РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2014 года |
пос. Чишмы |
|||
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе: | ||||
председательствующего судьи |
- |
Никонорова М.Я., |
||
при секретаре |
- |
Кувшиновой А.А., |
||
с участием: |
||||
помощника прокурора Чишминского района РБ Нуриахметовой Р.Р., | ||||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе №2 п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, |
УСТАНОВИЛ:
прокурор Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе №2 п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района с участием и.о. директора COШ № 2 с. Чишмы Сафиуллиной Р.Х. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и аптитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания людей в деятельности COШ № 2 с. Чишмы, расположенной по адресу: РБ, Чишминский район, с. Чишмы, ул. Колхозная, д. 24, в ходе которой установлено следующее.
В период учебного года в здании COШ № 2 с. Чишмы наблюдается массовое пребывание людей. По состоянию на 05.09.2013 количество учащихся в СОШ № 2 с. Чишмы составляет 214 человек. Между тем, указанное общеобразовательное учреждение не оборудовано средствами видеонаблюдения с записью событий, наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны отсутствует.
Вместе с тем, установлено, что наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны отсутствует.
Согласно Уставу образовательной организации, СОШ № 2 р.п. Чишмы является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального района Чишминский район РБ в сфере образования. Учредителем учреждения является муниципальный район Чишминский район. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении муниципального района Чишминский район.
Прокурор с учетом уточнений иска просит обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан принять следующие меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: обеспечить наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны с уровнем искусственной освещенности на земле не менее 10 лк; здание и территорию школы оборудовать средствами видеонаблюдения с записью событий, обязать исполнить решение суда в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор, участвующий по делу Нуриахметова Р.Р., исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Филиппова Э.Ф., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №2 п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Имеется заявление, в котором просит проист рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, выслушав мнение сторон, прокурора, участвующего по делу, суд приходит к следующему.
Основные принципы государственной политики в области противодействия -терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.п. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе но выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с и.п. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства (это процесс, направленный па устранение различий в регулировании сходных либо родственных явлений и на создание универсальных нормативных актов или предписаний, оказывающих существенное влияние на состояние всей системы законодательства) положения ч.2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия свод правил, принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и аптитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Необходимость обеспечения безопасности обучающихся и работающих в образовательных учреждениях Республики Башкортостан нашли также отражение в Постановлении Правительства РБ от 21.02.2013 № 54 «О государственной программе «Развитие образования Республики Башкортостан». Согласно которой, в настоящее время важной задачей является обеспечение безопасности образовательных учреждений по следующим основным направлениям: оснащение образовательных учреждений техническими средствами обеспечения безопасности; приведение в соответствие с существующими требованиями зданий образовательных учреждений.
Кроме того, согласно указанию Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2008 №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий включена, в том числе установка систем видеонаблюдения.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (пункт 7) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий но противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении аптитеррористических мероприятий.
В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 7 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу н. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилетающих к ним территорий.
Согласно и. 3.9 СанПиМ 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденного постановлением 1 главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее К) лк.
В соответствии с п. 1.3 вышеуказанного СанПиП 2.4.2.2821-10, санитарные правила распространяются па проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требование о возложении обязанности оборудовать здание и территорию школы средствами видеонаблюдения, обеспечить достаточное наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории направлено в первую очередь на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой района с участием и.о. директора COШ № 2 с. Чишмы Сафиуллиной Р.Х. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и аптитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания людей в деятельности COШ № 2 с. Чишмы, расположенной по адресу: РБ, Чишминский район, с. Чишмы, ул. Колхозная, д. 24, в ходе которой установлено следующее.
В период учебного года в здании COШ № 2 с. Чишмы наблюдается массовое пребывание людей. По состоянию на 05.09.2013 количество учащихся в СОШ № 2 с. Чишмы составляет 214 человек. Между тем, указанное общеобразовательное учреждение не оборудовано средствами видеонаблюдения с записью событий, наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны отсутствует.
Вместе с тем, установлено, что наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны отсутствует.
Согласно Уставу образовательной организации, СОШ № 2 р.п. Чишмы является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального района Чишминский район РБ в сфере образования. Учредителем учреждения является муниципальный район Чишминский район. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении муниципального района Чишминский район.
При таких обстоятельствах обязанность по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения, возлагается как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе №2 п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе №2 п. Чишмы муниципального района Чишминский район РБ об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан принять следующие меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: обеспечить наружное искусственное освещение здания и прилегающей территории с восточной стороны с уровнем искусственной освещенности на земле не менее 10 лк; здание и территорию школы оборудовать средствами видеонаблюдения с записью событий.
Обязать исполнить решение суда в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья /подпись/ |
|
Копия верна. |
|
Судья Чишминского районного суда Республики Башкортостан |
Никоноров М.Я. |
Секретарь суда по гражданским делам |