Решение по делу № 2а-3706/2018 ~ М-3700/2018 от 22.10.2018

Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-3706/18

Альметьевского городского суда Республики Татарстан

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2018 года г. Альметьевск, РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибиева Р.Р.,

при секретаре Трифоновой Г.Ю.,

с участием:

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Расулова У.Х. и Кукиевой М.Д. оспаривании решений Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан об отказе в предоставлении временного убежища на территории России,

УСТАНОВИЛ:

Расулов У.Х. и Кукиева М.Д. обратились в суд с административным иском об оспаривании решений Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Татарстан об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. В обосновании требований указано, что уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 07 сентября 2018 года в отношении Расулова У.Х. и от 10 сентября 2018 года в отношении Кукиевой М.Д., административные истцы получили лишь 21 октября 2018 года, сами решения им направлены не были.

Административные истцы проживают на территории Российской Федерации и не выезжали из страны длительное время, являются гражданами Республики Узбекистан. 19 мая 2016 года Расулов У.Х. был задержан в г. Казань в связи с нахождением в межгосударственном розыске и в отношении него была инициирована экстрадиционная проверка. 25 октября 2016 года Генеральная прокуратура Российской Федерации вынесла решение об отказе в удовлетворении запроса узбекской стороны о его выдаче для уголовного преследования. 01 ноября 2016 года Расулов У.Х. был освобождён из-под стражи. 24 ноября 2017 года Расулов У.Х. Альметьевским городским судом Республики Татарстан был признан виновным в нарушении миграционного режима с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, при этом суд не применил принудительное выдворение в отношении Расулова У.Х., в связи с высоким риском пыток в Республике Узбекистан.

В Республике Узбекистан административным истцам грозят пытки, а также жестокое и бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, поскольку в Республике Узбекистан Расулова У.Х. преследуют по религиозным мотивам. Ему предъявлены обвинения в совершении преступлений против государственного строя на почве религиозного экстремизма и участия в деятельности запрещённой религиозной организации. При этом у них имеется двое несовершеннолетних детей -Х. года рождения, и Х.., года рождения, которые учатся в школах г. <адрес>. Решение об отказе в предоставлении временного убежища в Российской Федерации вынуждает административных истцов вернуться в Республику Узбекистан.

В связи с вышеизложенным, административные истцы просят признать решения административного ответчика - Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан - об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 07 сентября 2018 года и от 10 сентября 2018 года незаконными, отменить эти решения и рассмотреть заявления о предоставлении временного убежища повторно.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель административного ответчика Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее – УВМ МВД по Республике Татарстан) в судебное заседание не явился, извещён.

Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее – МВД по Республике Татарстан) в судебное заседание не явился, извещён, представил письменные возражения.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В связи с этим, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при отсутствии сторон, извещённых надлежащим образом.

Изучив материалы административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4. ст.4 КАС РФиностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» (далее – ФЗ «О беженцах»), устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).

Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (далее – Порядок), решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Из материалов дела следует, что 13 июня 2016 года Расулов У.Х. повторно (после отказов 02 ноября 2015 года и 30 апреля 2016 года) обратился в УВМ МВД по Республике Татарстан с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. 07 сентября 2018 года УВМ МВД по Республике Татарстан в отношении гражданина Республики Узбекистан Расулова У.Х. принято решение об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку не имеется оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах». Кроме того, согласно сведениям, предоставленным УФСБ России по Республике Татарстан, Расулов У.Х. является приверженцем террористической организации «Исламское движение Узбекистан», проходит по списку экстремистов Антитеррористического центра государств-участников СНГ, объявленных в розыск и находящихся в Российской Федерации, в связи с чем УФСБ не исключает, что действия Расулова У.Х. несут угрозу безопасности Российской Федерации и считает предоставление убежища данному гражданину и членам его семьи на территории Российской Федерации нецелесообразным (л.д. 30-35).

10 сентября 2018 года УВМ МВД по Республике Татарстан в отношении гражданки Республики Узбекистан Кукиевой М.Д. и её детей также повторно принято решение об отказе в предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку не имеется оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах» (л.д. 36-40).

Согласно справке о результатах проверки на нахождение в розыске от 18 июня 2018 года № 2896949343/54375122 Расулов У.Х. находится в розыске по УВД Сурхандарьинской области Джаркурганского РОВД за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159 (Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан), ч. 1 ст. 244-2 (Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещённых организациях) Уголовного кодекса Республики Узбекистан, розыскное дело от 16 июля 2009 года, мера пресечения - арест (л.д. 43).

В письменном отзыве, поступившем вне судебного заседания, представителя административного ответчика МВД по Республике Татарстан Николаевой С.Л., действующей на основании доверенности № от 24 октября 2018 года, указано, что доказательства, приводимые административными истцами в обоснование своих требований, а именно: постановление Прокурора Вахитовского района Республики Татарстан от 01 ноября 2016 года об освобождении Расулова из Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1» в связи с истечением срока давности, судебные решения об отмене решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию административным истцам, а также привлечение в административной ответственности за нарушение миграционного законодательства 24 ноября 2017 года в виде административного штрафа, в силу ст. 60 КАС РФ не отвечают требованиям соотносимости доказательств, так как принимались при рассмотрении и разрешении дел по иным предметам спора. Кроме того, доказательств, подтверждающих, что в Республике Узбекистан Расулов У.Х. будет подвергаться риску жестокого обращения, не представлены. Также согласно ответу УФСБ России по Республике Татарстан от 16 июля 2018 года № <адрес> следует, что Расулов У.Х. является приверженцем террористической организации «Исламское движение Узбекистан» (л.д. 59-62).

Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, изложенными в письменном возражении, поскольку объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения Расулова У.Х. и Кукиевой М.Д. стать жертвами или быть подвергнутыми наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителей за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам административными истцами не представлено.

Кроме того, из материалов административного дела, в частности из содержания оспариваемых решений, усматривается, что в Республике Узбекистан у Расулова У.Х. и Кукиевой М.Д. остались проживать близкие родственники – родители, братья, сёстры (л.д. 30, 36), однако сведений о том, что им угрожает опасность либо сведений о том, что они подвергаются преследованию, также не имеется.

Суд полагает, что режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административными истцами лишь как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года, согласно которому организация «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Туркестана») признана террористической и её деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

В указанном выше решении Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года, в частности, отмечается, что «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - создана в 1995 году. Деятельность организации направляется и спонсируется зарубежными исламскими клерикальными центрами, нацеленными на создание в Узбекистане и других странах СНГ экстремистских религиозных организаций. Программа партии предусматривает возрождение «Великого исламского халифата» на территории государств Центрально-азиатского региона с вовлечением в данный процесс кавказских и поволжских республик Российской Федерации. Ближайшими целями являются: дестабилизация внутриполитической ситуации в Узбекистане путём проведения диверсий, террористических актов, планирования и проведения военных акций, провокаций на узбекско-таджикской и узбекско-киргизской границах, захват заложников. С начала 1999 года её действия приняли крайние формы насилия, включая совершение взрывов и похищение людей.

С учётом изложенного выше, очевидно, что деятельность организации «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Туркестана»), приверженцем которой является Расулов У.Х., наносит ущерб безопасности Российской Федерации, угрожает безопасности дружественного государства - Республики Узбекистан, представляет угрозу для мирного существования и прав граждан других государств - членов СНГ, а также всего мирового сообщества.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения УВМ МВД по Республике Татарстан от 07 сентября 21018 года и 10 сентября 2018 года вынесены с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административных истцов не нарушают, не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года «О статусе беженцев», Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев от 1979 года).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Расулова У.Х. и Кукиевой М.Д. оспаривании решений Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан об отказе в предоставлении временного убежища на территории Россииоставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: Р.Р. Сибиев

Копия верна

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан Р.Р. Сибиев

Решение вступило в законную силу:

«______» _____________ 201___ г.

Судья

2а-3706/2018 ~ М-3700/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кукиева М.Д.
Расулов У.Х.
Ответчики
МВД по РТ
УВМ МВД по РТ
Суд
Альметьевский городской суд
Судья
Сибиев Р. Р.
22.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2018[Адм.] Судебное заседание
05.12.2018[Адм.] Судебное заседание
05.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее