Решение по делу № А79-7896/2010 от 18.10.2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-7896/2010

18 октября 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2010 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Тремасова Юрия Николаевича

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии,

третье лицо- Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары,

при участии:

заявителя- Тремасова Ю.Н.,

от ответчика – Трофимовой Е.А. по доверенности от 18.01.2010 года,

от третьего лица – Закировой Ф.В. по доверенности от 29.12.2009 года,

установил:

индивидуальный предприниматель Тремасов Юрий Николаевич (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным действия, выразившего в отказе произвести зачет 11991 рубля 00 копеек излишне уплаченной суммы страховых взносов, и обязании зачесть переплату в счет предстоящих платежей.

Заявление мотивировано тем, что в апреле 2010 года предприниматель обратился в Управление с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного страхового взноса. 28.04.2010 Управление вынесло решение об отказе в зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в сумме 11 991 рублей в связи с истечением срока обращения плательщика за зачетом излишне уплаченных до 13.04.2007 сумм, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации и части 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах). Заявитель считает, что решение об отказе не основано на нормах закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя, поскольку влечет дополнительные и необоснованные выплаты страховых взносов.

Определением от 28 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары, осуществлявшая раннее контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании предприниматель заявленные требования поддержал и пояснил, что он не знает, когда конкретно образовалась переплата по страховым взносам, однако, о наличии переплаты ему стало известно в 2006-2007 годах, когда стали высчитывать какие-то суммы, но точно есть ли и в каких размерах он не знал. Просил признать незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 11991 рубль 00 копеек, и обязать зачесть переплату в его пользу, а также отнести на ответчика расходы по оплате услуг адвоката.

Представитель  Управления заявленные требования не признал. Указал, что заявителю было отказано в связи с истечением срока обращения за зачетом излишне уплаченных сумм на основании части 13 статьи 26 Закона о страховых взносах. Поступление страховых взносов от предпринимателя отражено в представляемых суду сведениях и реестрах. Просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель  ИФНС России по г.Чебоксары требование заявителя не признал. Пояснил, что трехлетний срок для обращения с таким заявлением Тремасовым Ю.Н. пропущен. Следовательно, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Тремасов Юрий Николаевич, 20 апреля 1970 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.12.2003 года администрацией Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 15.11.2004 года за ОГРН 304212832000190.

Согласно реестру платежей от Тремасова Ю.Н. поступили страховые взносы на выплату страховой части  трудовой пенсии в сумме 12277 рублей: в 2004 году-1000 рублей, в 2005 году- 1200 рублей, в 2006 году-1200 рублей, в 2007 году-600 рублей, в 2008 году-2394 рубля, в 2009 году- 5883 рубля и на выплату накопительной части  трудовой пенсии в сумме 19180 рублей: в 2004 году- 12680 рублей, в 2005 году-4700 рублей, в 2006 году-600 рублей,  в 2007 году-1200 рублей.

За период предпринимательской деятельности заявителя  начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в виде фиксированного платежа на выплату  страховой части трудовой пенсии в сумме 12276 рублей 60 копеек: за 2003 год-19 рублей, за 2004 год- 1200 рублей, за 2005 год- 1200 рублей, за 2006 год- 1200 рублей, за 2007 год- 1232 рубля, за 2008 год-2576 рублей, за 2009 год- 4849 рублей 60 копеек. На выплату накопительной части трудовой пенсии начислено  6138 рублей 80 копеек: за 2003 год- 10 рублей, за 2004 год- 600 рублей, за 2005 год- 600 рублей, за 2006 год- 600 рублей,, за 2007 год- 616 рублей, за 2008 год-1288 рублей, за 2009 год- 2424 рубля 80 копеек.

13 апреля 2010 года предприниматель обратился в Управление с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Решением от 28.04.2010 года №781 о зачете сумм излишне уплаченных  страховых взносов, пеней и штрафов произведен зачет страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1050 рублей в счет погашения  задолженности  по пеням, начисленным на сумму неуплаченных в установленные сроки страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 15 рублей 49 копеек и в счет уплаты предстоящих платежей за 2010 год по страховым взносам  на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1033 рубля 51 копейка. В зачете  излишне уплаченных страховых взносов в сумме 11991 рубль отказано в связи с истечением срока обращения плательщика  за зачетом  излишне уплаченных до 13 апреля 2007 года сумм ( пункт 7 статьи 78 НК РФ и часть 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ).

Проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 4, 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии с п п.4, 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика

соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии с п п.4, 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика

соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии с п п.4, 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии с п п.4, 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии с п п.4, 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 года администратором поступлений в бюджет Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определен Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Полномочий по возврату излишне уплаченных страховых взносов ФЗ № 167-ФЗ до 01.01.2010 органам Пенсионного фонда не было предоставлено.

До 01.01.2010 администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации в части страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, была определена Федеральная налоговая служба (приложение 11.1. к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации»),

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Поскольку Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

 Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

В то же время приведенная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.

При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).

Как следует из пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.

Из материалов дела следует, и представители налогового органа и Пенсионного фонда подтвердили в ходе судебного заседания, что предпринимателя о факте излишней уплаты страховых взносов вообще не извещали. Соответственно, акт совместной сверки расчетов не производили. Переплата страховых взносов  произошла ввиду неточного указания кода бюджетной классификации заявителем в конце 2004 года при их уплате.

Предприниматель в ходе рассмотрения дела пояснил, что конкретной суммы излишних уплаченных сумм страховых взносов он не мог знать, ввиду того, что ему об этом никто не сообщал.

Следовательно, налоговый орган свою обязанность по извещению налогоплательщика о факте излишней уплаты предпринимателем страховых взносов не исполнил, совместную сверку расчетов не произвел.

При таких обстоятельствах, только после проведения совместной сверки расчетов, подтверждающего наличие у предпринимателя сумм переплаты, плательщику страховых взносов становится известно о факте излишней уплаты сумм страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона №212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Закона №212-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 26 указанного Закона зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

При этом в силу ст. 3 Закона органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Анализируя данные нормы законодательства, следует, что порядок зачета или возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов аналогичный предыдущему.

Из представленных материалов следует, что сумма излишне уплаченных страховых взносов, в зачете которых отказано, составляет 11991 рубль 00 копеек.

Согласно квитанции №000092 от 03 августа 2010 года Тремасов Ю.Н. уплатил за составление искового заявления в Арбитражный суд Чувашской Республики  03 августа 2010 года 2500 рублей 00 копеек.

Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (статья 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд считает, что понесенные предпринимателем расходы на оплату услуг представителя за составление заявление чрезмерно высок, поэтому снижает  размер до 2000 руб. и взыскивает их с ответчика в пользу предпринимателя. Именно данная сумма отвечает требованиям разумности и справедливости.

С учетом всего вышеизложенного заявленные требования предпринимателя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченной суммы  страховых взносов в сумме 11991 рубль 00 копеек.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии  зачесть переплату в сумме 11991 рубль в счет предстоящих платежей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии  в пользу индивидуального предпринимателя Тремасова  Юрия Николаевича 200 рублей (двести рублей 00 копеек)  расходов по оплату государственной пошлины, 2000 рублей 00 копеек (две тысячи рублей 00 копеек) расходов на представителя.

 Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                         Н.А. Каргина

А79-7896/2010

Категория:
Другие
Статус:
Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ)
Истцы
Тремасов Юрий Николаевич
Суд
АС Чувашской Республики
Судья
Каргина Н. А.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее