2-314/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Пановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 8 июня 2015 года
гражданское дело по иску Подкорытовой М.И. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Подкорытова М.И. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры, указывая, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлялось ей как работнику Филиала «Войсковая часть №» ФБУ войсковая часть №. По обращению о заключении договора социального найма Администрация <адрес> указывала, что жилые дома в <адрес> находятся на балансе Филиала «Войсковой части №». При обращении в Филиал «Войсковая часть №» также отказано в заключение договора социального найма и предоставлении документов, мотивировали свой отказ тем, что жилой фонд, находящийся в <адрес> находится в ведении ФГУ «Центррегионжилье», все документы раннее находившееся в домоуправлении при воинской части переданы в «Центррегионжилье» <адрес>. ФГУ «Центррегионжилье» же отказал по обстоятельствам, что на момент увольнения с военной службы она не была признана нуждающейся в получении жилого помещения и не была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также занимаемое ей жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и предоставляется только по договору найма служебного жилого помещения. Кроме того, также обращалась и к военному прокурору <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона о проведении проверки о том, кому принадлежит жилой фонд, находящейся в <адрес>, какой статус имеет данный жилой фонд и местонахождение документов, являющихся основанием ее заселения в данную квартиру. Но так как рассмотрение данного вопроса не входит в их компетенцию, заявление было направлено по поднадзорности в Военную прокуратуру Центрального военного округа <адрес>. Был получен ответ, что собственниками данного жилого фонда, расположенного в <адрес> является Министерство обороны Российской Федерации, данное жилье имеет статус специализированного жилищного фонда, документы, являющиеся основанием ее вселения в данные квартиры отсутствуют, так как в связи с реорганизацией жилищных органов Минобороны РФ в 2010-2011 гг. в ФГКУ «Центррегионжилье» из ФГКЭУ «<данные изъяты>» документы, послужившие основанием для предоставления занимаемых квартир не поступали. По ее сведениям военный городок, расположенный в <адрес> с Дата является документально открытым, однако письменно подтвердить этот факт не могут. Просила признать за ней право пользование жилым помещением — квартирой <адрес>, на условиях договора социального найма и обязать Министерство Обороны Российской Федерации передать ей в собственность указанную квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседании Подкорытова М.И. дала пояснения согласно изложенным в заявлении доводам, дополнив, что Дата в день своего рождения ее остановил комендант военного городка <адрес> и сказал, что жилищная комиссия решила предоставить ее семье квартиру <адрес>, сказал, чтобы она забрала ключи у бывшего нанимателя этой квартиры ФИО1, который на тот период уже освободил эту квартиру и переселился в новую квартиру в только что построенном многоквартирном доме, там же в <адрес>. Поскольку она знала, где живет бывший наниматель спорной квартиры ФИО1, то пришла к нему за ключами. Он уже знал, что квартира выделена ей и без вопросов передал ей ключи. В тот же день она осмотрела предоставленную ей квартиру. Поскольку квартира требовала ремонта, поэтому с Дата она квартиру ремонтировала, после работы и в выходные дни наклеивала обои, красила полы и окна, белила потолок, перевозила мебель, а с Дата после завершения ремонта она фактически смогла жить в ней.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменного возражения относительно заявленных истцом требований суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, разрешение спора по заявленному требованию оставлял на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в ранее представленных суду возражениях указывал, что в настоящее время, в соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от Дата № Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Центррегионжилье», Учреждение) является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (уполномоченного органа Министерства обороны). ФГКУ «Центррегионжилье» реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны РФ от Дата №, а также приказа Министра обороны РФ от Дата №. ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России возражает по заявленным требованиям по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от Дата № (далее - Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к числу помещений, входящих в специализированный жилищный фонд. Поскольку фактическим основанием предоставления служебного помещения является наличие трудовых отношений между организацией и работником, служебные жилые помещения предоставляются по решению работодателя в ведении которого находятся эти помещения. На основании принятого в установленном порядке решения соответствующий орган исполнительной власти выдает гражданину ордер на служебное жилое помещение. Так же, пунктом 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации регламентировано, что лица из числа гражданского персонала ВС РФ обеспечиваются по месту работы жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Таким образом, ФГКУ «Центррегионжилье» не уполномочено на обеспечение постоянным жильем граждан из числа гражданского персонала ВС РФ, в том числе граждан утратившими связь с Министерством обороны РФ, кем и является истец. Истцом не представлены документы, доказывающие право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании истца нуждающейся в получении жилого помещения органом, уполномоченным принятие решения. Так в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Соответственно, приватизация служебного жилого помещения запрещена. Необходимо отметить, что истцом не представлено каких либо доказательств о том, что спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена по договору социального найма, по ордеру на вселение в указанные жилые помещения. Таким образом, без установления фактического права на вселение в жилое помещение, реализация права на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации не представляется возможной. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – войсковая часть № в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в своем отзыве указывал, что войсковая часть № никогда не являлась и не является балансодержателем жилого фонда в <адрес>. В войсковой части № отсутствуют какие-либо документы, как подтверждающие статус спорного жилого помещения, так и основания для проживания истца. Сведения о том, каким образом, когда и кем спорное жилое помещение предоставлялось истцу, а также является ли жилое помещение служебным, у командования войсковой части № отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в ранее представленном суду отзыве указывал, что по существу заявленных требований ТУ Росимущества в <адрес> сообщает следующее. В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в <адрес>, утвержденным Приказом Росимущества от Дата №, ТУ Росимущества в <адрес> осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории <адрес>, иного федерального имущества, расположенного на территории <адрес>, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации. По состоянию на Дата сведения о жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, к учету не представлялись и отсутствуют в реестре федерального имущества, в связи с чем, правоустанавливающими документами на указанные жилые помещения, а так же сведениями об их правовом статусе ТУ Росимущества в <адрес> не располагает. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 (ред. от 27.01.2012г.) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акциями открытых акционерных, обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, является Министерство обороны Российской Федерации. Решение по существу спора оставлял на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Решением <данные изъяты> суда <адрес> от Дата по гражданскому делу № по иску Подкорытовой М.И. и других к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию в иске Подкорытовой М.И. о признании права пользования жилым помещением квартирой, расположенной по адресу <адрес>, на условиях договора социального найма и о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 09.10.2014г. решение <данные изъяты> суда <адрес> от Дата в этой части оставлено без изменения.
Определением <данные изъяты> суда <адрес> от Дата решение <данные изъяты> суда <адрес> от Дата в отношении Подкорытовой М.И. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что в период с Дата по Дата Подкорытова М.И. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью №, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, с Дата проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирована по указанному месту жительства.
Судом установлено, что жилое помещение, занимаемое истцом, предоставлялось ей как гражданскому персоналу войсковой части № в связи с трудовыми отношениями.
В последствие после вселения истца в спорное жилое помещение, то есть Дата постановлением Администрации <адрес> №, жилое помещение – <адрес>. 92 <адрес> признана служебной.
Факт предоставления и вселения истца в спорную квартиру именно с Дата подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО2, ФИО1, ФИО3
У суда нет оснований не верить пояснениям этих свидетелей, поскольку обстоятельств свидетельствующих о их заинтересованности судом не установлено, их доводы в суде не опровергнуты.
Законность вселения в спорную квартиру, факт проживания истца в ней, ответчиком не оспаривались.
Из информаций Администрации <адрес>, <данные изъяты> филиала ГУП «Кургантехинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> усматривается, что истец право на приватизацию жилого помещения не реализовала, иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности не имеет.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по вышеуказанному адресу в ГУП «Кургантехинвентаризация», Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствуют.
Обращение истца Подкорытовой М.И. с заявлением в Министерство обороны РФ о приватизации жилого помещения оставлено без рассмотрения, в связи с этим у Подкорытовой М.И. возникло законное право для обращения в суд с заявленным требованием.
На дату вселения истца в спорное жилое помещение в Дата правоотношения сторон регулировались положениями Жилищного кодекса. РСФСР.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (после 1 марта 2005 года).
Таким образом, при разрешении спора и установлении статуса занимаемых истцом жилого помещения подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений, в том числе служебных квартир.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Статьей 106 Жилищного кодекса РСФСР регламентирован порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими на основании договора найма, заключаемого в порядке, установленном статьей 105 данного кодекса.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР», утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата №, содержалось разъяснение о том, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
По смыслу закона, важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Таким образом, постановление № от Дата о признании квартиры <адрес> служебным жилым помещением было принято после вселения истца в данную квартиру.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от Дата № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат, но поскольку в данном случае спорная квартира на дату предоставления жилого помещения Подкорытовой М.И. квартира не имела статуса служебной и требования истца о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма является правомерным, поскольку предоставление жилого помещения в качестве служебного возможно лишь после отнесения жилого помещения в установленном законом порядке к числу служебного жилья.
Данная правовая позиция закреплена законодателем и в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с Дата.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным требование истца Подкорытовой М.И. о признании за ней права собственности на занимаемое на условиях договора социального найма жилое помещение в порядке приватизации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Подкорытовой М.И. о признании за ней права пользования жилым помещением - квартирой <адрес> по договору социального найма и признания за ней права собственности на это помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.06.2015 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░