Дело № 2-1128/2023
УИД 23RS0004-01-2023-000509-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 14 июня 2023 года
Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А., при секретаре Куцаевой Ж.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власенко В.Н. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Власенко В.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности, согласно которому ему на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 800 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенный по адресу: (...). Он состоит на кадастровом учете в статусе «актуальные, как ранее учтенные», что подтверждается архивной выпиской от 00.00.0000. 000 филиала ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТР по Краснодарскому краю. Данный земельный участок входит в состав земель принадлежащих СОТ «Надежда». Он ежегодно оплачивает членские взносы, задолженности по которым не имеет, что утверждается справкой СНТ «Надежда». Кроме того, согласно ответа на обращение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.-к. Анапа Краснодарского края от 00.00.0000. 000, по данным Роснедвижимости за ним с 00.00.0000. числится земельный участок, расположенный по адресу: (...), кадастровый номер: 000. Земельный налог с 2006 года оплачен в полном объеме, задолженность отсутствует. 00.00.0000. обратился через МФЦ в Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном учете и государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером: 000, площадью: 800 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенный по адресу: (...). Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 00.00.0000. № 000 государственная регистрация была приостановлена по причине того, что не представлены ни один из документов перечисленных в п.1,2 ч.1 ст. 49 Федерального Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 00.00.0000. обращался к главе муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Ответом Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000. 000 было отказано по причине того, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Истец до подачи заявления о регистрации права собственности неоднократно обращался за документами основаниями, однако положительного результата нижеуказанные обращения не принесли. Просит суд признать право собственности Власенко В.Н. на земельный участок с кадастровым номером: 000, площадью: 800 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенного по адресу: (...). Указать, что решение суда является основанием для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в единый государственный реестр недвижимости и сделок с ним в части регистрации права собственности Власенко В.Н. на земельный участок с кадастровым номером: 000, площадью: 800 кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенный по адресу: (...)
Истец Власенко В.Н. и его представитель по устному ходатайству Либерт А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Афисов В.В. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований согласно представленным письменным возражениям, приобщенных к материалам дела, просил в иске отказать.
Представитель 3-лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Анапский отдел в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил.
Представитель 3-лица председатель СНТ «Надежда» Москалев И.Г. в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Из ст. 15 ЗК РФ следует, что в собственности граждан (частной собственностью ) могут находиться земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером: 000, площадью: 800 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенного по адресу: (...) в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства Российской Федерации не установлены.
Согласно выписке ЕГРН сведения о зарегистрированных правах не значатся.
Истец Власенко В.Н. обратился с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о государственном учете и государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером: 000, площадью: 800 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид использования: земельные участки садоводческого товарищества, расположенный по адресу: (...)
Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 00.00.0000. № 000 государственная регистрация была приостановлена по причине того, что не представлены ни один из документов перечисленных в п.1,2 ч.1 ст. 49 Федерального Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ответу управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 в соответствии со статей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
органам государственной власти и органам местного самоуправления;
государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
казенным предприятиям;
центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст. 6 ЗК РФ объектом права на землю может быть только сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, который имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, тс есть его местоположение должно быть установлено на местности.
Истец Власенко В.Н. не является каким-либо из перечисленных субъектом права и основания для предоставления участка в постоянное (бессрочное) пользование отсутствуют.
Истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка в собственность бесплатно на основании п.3 ст. 39.5 ЗК РФ.
Ответом первого заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 № 000 заявителю пояснено, что в п.3 ст. 39.5 ЗК РФ указан случай предоставления гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Такой земельный участок предоставляется в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
Испрашиваемый земельный участок указанным характеристикам не соответствует, в связи с чем правовые основания для предоставления земельного участка в собственность в соответствии с п.3 ст. 39.5 ЗК РФ отсутствуют.
Согласно письму архивного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 № 000 в имеющихся на хранении постановлениях главы администрации (...) за период с 00.00.0000 г., главы администрации город-курорт Анапа за период с 00.00.0000 г. «О передаче в собственность земельных участков в СОТ «Надежда», сведений о передаче в собственность данного земельного участка и информация на Власенко В.Н. отсутствует.
Из списков членов СОТ «Надежда» усматривается, что документы на прием, либо исключение в СОТ «Надежда» на хранение в архивный отдел не передавались. Сведениями по кадастровым номерам земельных участков документы архивного отдела не располагают.
Согласно ответу управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 границы земельного участка не установлены, адрес не уточнен и определить местоположение земельного участка и предоставить сведения ГИСОГД не представляется возможным.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25.07.2021 № 491 «Об установлении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» установлено, что земельные участки, расположенные в I-ой, во II-ой, в III-ей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны, не подлежат выкупу и предоставлению в собственность.
Предоставление земельных участков в собственность на территории муниципального образования город-курорт Анапа возможно только в следующих населенных пунктах: (...)
В силу ст. 25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
На основании статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1); собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (пункт 3).
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что собственник строения на земельном участке имеет безусловное право пользоваться земельным участком, на котором это строение расположено (определение Судебной коллегии по административным делам от 17 августа 2018 года N18-КГ18-122).
Во исполнение Указа Президента РФ и в соответствии с Федеральными законами от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ и от 23.02.1995 № 26-ФЗ утвержден перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В указанный перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапа, г. Геленджик, и г. Сочи.
На сегодняшний день на территории администрации легитимными считаются границы I и II зон горно-санитарной охраны курорта, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 45 от 30.01.1985 г., и границы III зоны горно-санитарной охраны курорта, утвержденные Правительством Российской Федерации от 22.10.2012 № 1087 «О частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 № 45».
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 406-ФЗ, курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В силу статьи 96 Земельного кодекса РФ разновидностью таких земель, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которых установлен особый правовой режим, являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Использование земельных участков в границах третьей зоны санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 3 статьи 96 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 Закона № 7- ФЗ земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В пункте 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ закреплено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленного до дня вступления его в силу.
Данная позиция также подтверждена Верховным Судом Российской Федерации (определение от 01.02.2016 по делу №№ 308-ЭС15-18307).
По правилам ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного исковые требования Власенко В.Н. о признании за ним права собственности на спорный земельный участок удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Власенко В.Н. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2023г.
Судья
Анапского районного суда В.А. Волошин