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, и закреплены на праве хозяйственного ведения с ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком ГП КК «КрайДЭО», земельный участок передан в аренду последнему ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ГП КК «КрайДЭО» не являлось контролирующим субъектом за надлежащим содержанием вышеуказанного имущества до ДД.ММ.ГГГГ года.

Наличие у ГП КК «КрайДЭО» обязательств по несению бремени содержания земельного участка, изложенных в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, не означает наличия его вины в загрязнении земельного участка нефтепродуктами, поскольку факт загрязнения установлен до передачи земельного участка и находящегося на нем имущества последнему Агентством по управлению государственным имуществом ФИО1 края. Следовательно, при отсутствии вины ГП КК «КрайДЭО» в загрязнении земельного участка нет оснований и для возложения на него обязанности по возмещению вреда, установленного ст. 1064 ГК РФ, тем самым, в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации, надлежит отказать.

Действия ответчика, выраженные в обращениях к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. ) по вопросу оказания содействия в ликвидации битумохранилища, не свидетельствуют о виновности ГП КК «КрайДЭО». При этом, суд учитывает, что Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, п. 2 которого Правительству края поручено разработать и утвердить план мероприятий по реализации указанной концепции, в том числе участия в федеральной целевой программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба за 2014-2025 годы» и разработка краевой государственной программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба за 2014-2025 годы».

Довод истца о заключении между сторонами договора аренды спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ответственность за загрязнение окружающей среды несет ГП КК «КрайДЭО», является необоснованным, поскольку доказательств передачи земельного участка арендодателю в надлежащем состоянии не имеется, представленными доказательствами установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году зафиксировано причинение вреда окружающей природной среде от разгерметизированных битумохранилищ. Обязанность арендатора по восстановлению окружающей природной среды договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена.

Довод истца о наличии постановления мирового судьи судебного участка № 139 в Центральном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, где производство по делу об административном правонарушении в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по <данные изъяты> КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения не влияет на оценку постановленного решения, поскольку отсутствие оснований для привлечения Агентства к административной ответственности не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация» об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                      И.С. Смирнова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 июня 2015 года.

Судья И.С. Смирнова

2-1849/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Кк
Ответчики
ГП КК "КрайДЭО"
Другие
Агенство по управлению государственным имуществом КК
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
16.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
20.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2015Предварительное судебное заседание
05.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.04.2015Предварительное судебное заседание
22.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.06.2015Предварительное судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
16.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее